Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание экспериментально-опытного обучения





Нами было проведено экспериментально-опытное обучение, с целью апробировать разработанный комплекс упражнений и доказать его эффективность.

Для проведения эксперимента была выбрана группа учащихся средних общеобразовательных школ, которые в то же время учатся в «Республиканском очно-заочном лицее-интернате для одаренных детей из сельской местности». Эксперимент длился в течение 2 лет. На начало эксперимента учащиеся находились в 10 классе. На первой сессии в эксперименте участвовало 16 человек, на момент окончания эксперимента -10 человек. Большинство участников эксперимента изучают английский язык по УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы “English”, а два человека - по УМК А.П. Старкова “English”.

Учащиеся приезжают на сессию 3 раза в год, поэтому мы можем подавать материал порциями, что позволит не навредить общему учебному процессу, осуществить текущий и итоговый контроль, проследить динамику изменений. Экспериментально-опытное обучение проходило в несколько этапов:

1. Предэкспериментальный срез. Его задачей являлось определение уровня сформированности у учащихся грамматического навыка использования Present Perfect.

2. Экспериментально-опытное обучение. Ознакомление с видовременной формой Present Perfect и применение некоторых упражнений нашего комплекса, в соответствии с уровнем учащихся (по результатам первого теста). Ознакомление происходило следующим образом: т.к. учащиеся изучали данное явление в школе, мы предложили им в сравнение предложения в Present Perfect и Past Simple. Учащиеся должны были определить это явление, объяснить его формообразование и функцию.

3. Промежуточный срез. Его целью являлась проверка эффективности проведенных упражнений данного комплекса, выявлений оставшихся ошибок.

4. Экспериментально-опытное обучение. Применение остальных упражнений комплекса, направленных на устранение ошибок, которые учащиеся еще допускают (по результатам 2 теста).

5. Постэкспериментальный срез. Целью являлась проверка эффективности разработанного нами комплекса упражнений.

На первой сессии (осень 2009 года – учащиеся в 10 классе) был проведен предэкспериментальный срез, который содержал 4 задания:

1. Выберите предложения, в которых использовано время Present Perfect. Это задание показывает, насколько учащиеся распознают изучаемое грамматическое явление, отличают его от Past Simple.

2. Поставьте глаголы, данные в скобках, в Present Perfect.

3. Раскройте скобки, используя Present Perfect или Past Simple.

4. Напишите, что ты (родители, друзья…) сделали вчера, а что сегодня (только что). По три предложения на каждый случай. Заданы элементарные речевые ситуации, но учащиеся должны самостоятельно определить, когда используется Past Simple, а когда Present Perfect. (Подробнее см. Приложение 5 на стр. 72)

Задания этого среза показывают, могут ли учащиеся распознавать данное грамматическое явление, насколько хорошо образуют форму времени Present Perfect, как ориентируются в случаях его употребления.

Результаты предэкспериментального среза показали, что учащиеся имеют представление об этом явлении, однако краткая форма мешает учащимся узнать время Present Perfect. Также учащиеся делают ошибки в образовании формы Present Perfect (забывают вспомогательный глагол, не знают 3 формы неправильных глаголов). С четвертым заданием не все учащиеся успешно справились: 3 учащиеся написали предложения только в простом прошедшем времени Past Simple, трудность заключалась также и в значении Present Perfect. И хотя учащиеся изучают английский язык с 5 класса, а интересующее нас явление Present Perfect с 6 класса, мы не можем сказать, что у них сформирован грамматический навык использования Present Perfect. (Подробнее см. Приложение 6 на стр. 74)

Во время сессии, которая длится 1 неделю, учащиеся должны усвоить определенный лексический и грамматический материал (кроме Present Perfect), поэтому мы не имели возможности применить весь комплекс упражнений. Кроме того, мы считаем, что над данным грамматическим явлением необходимо работать непрерывно и регулярно, поэтому разработанный нами комплекс упражнений направлен на поддержание грамматического навыка использования Present Perfect и рассчитан на несколько сессий, чтобы работа над этим явлением велась непрерывно и регулярно.

Выбранные для второй сессии упражнения были направлены как на закрепление формы, так и на понимание разницы между Present Perfect и Past Simple. Поскольку результаты первого среза показали, что учащиеся не могут свободно употреблять изучаемое явление в речи, мы избежали большого количества речевых упражнений на данном этапе. Таким образом, на второй сессии мы представляли преимущественно языковые и условно-речевые упражнения.

Например: 1) Read the text. Circle the verbs in the present perfect, underline the past simple verbs.

2) Now it’s 8 p.m. say what Mary has done today by this time (на основе текста “Mary’s working day”). (Подробнее см. Приложение 11 на стр. 83)

На второй сессии, после проведения экспериментально-опытного обучения, выполнения выбранных нами упражнений, был проведен промежуточный срез для осуществления промежуточного контроля. Данный срез позволил определить, насколько лучше учащиеся усвоили данное грамматическое явление и в чем они еще затрудняются.

Промежуточный срез содержал также 4 задания, однако задания были сложнее, чем в первом срезе. Здесь уже не было задания на определение Present Perfect среди других форм.

1. Write sentences in Present Perfect Simple. Учащимся не надо думать об употреблении, только образовать правильно форму.

2. Choose the correct answer. Учащиеся не образуют самостоятельно форму, а определяют, какое время используется.

3. Choose one correct answer. В этом задании три варианта ответа: две правильные формы Present Perfect и Past Simple, а третий вариант – неправильная форма одного из времен.

4. Your mother comes home and sees that it is a mess in your room. Explain what you have done. Make up 7 sentences, try to use both tenses (Past Simple, Present Perfect). Они должны были высказаться по этой ситуации (устно) используя оба времени. Мы не учитывали количество используемого изучаемого явления, т.е. учащиеся могли использовать его столько раз, сколько хотели, исходя из своей ситуации, главным критерием являлось то, чтобы использование Present Perfect соответствовало речевой ситуации, и форма была образована правильно. Мы дали учащимся время на подготовку, и когда они отвечали, они не слышали друг друга. (Подробнее см. Приложение 7 на стр. 75)

Результаты промежуточного среза показали, что совершенствование грамматического навыка использования Present Perfect проходит успешно, учащиеся лучше образуют форму Present Perfect (ошибки на образование формы единичны), но остались ошибки в употреблении Present Perfect. Большинство учащихся могут использовать Present Perfect в речи, хотя все еще путают его с простым прошедшим временем. Не всегда использование Present Perfect соответствовало речевой ситуации, а некоторые учащиеся делали ошибки в образовании данной видовременной формы. Однако 5 учащихся уже могут целесообразно употреблять Present Perfect в речи и грамотно образовывать форму, и только 3 учащихся не справились с заданием с точки зрения употребления Present Perfect, но в других заданиях теста эти ребята показали лучшие результаты, в сравнении с первым срезом. (Подробнее см. Приложение 8 на стр. 78)

На следующей сессии продолжалась работа над этой ВВФ, которая также была основана на упражнениях нашего комплекса. На этой сессии было больше условно-речевых и речевых упражнений, но мы не пренебрегали языковыми упражнениями, которые необходимы при совершенствовании грамматического навыка использования Present Perfect (особенно на образование формы данного явления).

Например: 1) Read the sentences. Write true or false for the statement that follows.

2) You’ve read the text “English meals” and now imagine you are in England now and you’ve just had breakfast. Tell us about it what you have eaten and drunk for breakfast. (Подробнее см. Приложение 11 на стр. 86)

И в конце 3 сессии учащимся был предложен постэкспериментальный срез.

1. Choose the right answer “right” or “wrong”, if the sentence is wrong write the correct variant.

2. Choose the correct variant.Из 4 предложенных вариантов ответа выбрать правильный: время и форму.

3. Using the words in parentheses, complete the sentences with the appropriate tenses (Present Perfect or Past Simple). Учащимся нужно самостоятельно поставить данный глагол в нужном времени и в правильной форме.

4. Today is Sunday. Write a short story about what you have done this week. Specify the exact dates of the most important events. Use both of the tenses: Present Perfect and Past Simple. 10 sentences. Учащиеся должны были высказаться по этой ситуации (устно) используя оба времени. Мы не учитывали количество используемого изучаемого явления, т.е. учащиеся могли использовать его столько раз, сколько хотели, исходя из своей ситуации, главным критерием являлось то, чтобы использование Present Perfect соответствовало речевой ситуации, и форма была образована правильно. Мы дали учащимся время на подготовку, и когда они отвечали, они не слышали друг друга. (Подробнее см. Приложение 9 на стр. 79)

По результатам постэкспериментального среза можно сделать вывод, что совершенствование грамматического навыка прошло достаточно успешно: учащиеся практически не делают ошибок на образование формы грамматического явления, а также по результатам 3 задания можно сказать, что учащиеся достаточно хорошо ориентируются в ситуации и могут правильно выбрать время между Past Simple и Present Perfect. По результатам 4 задания можно сказать, что учащиеся более целесообразно используют данное грамматическое явление, у большинства учащихся все случаи употребления соответствуют речевой ситуации. (Подробнее см. Приложение 10 на стр. 82)

 

Выводы

– Для прочного формирования грамматического навыка употребления Present Perfect необходимо вести непрерывную работу на протяжении всего курса английского языка в школе.

– Анализ выбранных УМК показал, что УМК серии “New Millennium” предлагает более логично построенную работу над рассматриваемым явлением, чем УМК серии “English” В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, однако есть свои недостатки, особенно на старшей ступени обучения.

– У учащихся на старшей ступени обучения, изучающих английский язык с 5 класса по УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, недостаточно прочно сформирован данный грамматический навык.

– Необходимо создание комплекса грамматически - ориентированных упражнений для формирования и совершенствования грамматического навыка употребления Present Perfect.

– Использование разработанного нами комплекса упражнений способствует успешному совершенствованию грамматического навыка у учащихся на старшей ступени обучения.

 

 

Заключение

В ходе данного исследования мы изучили и обобщили теоретические сведения, посвященные обучению грамматической стороне речи учащихся, проанализировали используемые в настоящее время УМК, разработали комплекс упражнений и провели экспериментально-опытное обучение.

Анализ выбранных нами УМК, а также результаты предэкспериментального среза показали, что на сегодняшний день в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания совершенствованию и поддержанию грамматического навыка использования Present Perfect в речи, особенно на старшей ступени обучения. Количество и характер упражнений, предлагаемых в УМК, не способствует постоянному поддержанию грамматического навыка. Таким образом, можно сказать, что он деавтоматизируется и учащиеся не могут самостоятельно правильно использовать данное грамматическое явление.

Целью данной дипломной работы являлось создание комплекса языковых, условно-речевых (базированных на функциональных грамматически-ориентированных упражнениях и УРУ Е.И. Пассова) и речевых упражнений для поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect в речи учащихся старших классов.

Разработанный нами комплекс упражнений был апробирован во время экспериментально-опытного обучения в Республиканском очно-заочном лицее для одаренных детей из сельской местности. По результатам промежуточного и постэкспериментальго срезов можно сказать, что наша гипотеза подтверждается: регулярная работа над грамматическим навыком использования Present Perfect обеспечивает успешный результат.

Следовательно, экспериментально-опытное обучение доказало эффективность нашего комплекса упражнений для поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect.

Таким образом, поставленные цель и задачи достигнуты.

 

Методические рекомендации

Ввиду того, что грамматический навык использования Present Perfect может деавтоматизироваться необходимо:

1) работать над поддержанием грамматического навыка регулярно, вплоть до окончания школы;

2) при работе над грамматическим навыком обращать внимание, как на форму, так и функцию;

3) вычленять данное грамматическое явление в текстах;

4) выполнять языковые упражнения на образование формы, распознавание Present Perfect, употребление наречий с данной видовременной формой, отличие ее от Past Simple;

5) уделять внимание имитативным и трансформационным упражнениям;

6) включать в работу функциональные грамматически-ориентированные упражнения на основе текстов;

7) Выполнять речевые упражнения и включать данное грамматическое явление во все виды речевой деятельности.

 

 

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.

3. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - №5. – С.22

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

5. Годунов Б.П., Кек Е.М., Ляшева Г.М. Совершенствование иноязычных навыков и умений в функциональных грамматически ориентированных упражнениях по немецкому языку на втором курсе языковых факультетов. – Вологда, 1984г.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – С. 256

7. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под ред. Миролюбова А.А., Рахмановой И.В. – М.: Просвещение, 1967.- 502 с.

8. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка //Иностранные языки в школе, 2005. - №8. – С. 39

9. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык. – 1977. – 216с.

10. Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 4 - 13

11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

12. Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? //Иностранные языки в школе, 2007. - №2. – С.31

13. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам/Под ред. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А. – М., 1981. – 456с.

 

14. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи //Иностранные языки в школе, 1998. - №1. – С. 18

15. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

Учебно-методические комплексы:

16. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2003. – 176с.

17. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2003. – 160с.

18. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2006. – 160с.

19. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2006. – 176с.

20. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2007. – 192с.

21. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2003. – 176с.

22. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2003. – 192с.

23. Английский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.

 

24. Английский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 336 с.

25. Английский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2001. – 319 с.

26. Английский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 253 с.

27. Английский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

28. Английский язык: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.

29. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, М.: Просвещение, 2004

30. Рабочая тетрадь к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, М.: Просвещение, 2001

Интернет-ресурсы:

31. ul-sosh.narod.ru/vozr_osob.rtf по состоянию на 16.05.2011

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=444506 по состоянию на 20.05.2011

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.