Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Империя Хань в 3в. до н.э. – начале 1в. н.э.





Для того, чтобы восстановить экономику страны, нарушенную за время правления Цинь Шихуана, восстания и войны за престол, Гао-цзу пошел на уступки низам и ослабление налогового бремени. Он освободил на 12 лет воинов, пришедших вместе с ним в столичную область, а также семьи, в которых были новорожденные. Были объявлены также свободными те, кто вынужден был продать себя в рабство во время голода. Был снижен земельный налог, который составлял 1/15 урожая. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику. В 156г. налог составлял 1/30 урожая, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались. Также Гоа-цзу не решился полностью восстановить административную систему. Семь наиболее крупных военачальников получили титул «вана», а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения. Это помогло объединить страну. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, с другой – в каждом из наследственных владений были свои органы управления, которые назначались ваном.

После смерти Гао-цзу (195г. до н.э.) среди ванов выделился Лю Би, который в 154г. объединился с шестью другими ванами и двинулся с войском на столицу, однако потерпел поражение. Воспользовавшись удобным моментом, император Цзин-ди лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое войско. Но наибольший шаг к укреплению централизованной власти был сделан при У-ди, время правления которого (140-87гг. до н.э.) было наивысшим расцветом империи. Он ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу, которые теперь передавались не старшему сыну, а делились между наследниками, что привело к уменьшению наследственных владений и ваны практически решили реальной власти.

У-ди было восстановлено ведомство инспекции, которые контролировали окружных чиновников. Изменилась и система назначения чиновников. Начальники округов должны были систематически рекомендовать кандидатов на замещение чиновничьих должностей из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой, как правило, становились чиновниками. Изменения затронули и высших должностных лиц. Права первого министра были ограничены. У-ди сам контролировал деятельность администрации.

Была предпринята попытка унификации идеологии. Конфуцианство стало единой государственной идеологией. Однако это не было чистое конфуцианство, в него были привнесены некоторые положения легизма, прежде всего тезис о значении закона как средства управления страной. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает свои взоры за пределы своего государства.

В это же время один из предводителей сюнну Маодунь сумел объединить разрозненные племена в мощный союз. В 200г. до н.э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но чудом избежал плена. Ханьские правители вынуждены были пойти на унизительный союз. У-ди решает покончить с этим положением. Военные кампании 127-119гг. до н.э. принесли первые победы ханьским войскам. Постепенно характер войны меняется: вместо оборонительной, какой она была вначале, она превращается в захватническую.

В это же время начинаются первые контакты Хань со странами «Западного края». Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен даюэчжи. Ему не удалось выполнить непосредственную миссию, однако он привез сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других странах Средней Азии, с которыми позднее были установлены отношения. В Китай из Средней Азии проникают некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, а позднее – буддизм.

Расширение территории Хань на юго-западе было связано с поисками путей в Индию, о которой слышал во время путешествий Чжан Цянь. И хотя путь в Индию не был найден, к территории Хань были присоединены большие территории «юго-западных варваров». Еще одним объектом экспансии становится Корейский полуостров, где создаются ханьские округа.

Такая захватническая политика не могла не привести к кризису. Для поддержания армии нужны были средства. И У-ди принимает предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее стали выступать многие государственные деятели. Результатом стала отмена монополий на производство и продажу вина, введенной в 98г. до н.э.

Одно из направлений экспансионной политики было создание на присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты должны были нести службу на границе и в то же время заниматься земледелием. В 89г. до н.э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. В манускрипте, изданном императором, от отклонил это предложение и признал, что завоевательная политика только утомила страну и раскаивается. Так закончился «золотой век У-ди». Во второй половине 1в. до н.э. страна опять оказалась в кризисе.

Социально-экономические отношения. Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало более 20 рангов. Титул мог быть пожалован императором за заслуги, его можно было купить. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов, к которым относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, а также мелкие и средние ремесленники и торговцы.

Особое место занимали раб, которые были как частными, так и государственными (частные – разорившиеся простолюдины; государственные – родственники лиц, совершивших преступления). Дети рабов считались рабами.

Вместе с тем сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Разбогатевший простолюдин мог купить себе любой ранг. Представители знати, вызвав неудовольствие императора, могли быть обращены в рабов. Наконец, раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В 1в. до н.э. была широко распространена работорговля. Сделки по продаже рабов оформлялись официальным документом. Цены на рабов были очень высокими.

Существовало два вида налогов – поземельный и подушный. Если в начале империи Хань поземельный налог был снижен для восстановления экономики, то в 1 тыс. до н.э. положение изменилось. Поземельный налог платили землевладельцы, подушный же – непосредственные работники на земле. Подушный налог постоянно повышался, он выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось население от 7 до 56 лет. Однако при У-ди его стали взимать с детей, начиная с трех лет.

Легализация купли-продажи земли приводит к обезземеливанию значительной части крестьян, которые вынуждены брать землю в аренду и платить половину урожая. Все большее распространение получает наемный труд. Идет процесс концентрации земли в руках крупных богачей.


Древний Китай в 1-3вв. н.э.

В конце 1в. до н.э. резко обострились социальные противоречия в стране, начались выступления крестьян против господствующего класса. В этой обстановке родственник императора по женской линии Ван Ман захватил в 9г. н.э. трон и объявил о начале новой династии – Синь. Вслед за этим были проведены реформы земле- и рабовладения. Была запрещена купля-продажа земли, ее единственным собственником стал император. Запрещалась работорговля. Однако реформы были обречены на провал. Уже через три года после их начала Ван Ман уступил богатым землевладельцам и разрешил куплю-продажу земли и рабов. Против него выступили широкие слои населения. Обстановку обостряли стихийные бедствия (сначала засуха, затем саранча), начался голод. В 18г. некий Фань Чун возглавляет группу голодающих крестьян, которая вскоре переросла в 10-тысячную армию, получившую название «краснобровые». В 22г. Ван Ман бросает на подавление восстания 100-тысячную армию, которая терпит поражение.

В это же время на юге возникает другой очаг восстания, повстанцев стали называть «армией Люйлинь» («армия зеленого леса»). Вскоре была захвачена столица, а Ван Ман убит.

В 24г. руководитель восстания «армии зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором, однако в 25г. «краснобровые» захватили столицу и он покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший «армией зеленого леса», «краснобровые» оставили столицу, по дороге попали в окружение и были разбиты. В этом же году Лю Сю объявляет себя императором и переносит столицу на восток в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань.

Первый император новой династии Лю Сю, принявший имя Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу. Он идет на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей.

В период его правления начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и освоению ранее невозделываемых земель. Проводится ряд мероприятий по сокращению рабства. Были изданы рескрипты, освобождающие рабов. Существовал и закон, запрещающий продажу людей в рабство. В 35г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни.

Во внешней политике идет восстановление отношений с соседними странами. Продолжаются войны с племенами сюнну, которые теперь разделены на 2 части – северные и южные (признали власть Ханьской империи). В 73г. было нанесено поражение северным сюнну. Именно в этот период начинается военная и дипломатическая деятельность одного из выдающихся политиков ханьской эпохи – Бань Чао, который установил связи со многими крупными государствами древнего Ближнего Востока. В 1-2вв. Ханьская империя имела постоянные связи с Парфией, которая выступала посредником в торговле Хань со странами Запада.

Разгром северных сюнну не принес империи облегчения, их территории заняли племена сяньби, которые совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. Во 2в. на северо-западных рубежах появляются племена цян, которые также разоряют страну. Племена цян были подчинены лишь в 6-х годах 2в.

Все население империи во 2г. н.э. составляло около 60 млн. человек. Особенно населенной была Среднекитайская равнина. В некоторых провинциях древнекитайского населения не было вовсе, там обитали местные племена.

После резкого сокращения численности в начале 1в. н.э., она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь ко 2в. н.э. В это время произошли значительные перемещения населения, которое заселяло новые территории, оказывая влияние на местных жителей и воспринимая некоторые их культурные особенности.

В 1-2вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, приобретает все большие масштабы. Государство постепенно утрачивает контроль над крестьянами, который лишившись земли, все в большей степени начинает зависеть от крупного землевладельца. В арендных отношениях происходят изменения. Как и раньше, в доход государства выплачиваются подушный и поземельный налоги. Однако теперь арендодатели стремятся скрыть истинное количество арендаторов. В 280г. государство вынуждено было признать право землевладельцев на владение лично зависимыми крестьянами.

В ханьском Китае появляется новый вид поселений – поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику и представляющее собой хозяйственную и социальную единицу. Повседневный быт большого поместья описан в сочинении Цуй Ши. По его словам, в поместье не только производят зерно, но выращивают также овощи и фрукты, весной все женщины заняты сбором тутового листа и выращиванием шелкопряда. Затем разматывают коконы, ткут, окрашивают ткани, шью одежды. Также изготавливают вино, уксус, сушат фрукты, собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину. Следовательно, поместье обеспечивает хозяина всем необходимым. Кроме этого в поместье существует свой вооруженный отряд, способный защитить усадьбу от нападения.

С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во 2в. Одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Ей противостояли приближенные к императору евнухи. Император обрушил репрессии на ученых.

Во 2в. в широких кругах крестьянства нашли поддержку даосские идеи, возникают секты. Руководителем одной из крупнейших был Чжан Цзяо, занимавшийся врачеванием и поэтому был так популярен. Ранней весной 184г. в разных частях империи вспыхнуло восстание. Восставшие повязывали головы платками желтого цвета, за что и получили название «желтых повязок». Основную роль в разгроме восстания сыграли крупные землевладельцы. Несмотря на поражение основных сил, в 185г. восстание вспыхивает вновь, и снова терпит поражение. В 188-207гг. в стране не прекращаются разрозненные восстания, которые подрывают Ханьскую империю.

После смерти императора Лин-ди в 189г. в столице вспыхивает заговор против клики евнухов. Руководитель заговора Дун Чжо возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань и захватывает власть в свои руки. После его смерти в 192г. начинается борьба за власть между военачальниками, что приводит к крушению единой империи. На ее обломках возникают три самостоятельных государства – Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.


Культура Древнего Китая

О мифологии Древнего Китая можно судить только по следам, которые сохранились в более поздних письменных памятниках. Мифы делились на несколько групп.

В космогонических мифах представлены 2 концепции – деление и превращение. Согласно первой, мир возник в результате деления хаоса на 2 первоэлемента – светлое ян и темное инь. Вторая предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации (человек создан из глины богиней Нюй Ва).

Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях (в основном наводнения и засухи) и героях, спасших от них людей. Герои являются также «авторами» технических достижений древности (Суйжэнь научил людей добывать огонь, Фуси изобрел способы охоты и рыбной ловли, Нэньнун изготовил первые земледельческие орудия). Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных (Фуси – с телом змеи, Шэньнун – с головой быка), сто является отображением тотемистических представлений.

Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках, которые появились в результате непорочного зачатия. Это отражение матрилинейности.

Потусторонний мир в представлении китайцев был отражением мира земного. Все боги подчинялись Верховному божеству (Ди). Ближайшее окружение Ди составляют предки вана, поэтому, принося им жертвы, ван мог заручиться их поддержкой. Поэтому же ван в древности и являлся верховным жрецом. В чжоуское время происходит отделение культа предков от культа Верховного божетсва. Возникновение конфуцианства способствовало усилению культа предков и трансформации представлений о Ди в культ Неба. Во 2-3вв. в Китай проникает буддизм.

Наиболее ранними памятниками древнекитайской письменности являются иньские гадательные надписи 14-9вв. до н.э. Подавляющее большинство иньских знаков представляли собой идеограммы. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, которые отличают их от современных китайских иероглифов:

1. Каждый знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части.

2. Большое разнообразие в написании одного и того же знака.

3. Ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

Иньская письменность была заимствована чжоусцами и благодаря этому ее развитие не прервалось. Изменения произошли во 2-1вв. до н.э., когда после унификации возникает новый почерк написания знаков – лишу. В ханьское время письменность уже почти не отличается от современной. Трансформация написания знаков зависела и от материала, на котором писали. Сначала это были тонкие деревянные или бамбуковые планки, шелк, и, наконец, бумага, которая в первые века н.э. вытеснила все остальные материалы.

Образцы древнейших стихотворных произведений Древнего Китая дошли до нас в виде надписей на бронзовых сосудах 11-6вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» включает в себя 305 поэтических произведений, сгруппированных по 4 разделам(«Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений 4в. до н.э., дошедших до нас в виде текстов на каменных тумбах.

Эпоха Чжаньго была временем взлета древнекитайской культуры. В 4в. до н.э. здесь жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов (Сым Сян-жу).

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыкальные инструменты делились на 3 группы: струнные, духовые и ударные. В 1-2вв. в Китае распространяются и новые музыкальные инструменты, заимствованные у соседних народов: лютневидная «пипа», арфа «кунхоу» и др.

В глубокой древности начинает складываться совокупность строительных приемов, которые придают характерные черты ханьской архитектуре. Основу конструкции здания составляли не стены, а столбы каркаса. Здания возводились на приподнятой платформе, стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал использоваться со 2-1вв. до н.э.), крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, покрываемые иероглифами с пожеланиями.

Образцом ханьского строительства была столица – Чанъань, которую окружала стена с 12 воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Вблизи дворцов размещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений.

Следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи.

Показателем общего подъема культуры было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Во 2в. до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», подобный «Началам» Евклида. В нем зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, подобие треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. В это же книге нашли отражение и цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т.д.

С развитием математики были тесно связаны достижения в области астрономии и календаря. Большое внимание уделяется наблюдениям за планетами, в 1в. до н.э. было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года.. в 104г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня, был принят новый календарь, согласно которому год состоял из 12 месяцев.

Весьма значительное развитие получила медицина. Древнекитайские врачи еще в 4-3вв. до н.э. стали применять иглоукалывание. Были найдены рукописи, включающие трактат по диетологии, пособие по лечению методом прижиганий и сборник различных рецептов (280 предписаний для лечения различных болезней). К 3в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.