Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прогнозные объемы поставок магистрального газа в Томскую область





 

В настоящее время природный газ в Томский регион поступает по трубопроводу Нижневартовск – Парабель – Кузбасс объемом 2 млрд. м3 в год с Нижневартовского и Белозерского ГПЗ (Рисунок 3‑4), состав которого приведен в Таблице 3-11.

 

Рисунок 3‑4. Схема поступления газа в Томский регион


Таблица 3‑11. Усредненный состав газа поступающего по газопроводу Нижневартовск-Парабель-Кузбасс

Компонент % мольн. % масс. Млн. м3
Метан 89.0 77.6 1780.0
Этан 3.9 6.4 78.5
Пропан 3.8 9.1 75.6
Бутан 0.5 1.7 9.0
Изобутан 0.6 1.4 11.0
С5+ 0.0 0.1 0.6
O2 0.1 0.1 1.6
N2 1.9 2.9 38.2
CO2 0.3 0.7 5.5
Всего     2000.0

 

Таблица 3‑12. Усредненный состав газа поступающего по газопроводу Омск-Новосибирск-Кузбасс

Компонент % мольн. тыс. т. млн. м3
Метан 0,890 2,580 1973,8
Этан 0,034 0,099 75,7
Пропан 0,025 0,072 55,2
Бутан 0,006 0,017 13,3
Изобутан 0,006 0,018 14,0
С5+ 0,001 0,003 2,0
O2      
N2 0,034 0,012 9,5
CO2 0,004 0,098 75,0
Всего   2,9 2218,5

 

Оценка текущего и перспективного потребления газа в Томской области.

 

Среди областей Западно-Сибирского региона России, Томская область относится к числу небольших потребителей природного газа. В 1999 году по области было израсходовано 1090,7 млн. м3 природного газа, что составило 6% от общего объема газа, использованного Западно-Сибирским регионом.

По состоянию на начало 2000 г. основными потребителями природного газа в Томской области является:

· Нефтехимическая промышленность, на ее долю приходится 496,6 млн. м3 (45,5%)

· Электроэнергетика, на ее долю приходится 416,8 млн. м3 (38,2%)

 

На территории г. Томска и области расположено 20 предприятий теплоэнергетического комплекса, из них наиболее значимы: Томская ГРЭС-2; предприятие "Тепловые сети" (включая пиково-резервную котельную); ТЭЦ-3; Центральные (г. Томск), Восточные (г. Асино) и Северные (г. Колпашево) электрические сети.

 

К самым крупным потребителям природного газа в области относятся:

 

Таблица 3‑13. Наиболее крупные потребители природного газа в Томской области

 

Тип и название ГРС Мощность, тыс. м3/ч Фактическое потребление за 1999 г, млн. м3 Основные Потребители
ГРС-ТНХК   496,9 ОАО «ТНХК», ООО «Метанол», ООО «Завод Ацетилен»  
ГРС-1 г.Томск   369,8 ОАО «Томскэнерго» ГРЭС-2
ГРС-4 г.Томск   153,6 Томская ТЭЦ-3
ГРС-3 г.Томск   8,9 ФГУП Томское авиапредприятие, АО «Лоскутовское»
Итого   1029.2  

 

В 1999 г. Минэкономики РФ был продлен срок использования газа на первом энергоблоке и пароводяной котельной Томской ТЭЦ-3 (до ввода в эксплуатацию проектного угольного хозяйства) на период с 1999 по 2002 г.г., с годовым расходом условного топлива до 500 тыс. т.у.т., разрешенных в 1996 г., что допускает увеличить потребление газа этой ТЭЦ до 430 млн. м3.

Перспективные и дополнительные объемы газа, поступающие в Томск, также будут связаны с возможным закрытием в Северске (Томск-7) атомной станции теплоснабжения на базе двух реакторных установок АСТ-500 с корпусными водо-водяными низкотемпературными реакторами тепловой мощностью 500 МВт (430 Гкал/ч) каждый.

Альтернативой размещению АСТ-500 может явиться достройка энергоблоков ТЭЦ-3 Томска. Первый блок уже пущен в эксплуатацию и выйдет на проектные показатели уже в конце 2001 г., второй блок будет пущен к 2006 г., а третий в 2008 г. При таком раскладе проблема теплоснабжения Северска и Томска должна быть снята. Дополнительное потребление газа в этом случае возрастет на 400 млн. м3 в 2006 г. (до 300 млрд. м3 на выработку тепловой и до 100 млрд. м3 на выработку электрической энергии), и на 800 млн. м3. в 2008 г (600 и 200 млрд м3. газа соответственно).

Варианты использования углеводородного сырья

Вариантов подготовки сырья на месторождении

 

В главе выполнен анализ основных вариантов использования углеводородных ресурсов месторождений Томской области, в том числе:

 

· существующий вариант («базовый»), не требующий дополнительных капиталовложений, использующий имеющиеся мощности по комплексной переработке углеводородного сырья и транспорту продуктов переработки.

· вариант «Продуктопровод» предполагает создание трубопроводной системы для подачи в магистральную сеть добываемых жидких углеводородов и обеспечения Томского нефтехимического комбината сырьем для синтеза на долгосрочной основе. Этот вариант требует минимума капиталовложений в создание установок по переработке сырья;

· вариант «ГПЗ» предусматривает сооружение газоперерабатывающего завода для извлечения пропан-бутановой фракции, выделяемой при переработке газа, которая будет транспортироваться вместе с газом и впоследствии выделяется как самостоятельная товарная фракция. В этом случае требуются определенные капиталовложения, связанные со строительством турбодетандерной установки по извлечению пропан-бутана на новом газоперерабатывающем заводе;

· вариант «Комбинированный» подразумевает получение дополнительных коммерческих объемов пропан-бутановой и пентан-гексановой фракций, содержащихся в смеси газов магистрального газопровода Нижневартовск-Парабель-Кузбасс, с дальнейшей их закачкой в продуктопровод нестабильного конденсата. В этом случае, также как и в варианте «ГПЗ», требуются дополнительные капиталовложения на создание производственных мощностей завода по переработке газа.

 

 


 

4.1.1 Подготовка и транспорт сырья по базовому варианту

Согласно данному варианту, весь газ с месторождений подается на установки комплексной подготовки газа (УКПГ), расположенных на Мыльджинском и Северо-Васюганском месторождениях. На выходе УКПГ получают: сухой товарный газ, удовлетворяющий требованиям отраслевого стандарта ОСТ 51.40-93, пропан-бутановую фракцию и стабильный конденсат. Товарный газ Мыльджинского и Северо-Васюганского месторождений направляется в магистральный газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс., а товарный газ южной группы месторождений (Останинского и Казанского) поступает в магистральный газопровод Омск – Новосибирск (при разработке этих месторождений на истощение) или закачивается обратно в пласт Казанского месторождения (при разработке этого месторождения в режиме сайклинга). В соответствии со схемой приведенной на Рисунке 4-1, газ Северо-Васюганского месторождения подводится в районе р. Лымжа, а Мыльджинского – к КС Вертикос. Газ Казанского и Останинского месторождений приходится направлять в газопровод Омск-Новосибирск-Кузбасс (в районе КС Кожурлинская) в связи с нехваткой пропускной способности газопровода Нижневартовск-Парабель-Кузбасс для приема газа всех указанных месторождений (с учетом газа с Лугинецкого ГКМ).

Стабильный конденсат, получаемый на УКПГ, в смеси с сырой нефтью, поступает на Лугинецкое месторождение и при помощи насосной станции закачивается в магистральный нефтепровод Александровское – Анжеро-Судженск.

Базисный способ утилизации газового конденсата предусматривает подачу его в нефтепровод по цене нефти. Этот способ реализации конденсата является невыгодным для производителя. В работе были проанализированы технико-экономические показатели еще одного варианта использования потенциала УВС: конденсат в смеси с нефтью поступает на ТНХК, где он попадает на установку отбензинивания нефти, которую в этом случае предлагается соорудить. В этом случае, в районе 749 км НПС «Семилужки» планируется строительство двух ниток нефтепровода до ТНХК, по которым часть нефти поступает на установку отбензинивания, а по второй отбензиненная нефть возвращается обратно в нефтепровод. Проектные параметры такого нефтепровода: протяженность трассы 23 км, диаметр 377х7 мм на нитке НПС «Семилужки» - ТНХК и 325х7 мм на нитке ТНХК - НПС «Семилужки». Предполагаемые капитальные затраты 11,1 млн. долл.

На ТНХК из обогащенной нефти выделяется прямогонный бензин, который в дальнейшем используется комбинатом как сырье для синтеза полиэтиленовой продукции. В районе врезки нефтепровода устанавливается специальный коммерческий узел учета количества и параметров качества нефти, забираемой и возвращаемой в магистральный нефтепровод.

Выделяемый на УКПГ на месторождении пропан-бутан из-за отсутствия приемлемой технологии транспорта и утилизации, закачивается в товарный газ. При этом калорийность товарного газа повышается, что сказывается на цене его реализации. Расчетная низшая теплота сгорания товарного газа при закачке в него пропан-бутановой фракции, по всем рассматриваемым вариантам, составляет не менее 37,7 и не более 38,7 МДж/м3. Это превышает установленную минимальную низшую теплоту сгорания на товарный газ (32,5 МДж/м3) по требованиям ОСТ. В расчетах учтена дополнительная выгода от реализации газа из-за увеличения его калорийности на 16-19% по сравнению со стандартом, которая в среднем оказывается равной 60 руб. за 1000 м3 газа.

 

4.1.2 Подготовка и транспорт сырья по варианту «Продуктопровод»

В этом варианте стабильный конденсат не подается в магистральный нефтепровод и потому удается избежать снижения прибыли (примерно в полтора раза) от его реализации по цене сырой нефти. Вместо этого предлагается ввести в эксплуатацию новый продуктопровод Лугинецкое - Томск, по которому выделенный на УКПГ нестабильный (деэтанизированный) конденсат будет подан на ТНХК, а товарный газ, (как в базовом варианте), направляется в магистральный газопровод. Пропан-бутановая фракция не закачивается в товарный газ и это следует учесть как упущенную выгоду от снижения цены газа по сравнению с базисным вариантом

Нестабильный конденсат на ТНХК стабилизируется и разгоняется до фракции прямогонного бензина, который вместе с выделенной ШФЛУ подается в печи пиролиза для синтеза полиэтиленов.

Схема сырьевых и товарных потоков для варианта «продуктопровод» представлена на рисунке 4-1.

 

Рисунок 4-1. Схема организации технологии переработки углеводородов по варианту «Продуктопровод»

 

4.1.3 Подготовки и транспорт сырья по варианту «ГПЗ»

В этом варианте выделенная на УКПГ пропан-бутановая фракция закачивается в товарный газ, после чего по магистральному газопроводу направляется на новый газоперерабатывающий завод, который предполагается построить после отвода на г. Томск, в районе КС Проскоково. На ГПЗ снова осуществляется выделение смеси пропан-бутанов, что позволит в долгосрочной перспективе устойчиво снабжать Томский регион сжиженными газами, а также обеспечить ТНХК сырьем для синтеза этилена и полипропиленов. Месторасположение этого ГПЗ выбрано с учетом близ расположенной железнодорожной станции, что позволит решить вопрос транспорта части производимой ПБФ не только потребителям г.Томска, но также и на внешний рынок.

Схематически структура сырьевых и товарных потоков для данного варианта представлена на рисунке 4-2.

 

Рисунок 4–2. Схема организации технологии переработки углеводородов по варианту ГПЗ

 

В последние годы в России картина спроса и предложений легкого углеводородного сырья сильно менялась. Относительно высокие показатели потребления в 1990 г. сменились «провалом» в 1995-1997 гг. В последние годы сложилась устойчивая тенденция роста спроса и предложений легких углеводородов в России и странах СНГ (Рисунок 4‑3). С 1998 г. спрос на эту продукцию превышает предложение производителей, что объясняется снижением добычи нефти, растущим спросом на химическую продукцию, дефицитом дешевого высокооктанового топлива для автотранспорта и незаинтересованностью нефтяных компаний в поставках углеводородного сырья на перерабатывающие предприятия России.

В ближайшие годы дефицит ШФЛУ будет устойчиво возрастать, что сделает производство этого сырья весьма привлекательным для нефтегазовых компаний. В Томском регионе потребность в сжиженных углеводородных газах (СУГ) также будет увеличиваться. Прогноз дает оценку темпов рост спроса на СУГ в 3-4 % в год.

Суммарная потребность коммунально-бытового сектора в сжиженных газах для региона (Томская область, Красноярский край, Алтайский край, Новосибирская область) к 2020 г. может вырасти практически в два раза, что позволит сбыть в этом секторе дополнительно до 130 тыс. тонн/год сжиженных углеводородных газов.

Рост использования легкого углеводородного сырья будет наблюдаться по всем сферам потребления, в т.ч., в химической промышленности, в коммунально-бытовом секторе и в качестве автомобильного топлива и т.д..

Основным потенциальным потребителем продукции нового ГПЗ по извлечению сжиженных газов может выступить Томский нефтехимический комбинат.

 

Рисунок 4‑3. Прогноз спроса и предложения на пропан-бутаны

 

Транспорт жидких углеводородов в варианте «ГПЗ» осуществляется по базовому «выгодному» варианту, т.е. нефть и конденсат направляются по существующему нефтепроводу на установку отбензинивания нефти на ТНХК.


4.1.4 Подготовка и транспорт сырья по варианту «Комбинированный»

 

В этом варианте (см. рис. 4‑5) газоперерабатывающий завод строится на пересечении магистрального газопровода с продуктопроводом нестабильного конденсата, предположительно, в районе населенного пункта Кайтес.

Схема транспорта углеводородного сырья до ГПЗ совпадает с вариантом «Продуктопровод». После переработки на ГПЗ «Кайтес» осушенный газ закачивается обратно в магистральный газопровод, а извлеченные пропан-бутановые и пентан-гексановые фракции поступают в продуктопровод, обогащая нестабильный конденсат (рис. 4–4). Осушенный газ подается потребителям, а нестабильный конденсат поступает на переработку на ТНХК. Из обогащенного нестабильного конденсата на ТНХК удается получить товарной продукции на 11-13% больше, чем в варианте «Продуктопровод».

 

Рисунок 4–4. Схема организации технологии переработки углеводородов по варианту «Комбинированный»

 

 


ГПЗ

Рисунок 4-5. Схема возможного расположения ГПЗ в месте пересечения магистрального газопровода и проектируемого продуктопровода в районе н.п. Кайтес








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.