Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Южный Урал в древности и в средневековье





Параграф 2. Древнейшие обитатели нашего края. Палеолитический период.

Начало истории человека на Южном Урале, по данным ученых, отстоит от наших дней по меньшей мере на 300 тысяч лет. Самая древняя ее страница - эпоха камня. Она - самая протяженная в сравнении с прочими, поскольку закончилась на рубеже IV - III тыс. до н.э.). Но это не единственное ее достоинство. Именно тогда было сделано множество открытий и изобретений, которыми мы пользуемся и по сей день. Именно в те далекие времена определились направления развития жизни современных южноуральцев.

Эпоха камня обычно подразделяется на древний каменный век ( палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). Не будем отступать от этой периодизации и мы.

Время появления первых людей в районе Южного Урала пришлось на ледниковую эпоху в истории Земли. Около 80 тысяч лет назад началось новое оледенение, которое продолжалось, то усиливаясь, то ослабевая, до времени 12-10 тыс.лет от наших дней. И, хотя льды не спускались южнее Северного Урала, весь Урал в целом был частью огромной приледниковой зоны. Господствовали открытые пространства. Ученые отмечают, что в это время природные зоны на Урале причудливо переплетались. Холодные степи продвигались далеко к северу, а тундры - к югу. Изучив пыльцу растений из почвы того времени ученые сделали вывод о том, что в некоторых районах Урала тогда произрастали кроме карликовой березы, полярной ивы,- тундровых растений, в других - ель, сосна, лиственница Из животных водились такие как дикие лошади, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, бурые медведи, волки, лисицы, песцы, зайцы, а также пещерный медведь, пещерная гиена и пещерный лев. Специалисты с удивлением приводят этот список, потому что в более поздние времена эти животные никогда не обитали в пределах одной природной зоны.

Короткое прохладное лето, затяжная суровая и малоснежная зима,- так можно описать климат того далекого времени.

Более или менее современный облик природа и климат района Урала приобретает лишь после окончания последнего оледенения 12-10 тыс.лет назад.

Заселение Урала в целом людьми, началось около 300 тыс.лет назад и продолжалось в течение всего древнего каменного века. Первые люди - приходили на Урал с юга - из района Средней Азии и с юго-запада - из района Кавказа, двигаясь вдоль берегов крупнейших рек - Урала и Камы, или с Русской равнины.

Ученые Г.Н.Матюшин и О.Н.Бадер изучили одну из древнейших стоянок человека на Южном Урале - стоянку Мысовую на оз. Карабалыкты, что западнее Магнитогорска. Впадина со скалистыми стенами была приспособлена неандертальскими охотниками под жилище-убежище. Археологи извлекли из культурного слоя стоянки 50 каменных предметов, характерных для той эпохи: ядрища-нуклеусы ,а также орудия: рубила, остроконечники, скребла.



Искать следы жизни древнейших южноуральцев очень сложно. Порой слои с остатками жизни палеолитических людей оказываются перекрытыми многометровой толщей речных наносов или оползней. Однако, можно смело утверждать, что население нашего края в пору начального его освоения было очень немногочисленным.

Памятники истории Южного Урала поздней поры древнего каменного века (позднего палеолита) более многочисленны. Большинство позднепалеолитических местонахождений на Южном Урале понято археологами как остатки кратковременных остановок групп палеолитических охотников. Они открыты на Южном Урале - в пещерах на р. Юрюзань (Ключевая, Бурановская, Идрисовская ). "Добыча" археологов в этих местах скудна: остатки кострищ, немногочисленные каменные изделия. Другая разновидность памятников позднего палеолита Южного Урала и Зауралья - места разделки туш погибших или убитых на охоте животных. в Южном Зауралье - у г.Троицка на берегу р. Уй при впадении в нее р. Санарка; в Зауралье (Курганская область) - в Варгашинском районе, у д. Шикаевка. Но самые известные памятники древнейшего этапа истории Урала это, конечно, пещеры - святилища с рисунками палеолитических людей, но с ними мы более подробно познакомимся чуть позднее.

В позднем палеолите люди обжили почти весь Урал.Даже в Северном Приуралье,на р.Печореизвестны их стоянки. Считается, что в это время население Урала пополнили переселенцы из Сибири.

Палеолитических южноуральцев кормила, одевала и обогревала охота. Лучше представлены остатки охотничьей жизни уральцев времени позднего палеолита. Выяснено, что на восточных склонах Урала тогда люди преимущественно охотились на лошадей и северных оленей. Считается, что охота была загонной. Найдены и места охоты. Одно из них, на р. Багаряк, на границе Среднего и Южного Зауралья, так описывают ученые В.Т.Петрин и Н.Г.Смирнов:" Грандиозная, отвесно обрывающаяся к реке гряда скал ... служила удобным местом, куда загоняли стада лошадей и северных оленей древние охотники ... и добыче оставался только один путь - в обрыв". Предположение ученых подтверждает находка рядом с описанными скалами маленькой пещерки - грота, раскопки в котором дали множество костей именно этих животных.

Параграф 4. Урал в бронзовом веке.

 

С первых веков II тысячелетия до н.э. и до VII века до н.э. древние народы Урала жили в бронзовом веке,то есть более чем на тысячу лет основным материалом для изготовленияорудий труда и предметов вооружения стал сплав меди с другими металлами, преимущественно с оловом, называемый бронзой.

 

Природа и жизнь людей

 

Жизнь людей в бронзовом веке, как и прежде, сильно зависела от природно-климатических условий и их изменений. Данные различных наук для степей Северного Казахстана и Южного Зауралья говорят о том, что во II тысячелетии до н.э. климат несколько раз менялся. Влажный и теплый климат в начале II тысячелетия до н.э., к ХIII веку до н.э. сменился на очень сухой, а затем, в первой половине I тысячелетия до н.э. вновь постепенно стал влажным. Конечно, сказанное нельзя применять к жителям горных долин и даже предгорий Урала с их многочисленными микроклиматами. Но, когда ученые объясняют причины передвижений лесных народов Приобья в конце бронзового века, одной из них называют значительное увлажнение климата, выгнавшее обитателей таежных просторов на юг Урала.

Народы Урала в бронзовом веке, в зависимости от природного окружения, вели совершенно разный образ жизни. В глухих таежных районах, как и в прошлые эпохи, жили охотники-рыболовы. На юге зоны лесов Урала в хозяйстве населения сочетались как охота, рыболовство, так и проникшее сюда к этому времени из степей скотоводство. Степные племена Южного Урала на протяжении почти всего этого периода занимались исключительно скотоводством. Лишь в конце бронзового века на поселениях южноуральцев появляются следы занятия земледелием.

Уральцы бронзового века впервые основательно потревожили залежи металлических руд. Только на упомянутых раньше Каргалинских рудниках Оренбуржья в бронзовом веке было выплавлено от 1 миллиона до 3 миллионов тонн меди ! Это потребовало особой организации обществ, занимавшихся металлургией и металлообработкой. Но об этом позднее.

 

 

Таинственные поселения

 

Всю вторую половину ХХ века археологи изучали в степях Южного Урала укрепленные рвами и оборонительными стенами древние поселения. Их относят ко времени бронзового века между 4ООО-35ОО лет от наших дней. Особую известность приобрели тогда раскопки поселения и могильника на реке Синташта на юге Челябинской области. Археологам очень помогли ...специалисты по расшифровке снимков, сделанных с самолета. А подобные снимки имеются у геологов на все районы Южного Урала. Именно их приборы позволили впервые в нашем веке увидеть, казалось, навсегда потерянную в веках страну, население которой имело странное обыкновение жить исключительно за оборонительными стенами. К настоящему времени известно примерно 2О подобных поселений. Полосой с севера на юг расположились они вдоль восточных предгорий Южного Урала: от реки Уй до севера Оренбургской области. Одно из них - Аркаим, приобрело мировую известность.

 

Загадки круга и прямоугольника

 

Уже первые раскопки выяснили, что большинство из этих поселений обживалось и перестраивалось по меньшей мере дважды. Самые древние из них - с оборонительными сооружениями, ограничивавшими круглую или овальную площадку. По месту первой находки они названы археологами синташтинскими.

Часто после разрушения синташтинских поселений на их месте строились подобные, но прямоугольной формы. Предметы, оставленные в них, убедили ученых в том,что прямоугольные поселения были построены уже известными вам алакульцами.

Синташтинцы и алакульцы считаются предками и потомками. В устройстве их поселений много общих черт. Каждое из них строилось по заранее разработанному плану. Использовались разнообразные строительные материалы: дерево, камень,глина, земля. Во рвах этих поселений имелись проходы к воротам. Сами стены устраивались по-разному. В качестве их каркаса применялись деревянные или глинобитные конструкции. Затем эти каркасы засыпались землей. Хотя верхняя часть стен ни на одном таком поселении не сохранилась, можно предполагать, что вверху находились площадки, предназначенные для защитников-воинов. Вдоль стен изнутри пристраивались дома. Их справедливее было бы назвать помещениями, потому что они не стояли отдельно друг от друга. Их разделяли засыпные стены, а соединяли проходы в этих стенах. Помещения были перекрыты общей кровлей. Поскольку укрепления поселения описывали круг, то и трапецевидные помещения располагались также по кругу вдоль стены или в два круга с незастроенной площадкой в центре. Если укрепления ограничивали прямоугольную площадку, то два ряда прямоугольных помещений пристраивались с внутренней стороны вдоль длинных стен. Между ними располагалась центральная улица. Если ряды помещений ориентировались вдоль коротких стен, то улиц было несколько. Для сооружения каждого из подобных помещений отрывался неглубокий котлован. Вдоль его краев вкапывались вертикальные столбы, которые удерживали горизонтальные бревна стен. Из помещений можно было выйти на внутреннюю улицу. Выходы не имели ступенек и выглядели как не крутые подъемы. Полы выполнялись из дерева, стены в жилой части, возможно, штукатурились. Кровля над этими помещениями, скорее всего, была плоская, с наклоном внутрь поселения. Вряд ли можно представить помещение без световых окон в кровле, легких перегородок, деливших помещение на отсеки. Предполагается, что в каждом помещении жила большая семья из нескольких поколений близких родственников. По предварительным, подсчетам в подобных поселениях жило по несколько сот человек.

Почему археологи считают, что эти поселения сооружались по предварительному плану ? Вот некоторые из доказательств. Размеры помещений в пределах одного поселения практически одинаковы. Колодцы, имевшиеся в каждом помещении,находятся каждый на строго размеченном месте, и если встать перед одним из них, все колодцы окажутся на одной линии. Это возможно только при условии, что линия колодцев была размечена до строительства стен.

По разным причинам и в разное время эти укрепленные поселения были оставлены людьми. Аркаим, например, пришел в запустение вскоре после сооружения.

 

Приметы древнего колдовства

 

На других поселениях, существовавших дольше, остались следы обычной жизни. Люди, жившие здесь тогда, занимались скотоводством. В их стадах был крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Тысячи костей домашних животных подтверждают это. Обломки керамики, костяные и каменные изделия повествуют о жизни, обычной для степных народов того времени. Но до сих пор над развалинами этих поселений витает дух колдовства. Раскапывая похожее на Аркаим поселение Устье ученые встретили странные скопления костей домашних животных. Представь себе уложенные под полом помещения в глубокой яме по кругу 12 черепов коров, лошадей и овец. Внутреннее пространство круга было заполнено плотно уложенными костями ног тех же животных. Конечно, перед нами жертвенник, остатки ритуальной трапезы обитателей поселения , а кости принадлежали жертвенным животным.По древним верованиям в этой трапезе незримо участвовали и боги. Подобные жертвенники многочисленны и имеют различный вид. Это может быть захороненная перед входом в помещение собака. Внутри помещений, рядом с входами, под полами были найдены погребения детей. Это также остатки обрядов, при совершении которых определенные дети при определенных условиях должны были быть похоронены именно здесь.

 

Поселки металлургов

Одно обстоятельство удивило археологов: огромное количество находок, связанных с металлургией и обработкой бронзы: куски малахита и азурита, металлургические шлаки, слитки металла, заготовки и разнообразные готовые орудия: обломки рудотерок, каменные песты и молотки разных размеров, керамические льячки и другие предметы. Во всех помещениях рядом с колодцами они постоянно находились округлые выкладки из прокаленных камней. Иногда от них к колодцам прослеживалась канавка. Оказалось,что это остатки печей, где не только готовили пищу, но и плавили металл. В этом случае печь загружалась древесным углем. Там же размещались готовый к расплаву слиток либо порция руды. Для достижения необходимой температуры в печь вдували воздух при помощи специального меха. Воздух мог поступать в печь и из колодца. Да, из колодца ! Археологи и историки металлургии выяснили, что при определенных условиях это было возможно.

Итак, в каждом помещении - по металлургической печи. Древние мастера умели ковать бронзовые предметы, отливать их в каменных или керамических формах, сваривать. В раскопанных около этих поселений кладбищах найдены отдельные погребения мастеров - металлургов. В окрестностях этих поселений найдены и древние рудники. Геологи сравнили добытую из них руду с образцами руды из поселений. По составу они оказались очень близкими.

Так что уже 4ООО лет назад на Южном Урале жили народы, одним из основных занятий которых была металлургия и обработка бронзы. Древнейшие из них, синташтинцы, до сих пор продолжают удивлять археологов. Помните, мы уже говорили, что любой древний народ имел свое "лицо" ( определенным образом обустраивал жилье и могилы, использовал одни и те же по форме и орнаменту глиняные сосуды и так далее )? Синташтинцы, обитатели укрепленных поселений, будто решили посмеяться над археологами ! В орнаментах их глиняной посуды переплелись черты нескольких народов. Некоторые ученые объясняют это тем, что описанные поселения были оставлены переселявшимися в то время с запада на восток народами с различной керамикой. Но есть и другое предположение. Дело в том, что древние металлурги и кузнецы передавали тайны своего ремесла по наследству, из поколения в поколение. Ученые, изучавшие, как живут и работают кузнецы у народов, чей образ жизни еще недавно был близок к древнему, установили, что даже жен кузнецы предпочитали брать из семей кузнецов соседних народов, чтобы тайны ремесла не стали известны непосвященным. Перейдя жить в поселение мужа, жена продолжала изготовлять глиняную посуду, как это было принято у женщин ее народа.

Может быть, этим и объясняется разнообразие орнаментов на посуде из загадочных поселений ?

 

Ремесло и волшебство

 

Знаете ли вы, чем отличается ремесло от волшебства ? Подумаем вместе. Конечно, волшебство предполагает власть колдуна над кем-то или чем-то, предполагает общение с духами, богами. Именно волшебством и были в глазах современников древняя металлургия и обработка металлов. В самом деле, как можно спокойно относиться к превращению зеленого камня в расплавленное "солнце", а затем - в золотистую бронзу ! Конечно, это сплошное волшебство, колдовство. Так и воспринимали кузнецов-литейщиков народы, которые еще сравнительно

недавно жили жизнью, похожей на жизнь древних людей.

Древние металлурги считали металл "ребенком", родившимся от брака металлургической печи с воздухом, который нагнетался в нее при помощи мехов. Волшебными и, конечно, живыми, равноправными с мастером участниками колдовства считались и инструменты, особенно литейные формы и сопла ( глиняные трубочки, соединявшие меха с печью ). Раскапывая укрепленные поселения начала бронзового века в Южном Зауралье, археологи не перестают удивляться тому, что среди многочисленных следов работы с рудой и металлом почти нет литейных форм и сопел. По раскопкам в других местах известно, что вышедшие из строя сломанные литейные формы древние мастера хоронили, как людей. Находки подобных "кладов", состоящих из обломков литейных форм бронзового века, известны на одном из озер в черте г.Челябинска. Ученые считают, что уже в эту эпоху мастера могли создавать различные виды бронзы: один состав для изготовления оружия, другой - для украшений. Какие же это "дикари" ! Это сейчас у нас в распоряжении и книги и приборы. Знания древних предшественников приобретались в ходе многочисленных опытов, превращаясь в обряд. Огненное ремесло и тогда было невозможно без мер и весов, без знания пропорций. Это отразилось не только во внешнем виде предметов той поры, но и в правильности очертаний поселений в целом, строгости внутренней застройки.Конечно, оборонительные укрепления прежде всего использовались для защиты поселений от врагов. Но было у них и другое назначение: выполнять роль своеобразной магической черты, границы, которая отделяла мир колдунов-металлургов от обычных людей, смотревших на них со страхом и поклонением.

Юноуральские мастера бронзового века не только изготавливали бронзовые предметы, но и участвовали в экспедициях к соседним и весьма далеким народам. Откуда мы узнаем об этом ? Дело в том, что они оставили могилы своих сородичей далеко от родных мест, на чужих кладбищах от Западной Сибири до Подонья. Почему там эти могилы должны считаться могилами южноуральцев ? Каждый народ хоронил своих умерших сородичей по-своему, и археологи, увидев почти полное их сходство с южноуральскими, решили что эти люди туда пришли с Южного Урала.

 

Судьба синташтинцев

 

Откуда взялись укрепленные поселения мастеров-металлургов ? Наиболее вероятно, что из степей нынешнего Оренбуржья на Южный Урал около 4ООО лет назад переселился народ, обладавший секретами огненного ремесла. Пришельцы нашли здесь "кладовые" медных руд и вместе с местными народами стали их разрабатывать.

Около 35ОО лет назад строительство укрепленных поселений металлургов - кузнецов прекратилось и в бронзовом веке более не возобновлялось. По каким-то причинам необходимость в них отпала. Нет, огненное ремесло не исчезло. Просто оно стало другим. Вряд ли ученые придут к одному мнению, обсуждая причины прекращения строительства этих поселений. Но поразмышлять над этим стоит. И последнее: по-поводу назначения укрепленных поселений бронзового века на Южном Урале существуют и другие точки зрения. Не удивляйтесь, встретив их. Постарайтесь сопоставить мнения и принять чью-либо точку зрения. Археологи считают, что общество синташтинцев было обществом равных, что не исключало власти вождей, хотя по этому поводу среди ученых нет единства. Синташтинцы не только создали уникальное общество колдунов - металлургов и кузнецов. Они были одними из первых народов в степях Евразии, создавших легкую деревянную двухколесную колесницу, запряженную двумя конями. Они изобрели и оригинальную упряжь для колесничных коней, центральной частью которых были костяные диски-нащечники с шипами со стороны, прилегавшей к губам лошади, соединенных с поводьями и позволявших строго управлять одновременно парой лошадей. Курганные могильники синташтинцев, поражающие невероятным богатством и сложностью конструкций могил, зачастую находятся на противоположном от поселения берегу. Чем не "река мертвых" так хорошо знакомая по мифам различных древних народов ?

Синташтинцы очень серьезно повлияли на процесс формирования нескольких крупных археологических культур бронзового века, в частности, срубной.

В то время, когда синташтинцы завоевывали у немногочисленных местных охотничье-рыболовецких племен богатое медными месторождениями Южное Зауралье в лесостепях современной Башкирии уже жили пришедшие с запада, из Поволжья другие завоеватели - племена абашевской культуры. До сих пор ученые не могут определенно сказать откуда они пришли в Поволжье и с какой целью. Археолог из Уфы, В.С.Горбунов считает, что абашевские племена родом из Центральной Европы, а пришли они сюда по лесостепям все за тем же металлом, что и синташтинцы. Через Поволжье они прошли так быстро, что не оставили даже поселений,- только курганные могильники, под которыми в могилах захоронены в необычной позе - на спине, с поднятыми в коленях ногами, погребенные абашевцы.

На Южном Урале они устроились основательно. Хорошо известны их поселения с обильными следами как скотоводства, так и металлургии бронзы (Береговские поселения, поселение Тюбяк и другие) и могильники, где, помимо самих погребенных, найдена необычная для здешних мест, богато орнаментированная керамика.

Абашевцы не просто соседили с синташтинцами, но и активно с ними смешивались. Абашевское время на Южном Урале длилось очень недолго.

 

Срубные племена Приуралья

 

Вскоре новые, уже степные завоеватели сменили их здесь. Это были племена так называемой срубной культуры. С их историей связана почти вся эпоха бронзы на территории степей Оренбуржья, степей и лесостепей современной Башкирии. Сотни срубных поселений и могильников открыты и изучены здесь нескольким поколениями ученых. Оказалось, что срубные племена Южного Приуралья и андроновцы Южного Зауралья, жившие одновременно, очень похожи друг на друга ( по облику своему, языку, занятиям скотоводством и металлургией бронзы, культуре), но это сходство далеко не полное. Если в постройках срубных и андроновских племен можно найти много общих черт, то погребальные их обряды сильно разнятся. Например, срубные племена хоронили умерших на боку, скорченно, головой всегда на север, а алакульцы ( самые древние из андроновцев) - головой преимущественно на запад. Гончарство тех и других очень разное. А вот по отношению к металлургии они похожи. Именно срубные племена в бронзовом веке владели знаменитыми Каргалинскими рудниками и выплавили там за бронзовый век приводившееся выше огромное количество металла. Археолог Е.Н.Черных раскопал поселок срубных металлургов-горняков с картиной древней жизни, очень непохожей на жизнь срубных скотоводов, но очень близкой к той, которая была только что описана для синташтинцев Южного Зауралья.

 

Загадочный обряд федоровцев

 

Скорее всего, из казахстанских степей, не ранее ХIII века до н.э. появились в Южном Зауральу люди федоровской культуры. Оттуда их выгнали грозные изменения в природе,- усыхание климата, сделавшее невозможной там скотоводческую жизнь. Хотя и по месту рождения и по времени его у археологов до сих пор согласия нет. Южноуральские алакульские племена и пришлые федоровские были родственны и быстро слились в одну культуру. В отличие от алакульцев, хоронивших тела умерших в праздничной одежде, федоровцы предпочитали их ... сжигать на погребальном костре, пепел аккуратно собирали, зашивали в сделанное по этому случаю объемное изображение человека и захоранивали вместе с вещами в могилу настолько обширную, как будто она приготовлена была для захоронения тела умершего. В бронзовом веке Южного Урала керамика федоровской культуры, наряду с абашевской, самая богато орнаментированная, а формой сосуды их напоминают цветок тюльпана. Что особенно интересно, так это то, что эта посуда у федоровцев считалась ритуальной, а в быту они пользовались другой, менее нарядной. Этот маленький рассказ о федоровских племенах отражает лишь одну точку зрения. Существуют и другие. Если встретите их, не удивляйтесь и постарайтесь сопоставить.

 

 

Развалины поселений первых земледельцев на Южном Урале

 

Замыкает бронзовый век степей Южного Урала история населения алексеевской культуры. Археологи хорошо определяют даже до раскопок развалины алексеевских поселений по берегам степных рек. Дело в том, что у алексеевцев, живших в период очень сухого климата и вызванного им понижения уровня воды в реках. бытовала традиция устройства жилищ, которые скорее можно назвать подземными. Огромные, просторные, почти на всю высоту стен они были спрятаны в глубокие котлованы. Стены и пол облицовывались деревом. Обложенная дерновыми пластами крыша опиралась с одной стороны на края котлована, с другой - на вертикальные столбы в центральной части постройки. Крыша обязательно имела светодымовое окно, служившее и запасным выходом. По стенам находились лежанки для сна, ниши-углубления для домашней утвари. Зачастую из дома прямо к берегу реки вел крытый коридор. Хозяйкам было удобно.

Алексеевцы были одним из первых народов Урала, начавших заниматься земледелием. При раскопках их поселений находят не только земледельческие орудия труда, но и зерна пшеницы. Так что земледелию на Урале не менее пяти тысяч лет.

Одна из загадок алексеевской культуры - почти полное отсутствие погребений. Известные можно перечислить по пальцам. Ученые пока не могут понять этого. Может быть, причину нужно искать в изменениях в скотоводстве. Если у более древних южноуральских народов бронзового века оно было пастушеским, придомным, то в алексеевское время стада, состоявшие преимущественно из лошадей и мелкого рогатого скота, начинают на лето отгонять на дальние богатые травой пастбища, где они находились до холодов. Может быть, на этих пастбищах и стоит искать алексеевские могилы ?

 

Лесные народы Среднего Зауралья

 

В южной части лесов Среднего Зауралья в начале бронзового века, на рубеже III-II тысячелетий до н.э., протекала история населения аятской культуры - потомков местных обитателей горно-лесного Урала конца каменного века. Они, как и их предки, жили в поселениях состоявших из небольших полупоздемных построек, занимались охотой и рыболовством, пользовались каменными и костяными орудиями.

В первых столетиях II тысячелетия до н.э. аятскую культуру здесь сменила коптяковская культура. Находки на коптяковских поселениях свидетельствуют не только об охоте и рыболовстве, но и о появлении впервые в истории этих мест скотоводства. Коптяковская глиняная посуда богато орнаментирована геометрическими узорами. Наличие следов скотоводства у этих лесных жителей Зауралья, а также следы металлургии бронзы и острореберная форма керамики дали повод ученым считать, что на культуру коптяковцев оказали воздействие степные южноуральские скотоводческие племена.

 

Сюжеты мифов древних уральцев?

 

Лесные жители Зауралья бронзового века продолжали поклоняться животным и птицам, героям-предкам, вырезая металлическими орудиями из дерева их скульптурные изображения. Археологи уже более ста лет извлекают их из толщ влажного торфа стоянок Среднего Зауралья. Удивительно талантливо и точно передан в этих скульптурах облик животных. Здесь нужно назвать скульптурки лосей из Горбуновского торфяника, в спине одного из них вырезано небольшое углубление. Примечательно то, что ноги животных непропорционально длинные и ... приостренные. Так же приострены ноги и у человекообразного идола, найденного там же. Скульптурки явно предназначались для того, чтобы вонзить их в мягкий мох в таежном святилище и совершить перед ними обряд. Удивительны деревянные ковши и черпаки из Шигирского и Горбуновского торфяников с ручками, оформленными скульптурными изображениями головок птиц, преимущественно уток. И это не случайно. Вспомните рисунки на древнегреческих расписных вазах из учебника по истории Древнего Мира, где изображены сцены из мифов о богах и героях. Может быть, и здесь, в Зауралье бронзового века мы должны видеть в головках уток иллюстрацию к мифам древних уральских народов ? Может быть это миф о рождении Мира из яйца утки ? Не верите ? - откройте страницы финского эпоса "Калевала". В одной из его частей вы прочтете о рождении Мира именно из яйца утки. Неужели это просто совпадение ? Навряд ли. Лесные народы Зауралья энеолита и бронзового века считаются учеными, как и их предшественники, угроязычными. Они продолжали использовать святилища у прибрежных скал. Рисунки на скале святилища на реке Серга изображает странную картину, похожую на ... пчелиные соты. Археологи были поражены, увидев их. Дело в том, что рисунок был как две капли воды похож на орнамент древних глиняных сосудов. Но, единственная эпоха, когда уральцы восточных предгорий Урала использовали этот вид орнамента - эпоха энеолита. Скорее всего, так и надо датировать рисунок на скале на реке Серга.

 

Следы лесных культур конца бронзового века

 

Поздний бронзовый век в лесном Зауралье представлен черкаскульской и межовской культурами. Население черкаскульской культуры считается потомками людей аятской культуры раннего бронзового века. Широко известны черкаскульские поселения, такие как Нижняя Макуша, Липовая Курья, Березки V - всего - более 50. По большей части эти поселения состояли из наземных построек, часто значительных по площади, с внутренними перегородками, открытыми очагами. В них могла жить не только большая семья из нескольких поколений родственников, но и содержаться молодые домашние животные в зимний период. В целом такие поселки могли быть местом обитания родовой общины. Могильники черкаскульцев известны плохо. Они представлены каменными оградками, курганами с кольцом из камней вокруг могилы под насыпью, а также земляными курганами. Стенки и дно могил в южных районах распространения черкаскульцев обкладывались каменными плитами или деревом. Погребенные черкаскульцы могли быть уложены в могилу либо на боку скорченно, либо на спине вытянуто, либо тела умерших сжигались на погребальном костре. Вещей в могилах, как правило, немного. В основном это - глиняные сосуды, а также кости животных, преимущественно домашних (мелкого рогатого скота, лошадей). Керамика черкаскульцев горшечной формы или это глиняные блюда. Орнамент сосудов оригинален. Керамика - один из основных признаков, по которым археологи отличают черкаскульскую культуру от других.

Исследователи до сих пор не могут решить ряд вопросов, связанных с изучением черкаскульской культуры. Прежде всего, это проблема происхождения черкаскульцев, точнее, участия в этом уже известных вам степных скотоводческих племен федоровской культуры. Одни археологи считают, что федоровцы, смешавшись с местными лесными народами, и создали черкаскульскую культуру. Другие убеждены в местном происхождении черкаскульцев. Почему стала возможна такая неопределенность ? Дело в том, что вопросы происхождения, устройства общества и духовного мира древних народов, которые изучаются по археологическим материалам, самые сложные для какого-то однозначного решения.

На позднем этапе своей истории черкаскульцы распространяются из лесов Урала на юг, в лесостепи и даже в степи Южного Урала, где смешиваются с местными племенами.

Потомками черкаскульцев, замыкающими историю лесного Зауралья в бронзовом веке считается население, оставившее поселения с полуподземными и наземными постройками и курганные могильники межовской культуры по берегам зауральских озер. Позднее межовцы расселились и в Приуралье. Раскопками установлено, что межовцы вели оседлый образ жизни, занимаясь скотоводством и, возможно, земледелием.Помимо бронзы межовцы научились использовать и железо. Известны следы его плавки на межовских поселениях.

В конце бронзового века из таежных урочищ Приобья продвигаются на юго-запад, до южной кромки лесов Урала группы населения гамаюнской культуры охотников-рыболовов, не знакомых ни со скотоводством, ни с металлами. Археологи очень хорошо распознают остатки их культуры по глиняной посуде, украшенной оттисками "косого" креста, найденным в развалинах их городищ и оригинальных укрепленных жилищ.

 

 

Необычные вещи турбинцев

 

Историю Прикамья в середине II тысячелетия до н.э. представляет турбинская культура. Турбинский могильник (находится в черте современного города Перми), давший имя культуре, точнее, его материалы, стали едва ли не одним из самых значительных археологических открытий, относящихся к эпохе бронзы в ХХ веке. В его погребениях были найдены своеобразные бронзовые и серебряные наконечники копий, бронзовые ножи с отлитыми заодно рукоятями, навершия которых украшены бронзовыми скульптурками, изображающими людей и различных животных, бронзовые полые топоры - кельты. Все эти типы предметов прежде в Прикамье не встречались и выглядели привозными. После десятилетий поисков и раскопок ученые выяснили, что случайные находки и могильники с подобными предметами образуют как бы цепочку, которая протянулась по лесным просторам из Западной Сибири, где подобные предметы встречены в Ростовкинском могильнике, до берегов реки Оки. Археологи полагают, что можно говорить о движении в середине II тысячелетия до н.э. с востока на запад по лесам группы хорошо вооруженного населения, которое и оставило на своем пути редкие могильники со столь необычными вещами.

 

Таким образом, бронзовый век принес народам Урала большие изменения, вызванные как особенностями развития местных народов, продолжавших совершенствовать охотничье-рыболовецкую жизнь, так и резко усилившимся проникновением в район Урала с разных сторон пришлого, в основном ираноязычного, скотоводческого населения. Особенность истории Урала в это время также придают:специализация отдельных групп населения на металлургии и металлообработке бронзы, проникновение скотоводства и металлургии все дальше в лесную зону, образование в южной части уральских лесов в результате давления степных скотоводческих племен групп смешанного населения и усложнение языковой ситуации в районе Урала. Может быть, к этому времени и относится появление в языках угроязычных народов Урала целого ряда заимствований из иранских языков, связанных с металлургией и скотоводством. И еще один очень важный вывод: вероятно, именно со времени появления в бронзовом веке на Южном Урале древних металлургов нужно начинать и историю самой длительной на Земле... войны. Это война людей с природой. Мало того, что древние шахты и карьеры, как об этом пишет археолог Е.Н.Черных, иногда покрывали большие участки земли; огненное ремесло требовало огромных затрат леса. Вплоть до времени, отделенного от нас полутора веками металл плавили, используя древесный уголь. Упомянутый ученый пишет, что для выплавки одной тонны меди требовалось превратить в уголь в специальных печах полтора - два гектара качественного леса !

В степных районах, возможно, с тех пор стали безлесными долины рек около бывших поселений металлургов бронзового века, а плодородный слой земли оказался смытым.

Сейчас, видя мертвые горы в окрестностях медеплавильных заводов, почти мертвые реки после сброса в них стоков металлургических комбинатов, и многое другое, давайте задумаемся над тем, как легко сделать цветущую землю пустыней и стоит ли это делать.

 

Вопросы и задания:

1. Как изменение климата в бронзовом веке влияли на жизнь людей?

2. Почему стала возможной металлургическая специализация обитателей синташтинских городищ?

3. Почему археологи так уверены в переселениях народов в бронзовом веке?

4. Как доказывается то, что изображения зверей и птиц на предметах искусства имели отношения к верованиям бронзового века ?

Литература к учебному курсу “История Урала” ( часть 1 )

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

 

1.Бирюков В.П. Автор









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.