Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекционно- развивающая программа





Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

- Снизить тревожность.

- Усилить “ Я” ребёнка.

- Актуализировать чувство страха.

- Повысить психический тонус ребёнка.

- Осуществить контроль над объектом страха.

- Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижение количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок.

Количество занятий – 10

Продолжительность занятия – 40-50 минут.

Условия организации. Занятия проходили в первой половине дня. Проведено 3 занятия.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

Таблица № 1

№ п/п Название Цель Игры, упражнения Форма работы (индиви-дуальная, групповая) Стимульный материал, оборудование Время
1. Здравствуй, это Я! Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Доброе утро» Упр. «Что я люблю?» Упр. «Качели» Упр. «Угадай по голосу» Упр. «Лягушки на болоте» Упр. «Художники - натуралисты» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, ватман, спокойная музыка, краски, стулья  
2. Мое имя Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми,достижение взаимопонимания и сплоченности Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Узнай по голосу» Игра «Мое имя» Игра «Разведчики» Рисование самого себя Упр. «Доверяющее падение» Упр. «Горячие ладошки» Групповая   Магнитофон, Спокойная музыка, краски, листы бумаги (формат А4)  
3. Настроение Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Возьми, передай» Упр. «Неваляшка» Упр. «Превращения» Рисование на тему «Мое настроение» Упр. «Закончи предложение» Упр. «Пружинки» Упр. «Горячие ладошки» Групповая   Магнитофон, спокойна музыка, Краски, альбомные листы, «пружинки» на отдельных листах  
4. Настроение Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Злые и добрые кошки» Упр. «На что похоже мое настроение?» Упр. «Ласковый мелок» Упр. «Угадай, что спрятано в песке?» Рисование на тему «Автопортрет» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, ватман, песочница, мел.  
5. Наши страхи Стимулирование аффективной сферы ребенка, повышение психического тонуса ребенка Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Петушиные бои» Упр. «Расскажи свой страх» Рисование на тему «чего я боялся, когда был маленький», Упр. «Чужие рисунки», Упр. «Дом ужасов», Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойна музыка, краски, альбомные листы, ватман, подушки  
6. Я больше не боюсь! Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Смелые ребята» Упр. «Азбука страхов» Упр. «Страшная сказка по кругу» Упр. «На лесной полянке» Упр. «Прогони Баба-Ягу» Упр. «Я тебя не боюсь» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, альбомные листы, подушки, задорная музыка  
7. Волшебный лес Развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ,снижение психоэмоционального напряжения,повышение уверенности в себе. Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «За что меня любит мама, папа, сестра и т.д.» Упр. «Лягушки на болоте» Упр. «Неопределенные фигуры» Игра «Тропинка» Коллективный рисунок «Волшебный лес» Упр. «Доверяющее падение» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, ватман, стулья  
8. Сказочная шкатулка Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности Упр. «Росточек под солнцем» Игра «Сказочная шкатулка» Упр. «Конкурс боюсек» Игра «Принц и принцесса» Упр. «Придумай веселый конец» Рисование на тему «Волшебные зеркала» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки  
9. Волшебники Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия Упр. «Росточек под солнцем» Игра «Путаница» Игра «Кораблик» Упр. «Кони и всадники» Упр. «Волшебный сон» Рисуем «Волшебный сон» Упр. «Волшебники» Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойная музыка  
10. Солнце в ладошке Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Незаконченные предложения» Игра «Баба-Яга» Игра «Комплименты» Упр. «В лучах солнышка» Упр. «Солнце в ладошке» Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски, альбомные листы  

 

ЗАНЯТИЕ “НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку)

Упражнение “ Возьми и передай”

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Рисование на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение “ Закончи предложение”

Детям предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

Упражнение “ Пружинки”

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

Упражнение “ Горячие ладошки”.

ЗАНЯТИЕ “ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку)

Упражнение “ Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись когда были маленькими.

Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким…”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Упражнение “ Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются у психолога.

Упражнение “ Горячие ладошки”.

ЗАНЯТИЕ " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку).

Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение “ Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Упражнение “ На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки.

Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

Упражнение “ Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

Упражнение “ Горячие ладошки”.

 

 

Лекция для педагогов

Здравствуйте!!!

Тема нашей сегодняшней беседы будет посвящена детской тревожности. Ведь мы часто слышим от родителей такую фразу: «Что-то мой ребенок в последнее время какой-то тревожный? Может, устал?» Так, давайте попробуем разобраться, что же такое детская тревожность? Каков портрет тревожного ребенка? И как бороться с детской тревожностью?

Работать мы будем по следующему плану:

1. Что такое тревожность?

2. Портрет тревожного ребенка.

3. Как выявить тревожного ребенка?

4. Общие выводы по теме (рекомендации учителям).

1.Что такое тревожность?

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические опасения, беспокойство, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех, же ситуациях он остается спокойным. Это - проявление тревоги. Если же состояние тревоги проявляется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общение с одноклассниками, незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой - либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства.

В чем различие между терминами «страх» и «тревога»? Тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь специалиста.

2. И так, давайте поговорим о портрете тревожного ребенка.

Попробуем его описать. Тревожных детей отмечает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах учащенное сердцебиение. Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

3. Переходим к 3-ему пункту нашего плана работы. Ответим на вопрос как же выявить тревожного ребенка?

Я так думаю, что ответить на этот вопрос нам помогут опытные учителя….(варианты ответов учителей) Они скажут, что прежде чем сделать окончательные выводы необходимо понаблюдать за ребенком. Причем наблюдать нужно в разных ситуациях и в разные дни, в школе и вне ее, в общении с другими детьми.

Бейкер и Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие критерии.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, невозможность иногда сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение в области лица, шеи.

4. Раздражительность.

5. Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляются в его поведении.

Вот появился у вас в классе такой ребенок и сразу возникает вопрос, как помочь такому ребенку? Что делать?

Работа с такими детьми сопряжена с определенными трудностями, как правило, она занимает длительное время.

Специалисты рекомендуют работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1) Повышение самооценки.

2) Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных ситуациях.

3) Снятие мышечного напряжения.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.