Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА





ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса «История зарубежной литературы XIX века» - познакомить студентов с основными явлениями в западноевропейской литературе XIX века.

Задачи курса:

- сформировать понимание общих методологических основ литературного процесса, умение осмыслить^ особенности творчества писателей и отдельных произведений в их обусловленности художественным методом, направлением, всем историко- литературным развитием страны и эпохи;

- дать представление о декадансе, о соотношении идеала и действительности в эстетике символистов, о характере идеала у натуралистов, эстетов, неоромантиков; и средствах его художественного воплощения; дать представление о реалистическом методе, о социально-исторической обусловленности героя и характере типизации в позднем реализме; выявить специфику

взаимодействия романтического и реалистического методов в творчестве выдающихся зарубежных писателей эпохи;

- закрепить навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; дать специальную подготовку к проведению занятий в школе по изучению реалистических произведений (Флобер «Саламбо», Стивенсон «Остров сокровищ», Дж. Лондон «Любовь к жизни» и др.);

- ознакомить студентов с важнейшими историко-литературными концепциями российских и зарубежных ученых; развить умение самостоятельного критического подхода к различным литературоведческим исследованиям и закрепить навыки их реферирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

)

Студент должен знать:

• основные сведения из биографий крупнейших писателей изученного периода;

• имена ведущих переводчиков, исследователей,, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники;

• литературно-критические труды представителей изучаемой эпохи (Ж.Мореас «Литературный манифест. Символизм», Рене Гиль «Предисловие к «Трактату о слове» М. Метерлинк «Трагическое в повседневной жизни» и др.);

• базовую терминологию, основные понятия и термины, их использование при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.

Студент должен уметь:

• рассматривать литературный процесс второй, половины XIX века в культурном контексте эпохи;

• анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, выделять специфику и роль описания портрета и предметного мира в реализме, натурализме, неоромантизме, эстетизме;

• прочитать наизусть 3-4 стихотворения/фрагмента (на выбор);

• самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе;

• ответить в письменной форме на контрольные вопросы по курсу;

• дать грамотно построенный, развернутый | устный ответ в ходе проведения экзамена.

• осознанного восприятия лекционного материала и его дальнейшего
углубления в процессе самостоятельной работы и на практических
занятиях;

• проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям;

• пользования справочной и учебной литературой (литературными
энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

• реферирования и конспектирования исследовательской литературы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие
виды деятельности:

• чтение обязательных художественных текстов;

• подбор литературы и составление портфолио по конкретным темам
курса;

• работа со справочной литературой (энциклопедиями, словарями,
библиографическими справочниками);

• реферирование и конспектирование первоисточников и другой
критической литературы;

• подготовка к практическим занятиям, чтение и анализ текстов;

• изучение тем/разделов курса, которые не рассматривались на лекциях;

• овладение терминологическим минимумом;

• подготовка к экзамену

 

 

Задания для самостоятельной работы

I

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Творчество Г. де Мопассана. Социально-психологический роман
"Жизнь", тема крушения иллюзий в творчестве,писателя. Роман-памфлет
"Милый друг".

2. А. Доде — продолжатель французской реалистической традиции.

3. Творческий путь А. Франса. Развитие жанра философского романа.
"Преступление Сильвестра Боннара".

4. Р. Роллан — крупнейший реалист Франции рубежа веков. Проблемы
искусства и героя в романе "Жан-Кристоф".

 

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. П. Верлен. Осенняя песня.

2. Ж. де Нерваль. Золотые стихи.

3. Ш. Бодлер. Соответствия.

4. А. Рембо. Гласные.

5. Р. Киплинг. Заповедь.

Поль Верлен
Осенняя песня

Издалека
Льется тоска
Скрипки осенней -
И, не дыша,
Стынет душа
В оцепененье.

Час прозвенит -
И леденит
Отзвук угрозы,
А помяну
В сердце весну -
Катятся слезы.

И до утра
Злые ветра
В жалобном вое
Кружат меня,
Словно гоня
С палой листвою.

Пер. Б. Пастернака.

 

Жерар де Нерваль
Золотые стихи

Очнись! Все в мире чувствует.

Пифагор

Ты веришь, человек, что нам одним судьбою
Дан разум и без нас вселенная пуста;

Да, мысль твоя вольна, но с нею неспроста
Мир не считается наедине с собою.

В любом цветке душа распахнута с мольбою;
Чем бессловесней тварь, тем жарче немота;
Мистерия любви в металле отлита -
Все в мире чувствует! И властно над тобою.

Как соглядатая, страшись слепой стены -
Крупицы разума везде растворены,
И злом не оскверняй глагол непробужденный.

Бог и в убожестве является порой,

И, как под веками зрачок новорожденный,

Упорно зреет дух под каменной корой.

Шарль Бодлер
Соответствия

Природа - древний храм. Невнятным языком
Живые говорят колонны там от века;
Там дебри символов смущают человека,
Хоть взгляд их пристальный давно ему знаком.

Неодолимому влечению подвластны.
Блуждают отзвуки, сливаясь в унисон,
Великий, словно свет, глубокий, словно сон.
Так запах, цвет и звук между собой согласны.

Бывает запах свеж, как плотъ грудных детей,
Как флейта, сладостен и зелен, как поляна.
В других - растленное игралище страстей.

Повсюду запахи струятся постоянно,
В бензое, в мускусе и в ладане поет
Осмысленных стихий сверхчувственный полет.

Пер. В. Микушевича

Артюр Рембо
Гласные

А черный, белый Е, И красный, У зеленый,
О голубой - цвета причудливой загадки:

А - черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы вечной мглы, Е - белые палатки,

Льды, белые цари, сад, небом окропленный;

И - пламень пурпура, вкус яростно соленый –

Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

У - трепетная гладь, божественное море,

Покой бескрайних нив, покой усталом взоре

Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

О - резкий горний горн, сигнал миров нетленных,

Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:

О - лучезарнейший Омеги вечный взгляд!

Пер. В.-Микушевича

Стефан Малларме Лебедь

Бессмертный, девственный, властитель красоты,

Ликующим крылом ты разобьешь ли ныне

Былое озеро, где спит окован в иней,

Полетом ясный лед, не знавших высоты!

О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты!

Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:

Уже блестит зима безжизненных уныний,

А стран, где жить тебе, не создали мечты.

Белеющую смерть твоя колеблет шея,

Пространство властное ты отрицаешь, но

В их ужасы зажато крыло, все слабея.

О призрак, в этой мгле мерцающий давно!

Ты облекаешься презренья сном холодным

В своем изгнании - ненужном и бесплодном!

 

Редьярд Киплинг Заповедь

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же-слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Предисловие к «Трактату о слове» Рене Гиля. // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Изд-во Московского университета, 1993. С. 423-428.

2. М. Метерлинк. Интервью. //Там же. С. 441-443.

3. А. Жид. Трактат о Нарциссе (Теория Символа) //Там же. С. 444-452.

4. Драма Г. -Ибсена «Кукольный дом» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с. 163-172.

5. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (проблема конфликта и характера) // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с.179-186.

6. Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» // Практические занятия по зарубежной литературе, М., 1981, с. 172-179.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. романтизм

2. реализм

3. символизм

4. модернизм

5. декаданс

6. натурализм

7. позитивизм

8. эстетизм

9. неоромантизм

10. семейная хроника

11. приключенческий роман

12. исторический роман

13. «экзотический роман»

14. детектив

15. новелла

16. драма

17. «новая драма»

18. пьеса для чтения

19. пьеса-дискуссия

20. притча

21. ретроспективная композиция

22. парадокс

23. символ

24. архетип

25. подтект

26. философский роман

 

 


Практическое занятие № 1

(2 часа)

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса «История зарубежной литературы XIX века» - познакомить студентов с основными явлениями в западноевропейской литературе XIX века.

Задачи курса:

- сформировать понимание общих методологических основ литературного процесса, умение осмыслить^ особенности творчества писателей и отдельных произведений в их обусловленности художественным методом, направлением, всем историко- литературным развитием страны и эпохи;

- дать представление о декадансе, о соотношении идеала и действительности в эстетике символистов, о характере идеала у натуралистов, эстетов, неоромантиков; и средствах его художественного воплощения; дать представление о реалистическом методе, о социально-исторической обусловленности героя и характере типизации в позднем реализме; выявить специфику

взаимодействия романтического и реалистического методов в творчестве выдающихся зарубежных писателей эпохи;

- закрепить навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; дать специальную подготовку к проведению занятий в школе по изучению реалистических произведений (Флобер «Саламбо», Стивенсон «Остров сокровищ», Дж. Лондон «Любовь к жизни» и др.);

- ознакомить студентов с важнейшими историко-литературными концепциями российских и зарубежных ученых; развить умение самостоятельного критического подхода к различным литературоведческим исследованиям и закрепить навыки их реферирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

)

Студент должен знать:

• основные сведения из биографий крупнейших писателей изученного периода;

• имена ведущих переводчиков, исследователей,, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники;

• литературно-критические труды представителей изучаемой эпохи (Ж.Мореас «Литературный манифест. Символизм», Рене Гиль «Предисловие к «Трактату о слове» М. Метерлинк «Трагическое в повседневной жизни» и др.);

• базовую терминологию, основные понятия и термины, их использование при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.

Студент должен уметь:

• рассматривать литературный процесс второй, половины XIX века в культурном контексте эпохи;

• анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, выделять специфику и роль описания портрета и предметного мира в реализме, натурализме, неоромантизме, эстетизме;

• прочитать наизусть 3-4 стихотворения/фрагмента (на выбор);

• самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе;

• ответить в письменной форме на контрольные вопросы по курсу;

• дать грамотно построенный, развернутый | устный ответ в ходе проведения экзамена.

• осознанного восприятия лекционного материала и его дальнейшего
углубления в процессе самостоятельной работы и на практических
занятиях;

• проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям;

• пользования справочной и учебной литературой (литературными
энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

• реферирования и конспектирования исследовательской литературы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие
виды деятельности:

• чтение обязательных художественных текстов;

• подбор литературы и составление портфолио по конкретным темам
курса;

• работа со справочной литературой (энциклопедиями, словарями,
библиографическими справочниками);

• реферирование и конспектирование первоисточников и другой
критической литературы;

• подготовка к практическим занятиям, чтение и анализ текстов;

• изучение тем/разделов курса, которые не рассматривались на лекциях;

• овладение терминологическим минимумом;

• подготовка к экзамену

 

 

Задания для самостоятельной работы

I

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Творчество Г. де Мопассана. Социально-психологический роман
"Жизнь", тема крушения иллюзий в творчестве,писателя. Роман-памфлет
"Милый друг".

2. А. Доде — продолжатель французской реалистической традиции.

3. Творческий путь А. Франса. Развитие жанра философского романа.
"Преступление Сильвестра Боннара".

4. Р. Роллан — крупнейший реалист Франции рубежа веков. Проблемы
искусства и героя в романе "Жан-Кристоф".

 

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. П. Верлен. Осенняя песня.

2. Ж. де Нерваль. Золотые стихи.

3. Ш. Бодлер. Соответствия.

4. А. Рембо. Гласные.

5. Р. Киплинг. Заповедь.

Поль Верлен
Осенняя песня

Издалека
Льется тоска
Скрипки осенней -
И, не дыша,
Стынет душа
В оцепененье.

Час прозвенит -
И леденит
Отзвук угрозы,
А помяну
В сердце весну -
Катятся слезы.

И до утра
Злые ветра
В жалобном вое
Кружат меня,
Словно гоня
С палой листвою.

Пер. Б. Пастернака.

 

Жерар де Нерваль
Золотые стихи

Очнись! Все в мире чувствует.

Пифагор

Ты веришь, человек, что нам одним судьбою
Дан разум и без нас вселенная пуста;

Да, мысль твоя вольна, но с нею неспроста
Мир не считается наедине с собою.

В любом цветке душа распахнута с мольбою;
Чем бессловесней тварь, тем жарче немота;
Мистерия любви в металле отлита -
Все в мире чувствует! И властно над тобою.

Как соглядатая, страшись слепой стены -
Крупицы разума везде растворены,
И злом не оскверняй глагол непробужденный.

Бог и в убожестве является порой,

И, как под веками зрачок новорожденный,

Упорно зреет дух под каменной корой.

Шарль Бодлер
Соответствия

Природа - древний храм. Невнятным языком
Живые говорят колонны там от века;
Там дебри символов смущают человека,
Хоть взгляд их пристальный давно ему знаком.

Неодолимому влечению подвластны.
Блуждают отзвуки, сливаясь в унисон,
Великий, словно свет, глубокий, словно сон.
Так запах, цвет и звук между собой согласны.

Бывает запах свеж, как плотъ грудных детей,
Как флейта, сладостен и зелен, как поляна.
В других - растленное игралище страстей.

Повсюду запахи струятся постоянно,
В бензое, в мускусе и в ладане поет
Осмысленных стихий сверхчувственный полет.

Пер. В. Микушевича

Артюр Рембо
Гласные

А черный, белый Е, И красный, У зеленый,
О голубой - цвета причудливой загадки:

А - черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы вечной мглы, Е - белые палатки,

Льды, белые цари, сад, небом окропленный;

И - пламень пурпура, вкус яростно соленый –

Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

У - трепетная гладь, божественное море,

Покой бескрайних нив, покой усталом взоре

Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

О - резкий горний горн, сигнал миров нетленных,

Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:

О - лучезарнейший Омеги вечный взгляд!

Пер. В.-Микушевича

Стефан Малларме Лебедь

Бессмертный, девственный, властитель красоты,

Ликующим крылом ты разобьешь ли ныне

Былое озеро, где спит окован в иней,

Полетом ясный лед, не знавших высоты!

О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты!

Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:

Уже блестит зима безжизненных уныний,

А стран, где жить тебе, не создали мечты.

Белеющую смерть твоя колеблет шея,

Пространство властное ты отрицаешь, но

В их ужасы зажато крыло, все слабея.

О призрак, в этой мгле мерцающий давно!

Ты облекаешься презренья сном холодным

В своем изгнании - ненужном и бесплодном!

 

Редьярд Киплинг Заповедь

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же-слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Предисловие к «Трактату о слове» Рене Гиля. // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Изд-во Московского университета, 1993. С. 423-428.

2. М. Метерлинк. Интервью. //Там же. С. 441-443.

3. А. Жид. Трактат о Нарциссе (Теория Символа) //Там же. С. 444-452.

4. Драма Г. -Ибсена «Кукольный дом» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с. 163-172.

5. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (проблема конфликта и характера) // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с.179-186.

6. Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» // Практические занятия по зарубежной литературе, М., 1981, с. 172-179.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. романтизм

2. реализм

3. символизм

4. модернизм

5. декаданс

6. натурализм

7. позитивизм

8. эстетизм

9. неоромантизм

10. семейная хроника

11. приключенческий роман

12. исторический роман

13. «экзотический роман»

14. детектив

15. новелла

16. драма

17. «новая драма»

18. пьеса для чтения

19. пьеса-дискуссия

20. притча

21. ретроспективная композиция

22. парадокс

23. символ

24. архетип

25. подтект

26. философский роман

 

 


Практическое занятие № 1

(2 часа)

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.