|
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКАСтр 1 из 2Следующая ⇒ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса «История зарубежной литературы XIX века» - познакомить студентов с основными явлениями в западноевропейской литературе XIX века. Задачи курса: - сформировать понимание общих методологических основ литературного процесса, умение осмыслить^ особенности творчества писателей и отдельных произведений в их обусловленности художественным методом, направлением, всем историко- литературным развитием страны и эпохи; - дать представление о декадансе, о соотношении идеала и действительности в эстетике символистов, о характере идеала у натуралистов, эстетов, неоромантиков; и средствах его художественного воплощения; дать представление о реалистическом методе, о социально-исторической обусловленности героя и характере типизации в позднем реализме; выявить специфику взаимодействия романтического и реалистического методов в творчестве выдающихся зарубежных писателей эпохи; - закрепить навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; дать специальную подготовку к проведению занятий в школе по изучению реалистических произведений (Флобер «Саламбо», Стивенсон «Остров сокровищ», Дж. Лондон «Любовь к жизни» и др.); - ознакомить студентов с важнейшими историко-литературными концепциями российских и зарубежных ученых; развить умение самостоятельного критического подхода к различным литературоведческим исследованиям и закрепить навыки их реферирования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ) Студент должен знать: • основные сведения из биографий крупнейших писателей изученного периода; • имена ведущих переводчиков, исследователей,, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники; • литературно-критические труды представителей изучаемой эпохи (Ж.Мореас «Литературный манифест. Символизм», Рене Гиль «Предисловие к «Трактату о слове» М. Метерлинк «Трагическое в повседневной жизни» и др.); • базовую терминологию, основные понятия и термины, их использование при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом. Студент должен уметь: • рассматривать литературный процесс второй, половины XIX века в культурном контексте эпохи; • анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, выделять специфику и роль описания портрета и предметного мира в реализме, натурализме, неоромантизме, эстетизме; • прочитать наизусть 3-4 стихотворения/фрагмента (на выбор); • самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе; • ответить в письменной форме на контрольные вопросы по курсу; • дать грамотно построенный, развернутый | устный ответ в ходе проведения экзамена. • осознанного восприятия лекционного материала и его дальнейшего • проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям; • пользования справочной и учебной литературой (литературными • реферирования и конспектирования исследовательской литературы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие • чтение обязательных художественных текстов; • подбор литературы и составление портфолио по конкретным темам • работа со справочной литературой (энциклопедиями, словарями, • реферирование и конспектирование первоисточников и другой • подготовка к практическим занятиям, чтение и анализ текстов; • изучение тем/разделов курса, которые не рассматривались на лекциях; • овладение терминологическим минимумом; • подготовка к экзамену
Задания для самостоятельной работы I Темы, вынесенные на самостоятельное изучение 1. Творчество Г. де Мопассана. Социально-психологический роман 2. А. Доде — продолжатель французской реалистической традиции. 3. Творческий путь А. Франса. Развитие жанра философского романа. 4. Р. Роллан — крупнейший реалист Франции рубежа веков. Проблемы
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ 1. П. Верлен. Осенняя песня. 2. Ж. де Нерваль. Золотые стихи. 3. Ш. Бодлер. Соответствия. 4. А. Рембо. Гласные. 5. Р. Киплинг. Заповедь. Поль Верлен Издалека Час прозвенит - И до утра Пер. Б. Пастернака.
Жерар де Нерваль Очнись! Все в мире чувствует. Пифагор Ты веришь, человек, что нам одним судьбою Да, мысль твоя вольна, но с нею неспроста В любом цветке душа распахнута с мольбою; Как соглядатая, страшись слепой стены - Бог и в убожестве является порой, И, как под веками зрачок новорожденный, Упорно зреет дух под каменной корой. Шарль Бодлер Природа - древний храм. Невнятным языком Неодолимому влечению подвластны. Бывает запах свеж, как плотъ грудных детей, Повсюду запахи струятся постоянно, Пер. В. Микушевича Артюр Рембо А черный, белый Е, И красный, У зеленый, А - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и воздух воспаленный. Заливы вечной мглы, Е - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом окропленный; И - пламень пурпура, вкус яростно соленый – Вкус крови на губах, как после жаркой схватки. У - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой усталом взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят; О - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие вселенных: О - лучезарнейший Омеги вечный взгляд! Пер. В.-Микушевича Стефан Малларме Лебедь Бессмертный, девственный, властитель красоты, Ликующим крылом ты разобьешь ли ныне Былое озеро, где спит окован в иней, Полетом ясный лед, не знавших высоты! О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты! Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней: Уже блестит зима безжизненных уныний, А стран, где жить тебе, не создали мечты. Белеющую смерть твоя колеблет шея, Пространство властное ты отрицаешь, но В их ужасы зажато крыло, все слабея. О призрак, в этой мгле мерцающий давно! Ты облекаешься презренья сном холодным В своем изгнании - ненужном и бесплодном!
Редьярд Киплинг Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Умей мечтать, не став рабом мечтанья, Умей поставить, в радостной надежде, Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ 1. Предисловие к «Трактату о слове» Рене Гиля. // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Изд-во Московского университета, 1993. С. 423-428. 2. М. Метерлинк. Интервью. //Там же. С. 441-443. 3. А. Жид. Трактат о Нарциссе (Теория Символа) //Там же. С. 444-452. 4. Драма Г. -Ибсена «Кукольный дом» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с. 163-172. 5. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (проблема конфликта и характера) // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с.179-186. 6. Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» // Практические занятия по зарубежной литературе, М., 1981, с. 172-179. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 1. романтизм 2. реализм 3. символизм 4. модернизм 5. декаданс 6. натурализм 7. позитивизм 8. эстетизм 9. неоромантизм 10. семейная хроника 11. приключенческий роман 12. исторический роман 13. «экзотический роман» 14. детектив 15. новелла 16. драма 17. «новая драма» 18. пьеса для чтения 19. пьеса-дискуссия 20. притча 21. ретроспективная композиция 22. парадокс 23. символ 24. архетип 25. подтект 26. философский роман
Практическое занятие № 1 (2 часа)
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса «История зарубежной литературы XIX века» - познакомить студентов с основными явлениями в западноевропейской литературе XIX века. Задачи курса: - сформировать понимание общих методологических основ литературного процесса, умение осмыслить^ особенности творчества писателей и отдельных произведений в их обусловленности художественным методом, направлением, всем историко- литературным развитием страны и эпохи; - дать представление о декадансе, о соотношении идеала и действительности в эстетике символистов, о характере идеала у натуралистов, эстетов, неоромантиков; и средствах его художественного воплощения; дать представление о реалистическом методе, о социально-исторической обусловленности героя и характере типизации в позднем реализме; выявить специфику взаимодействия романтического и реалистического методов в творчестве выдающихся зарубежных писателей эпохи; - закрепить навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; дать специальную подготовку к проведению занятий в школе по изучению реалистических произведений (Флобер «Саламбо», Стивенсон «Остров сокровищ», Дж. Лондон «Любовь к жизни» и др.); - ознакомить студентов с важнейшими историко-литературными концепциями российских и зарубежных ученых; развить умение самостоятельного критического подхода к различным литературоведческим исследованиям и закрепить навыки их реферирования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ) Студент должен знать: • основные сведения из биографий крупнейших писателей изученного периода; • имена ведущих переводчиков, исследователей,, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники; • литературно-критические труды представителей изучаемой эпохи (Ж.Мореас «Литературный манифест. Символизм», Рене Гиль «Предисловие к «Трактату о слове» М. Метерлинк «Трагическое в повседневной жизни» и др.); • базовую терминологию, основные понятия и термины, их использование при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом. Студент должен уметь: • рассматривать литературный процесс второй, половины XIX века в культурном контексте эпохи; • анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, выделять специфику и роль описания портрета и предметного мира в реализме, натурализме, неоромантизме, эстетизме; • прочитать наизусть 3-4 стихотворения/фрагмента (на выбор); • самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе; • ответить в письменной форме на контрольные вопросы по курсу; • дать грамотно построенный, развернутый | устный ответ в ходе проведения экзамена. • осознанного восприятия лекционного материала и его дальнейшего • проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям; • пользования справочной и учебной литературой (литературными • реферирования и конспектирования исследовательской литературы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие • чтение обязательных художественных текстов; • подбор литературы и составление портфолио по конкретным темам • работа со справочной литературой (энциклопедиями, словарями, • реферирование и конспектирование первоисточников и другой • подготовка к практическим занятиям, чтение и анализ текстов; • изучение тем/разделов курса, которые не рассматривались на лекциях; • овладение терминологическим минимумом; • подготовка к экзамену
Задания для самостоятельной работы I Темы, вынесенные на самостоятельное изучение 1. Творчество Г. де Мопассана. Социально-психологический роман 2. А. Доде — продолжатель французской реалистической традиции. 3. Творческий путь А. Франса. Развитие жанра философского романа. 4. Р. Роллан — крупнейший реалист Франции рубежа веков. Проблемы
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ 1. П. Верлен. Осенняя песня. 2. Ж. де Нерваль. Золотые стихи. 3. Ш. Бодлер. Соответствия. 4. А. Рембо. Гласные. 5. Р. Киплинг. Заповедь. Поль Верлен Издалека Час прозвенит - И до утра Пер. Б. Пастернака.
Жерар де Нерваль Очнись! Все в мире чувствует. Пифагор Ты веришь, человек, что нам одним судьбою Да, мысль твоя вольна, но с нею неспроста В любом цветке душа распахнута с мольбою; Как соглядатая, страшись слепой стены - Бог и в убожестве является порой, И, как под веками зрачок новорожденный, Упорно зреет дух под каменной корой. Шарль Бодлер Природа - древний храм. Невнятным языком Неодолимому влечению подвластны. Бывает запах свеж, как плотъ грудных детей, Повсюду запахи струятся постоянно, Пер. В. Микушевича Артюр Рембо А черный, белый Е, И красный, У зеленый, А - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и воздух воспаленный. Заливы вечной мглы, Е - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом окропленный; И - пламень пурпура, вкус яростно соленый – Вкус крови на губах, как после жаркой схватки. У - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой усталом взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят; О - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие вселенных: О - лучезарнейший Омеги вечный взгляд! Пер. В.-Микушевича Стефан Малларме Лебедь Бессмертный, девственный, властитель красоты, Ликующим крылом ты разобьешь ли ныне Былое озеро, где спит окован в иней, Полетом ясный лед, не знавших высоты! О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты! Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней: Уже блестит зима безжизненных уныний, А стран, где жить тебе, не создали мечты. Белеющую смерть твоя колеблет шея, Пространство властное ты отрицаешь, но В их ужасы зажато крыло, все слабея. О призрак, в этой мгле мерцающий давно! Ты облекаешься презренья сном холодным В своем изгнании - ненужном и бесплодном!
Редьярд Киплинг Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Умей мечтать, не став рабом мечтанья, Умей поставить, в радостной надежде, Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ 1. Предисловие к «Трактату о слове» Рене Гиля. // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Изд-во Московского университета, 1993. С. 423-428. 2. М. Метерлинк. Интервью. //Там же. С. 441-443. 3. А. Жид. Трактат о Нарциссе (Теория Символа) //Там же. С. 444-452. 4. Драма Г. -Ибсена «Кукольный дом» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с. 163-172. 5. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (проблема конфликта и характера) // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981, с.179-186. 6. Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» // Практические занятия по зарубежной литературе, М., 1981, с. 172-179. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 1. романтизм 2. реализм 3. символизм 4. модернизм 5. декаданс 6. натурализм 7. позитивизм 8. эстетизм 9. неоромантизм 10. семейная хроника 11. приключенческий роман 12. исторический роман 13. «экзотический роман» 14. детектив 15. новелла 16. драма 17. «новая драма» 18. пьеса для чтения 19. пьеса-дискуссия 20. притча 21. ретроспективная композиция 22. парадокс 23. символ 24. архетип 25. подтект 26. философский роман
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|