Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выбор темы контрольной работы





Примерная тематика контрольных работ готовится на основе программы курса истории государства и права России. Процесс написания контрольной работы начинается с выбора темы, изучения научной литературы и правовых источников. На этом этапе от слушателя требуется подключение знаний по основам методологии исследования, личной позиции к данной теме, настойчивость в достижении цели и профессионализм.

Вариант (всего предложено 24 варианта контрольной работы) определяется порядковым номером фамилии слушателя в списке учебной группы. В отдельных случаях предусмотрен иной порядок выбора варианта контрольной работы. Каждый вариант работы сопровождается планом, которого следует придерживаться. При этом следует учесть, что узкая, специальная тема потребует от обучаемого более глубокого научного исследования проблемы с анализом источников различного уровня. Обширная тема вбирает в себя целый комплекс проблем нескольких кафедр юридического факультета. Все это заставит слушателя выполнять контрольную работу на границе ряда учебных предметов юридического профиля и потребует от него широкой эрудиции и глубоких знаний.

При возникающих трудностях в выборе темы необходимо обратиться к соответствующему преподавателю кафедры.

 

3. Сбор, анализ и обобщение материалов
(научной информации) по теме

Каждый вариант работы сопровождается достаточно полным списком литературы, который призван оказать определенную помощь при подготовке и написании контрольной работы. При выполнении контрольной работы необходимо предварительно глубоко изучить относящиеся к избранной теме главы учебников, учебных пособий, научные работы, другие материалы. Контрольная работа не должна стать механическим переписыванием одного или нескольких научных произведений и глав учебника. При написании контрольной работы необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники, энциклопедии, материалы периодической печати и так далее; количество их в каждом конкретном случае может варьироваться, но, как правило, составляет не менее 10 (десяти) наименований.

Таким образом, в основе успешного выполнения контрольной работы лежит сбор научной информации. По каждой теме рекомендованы основные источники, которые имеются в библиотеке академии. Для расширения круга источников можно использовать возможности областной библиотеки им. М.Горького и личных библиотек. Помимо монографической литературы и основных журналов («Государство и право», «История государства и права», «Вопросы истории», «История Отечества»), полезную информацию можно почерпнуть из других журналов: «Вестник МГУ: Право», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Юрист» и других изданий периодической печати.

Подборка и анализ информационных материалов – один из наиболее трудоемких этапов работы слушателя и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности юриста. Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом библиотеки академии.

Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи.

В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, разнообразной научной литературой, а также научными школами, которые представляют свои взгляды по избранной слушателем теме.

Рекомендованные источники для подготовки контрольных работ подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме. Поэтому необходимо избегать излишней увлеченности и частых сносок, цитирования работы одного автора или нескольких авторов, придерживающихся одинаковой позиции. Основополагающие вопросы, касающиеся взглядов на сущность истории права и государства, права человека и другие темы подверглись существенным изменениям. Но в настоящее время монографической литературы, отражающей новые взгляды, издано недостаточно. Поэтому слушателям необходимо внимательно изучить тему, исходя из учебников, курса лекций. Следует изучить и рекомендованные журнальные статьи, где уже отражаются происходящие изменения на государственно-правовую действительность. Некоторые источники и издания прошлых лет рекомендованы для изучения слушателям с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях много ценного, где проблемы и категории истории отечественного государства и права разработаны с научных позиций и не подвержены политической и идеологической целесообразности.

При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами важно сравнивать их содержание с уже известными вам источниками, выявлять взаимосвязь с проблемами и подчиненность одних материалов другим. Рассмотрение различных суждений, мыслей – это непременное условие научной работы. Только глубокое овладение материалом позволяет находить противоречия в суждениях, и сопоставление взглядов одних взглядам других дает исток другим мыслям.

Изучение информационных материалов потребует от слушателя делать отдельные выписки и конспектировать основные положения источников. Очень важно ежедневно все выписки систематизировать по разделам и параграфам контрольной работы, выписывать и составлять словарь основных терминов и понятий, создавать таблицы по фактологическому материалу, фиксировать свои выводы и суждения при анализе источников и литературы. Записи изученного материала могут быть в виде тезисов, цитат или развернутого плана-конспекта.

Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного и не включение второстепенного материала в содержание работы зависят от правильного выбора методики исследования.

Основными научными методами исследования являются метод анализа и синтеза. Анализ позволяет сложнее явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов. А это дает возможность слушателю выделить главное звено в системе и опустить второстепенный материал. Синтез же позволяет сравнивать систему, явление, когда отдельным элементам придаются количественные показатели, и они рассматриваются в едином целом. Это дает возможность слушателю сделать правильные собственные оценки рассматриваемым явлениям, что очень ценно в контрольной работе.

Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки контрольной работы должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. должны присутствовать элементы научной полемики. Для достижения такого уровня в работе необходимо уметь пользоваться источниками. Изучая литературу, нормативный материал, необходимо делать закладки или помечать интересующие вас страницы в рабочей тетради. После изучения источника в полном объеме выделяется основная мысль автора, которая сопоставляется с планом конкретного раздела работы, а затем в рабочей тетради следует законспектировать основные положения автора или выписать необходимые цитаты. При этом в соответствии с установленными правилами оформления затекстовых сносок делается пометка, откуда взята эта цитата или изложенная мысль какого-либо автора.

Источником научной информации могут быть лекции не только по истории отечественного государства и права, но и по другим учебным дисциплинам. Необходимо только своевременно выделить в лекции данное положение и перенести эту информацию в рабочую тетрадь или отдельную папку, где накапливается материал.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в контрольной работе. Умение работать с нормативными актами должен показать каждый слушатель в контрольной работе. При работе с нормативным материалом необходима высокая культура обращения. Сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

Результатом аналитической работы слушателя должны быть четко выстроенная схема материалов и знаний по теме истории государства и права, формулировка научно обоснованных выводов и практических предложений.

Таким образом, контрольная работа должна:

1. Быть написана на важную актуальную и практически значимую тему истории отечественного государства и права;

2. Иметь достаточный научный уровень и включать важнейшие историко-правовые аспекты юридических дисциплин, представлять весь спектр взглядов по разрабатываемой теме;

3. Основываться на основных нормативных и правовых документах и критически проанализированной научной историко-правовой литературе;

4. Включать в качестве важного источника современную и прошлую юридическую практику;

5. Показать способность автора самостоятельно и творчески анализировать законодательный материал, умение делать историко-правовые выводы и вносить практические предложения, четко определить и представить концептуальную установку, которой придерживается слушатель.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.