Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индия в годы первой мировой войны





Индия, являясь частью Британской империи, автоматически была втянута в войну, когда в нее вступила Англия. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига поддерживали военные усилия метропо­лии. 14. Индийская национальная буржуазия полагала, что война позволит ей укрепить свои позиции и подорвать монополию английского капитала. Война, по ее мнению, могла способствовать достижению политических свобод. Активно поддержали колонизаторов князья и помещики. Все это значительно облегчило мобилизацию военных ресурсов. Индия стала для Англии одним из главных источников снабжения. Около 1,5 млн. индийцев участвовало в войне.

В годы войны были введены новые полицейские законы. Закон «Об обороне Индии» (1915) предоставлял колонизаторам неограниченные права. Однако, несмотря на зверские методы подавления освободительного движения, даже в период войны в обстановке жесточайших репрессий в стране вспыхивали вооруженные выступления. Одним из них было выступление под руководством мелкобуржуазной партии «Гхадр» («Восстание») в Пенджабе. «Гхадр» была основана в 1913 г. вАмерике и состояла из индийцев-эмигрантов, выходцев по преимуществу из Пенджаба. Члены этой организации считали войну удобным случаем для освобождения своей родины. Несколько тысяч человек вернулось в Индию. Руководители партии считали, что победы можно добиться только вооруженным путем, и связывали все свои планы с индийской армией. Властям удалось раскрыть подготовку к выступлению. 19 февраля 1915 г. руководители «Гхадр» попытались поднять вооруженное восстание. Правительственные войска расправились с разрозненными выступлениями. Затем последовали репрессии. Организаторы восстания были казнены.

Антиколониальным по своему существу было халифатистское движе­ние, ставившее своей целью защиту турецкого халифа и объединение мусульман всего мира. Его руководство надеялось с помощью Афганистана и других мусульманских государств свергнуть власть англичан и про­возгласить Индию независимой республикой. До конкретного выступле­ния дело не дошло. В 1918 г. «заговор» был раскрыт и многие руководители его были арестованы.

Недовольство открыто проявлялось и в индийских воинских частях, расположенных вне Индии. В 1916 г. произошло восстание в Сингапуре. В период войны значительно увеличилось количество террористических актов против представителей колониальной администрации.

Выражением стремления Индии к политической независимости явились решения съездов Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги в Лакхнау (1916). Как Конгресс, так и Лига требовали больших свобод в области экономической жизни (предоставления таможенной автономии) и образования представительных учреждений. С 1916 г. усиливается движение хомруля (движения за местное самоуправление). Его руководители Б. Г. Тилак и Э. Безант добивались достижения Индией политических свобод в рамках Британской империи.

За годы войны произошли значительные изменения в экономике Индии. Выросла продукция хлопчатобумажной промышленности (на 30% по сравнению с предвоенным годом). Это увеличение шло в основном за счет 15. интенсификации труда. Большие прибыли, полученные во время войны, позволили индийской буржуазии сделать в дальнейшем крупные вложения в промышленность. Изменения затронули и металлургические предприятия Тэта. В конце войны выпуск чугуна на заводах Тата возрос до 300 тыс. т в год. Увеличилась численность индийского пролетариата. В последний год войны количество фабрично-заводских рабочих превысило 2500 тыс. человек. В последние годы войны рабочие все чаще и чаще стали обращаться к забастовкам. Передовым отрядом рабочего класса являлся пролетариат Бомбея.

М. К. Ганди (1869-1948)

Начинает проявлять недовольство и индийская буржуазия. Окрепнув экономически, индийская буржуазия требует и политических прав. Она берет на вооружение идеи М. К. Ганди (1869-1948), крупного-политического деятеля, юриста, в 1914 г. вернувшегося в Индию из-Южно-Африканского Союза. Ганди происходил из состоятельной гуд-жератской семьи, получил юридическое образование в Англии. Основным методом его борьбы было ненасильственное сопротивление. Патриотическая деятельность Ганди выдвинула его в качестве руководителя освободительной борьбы в Индии.

Обеспокоенное ростом антианглийских настроений, правительство-метрополии выступило в августе 1917 г. с обещанием реформ. Но эти расплывчатые обещания не предотвратили подъем массовой освободитель­ной борьбы.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России вдохновила индийский народ в его борьбе за национальное освобождение.

 

Культура

Развитие капиталистических отношений и связанные с ним новые процессы в социально-политической жизни колониальной Индии нало­жили отпечаток на культурную жизнь страны — науку, литературу, искусство.

В последние десятилетия XIX — начале XX в. развивались гуманитарные науки — санскритология, археология, история. Индийская бур­жуазия использовала экономическую мысль как орудие борьбы за свои классовые и национальные интересы. Виднейшие экономисты: Дадабхай Наороджи, Ромеш Чандра Датт, Ранаде — положили начало индийской буржуазной школе политической экономии. В труде Д. Наороджи «Бед­ность Индии и небританские методы правления» был собран огромный материал, который убедительно свидетельствовал о тяжелых последствиях английского господства для экономики и населения страны.

Индийские историки, филологи, языковеды конца XIX — начала XX в. посвятили свои труды главным образом древней и средневековой истории и культуре. Ознакомление мира с величественной историей Индии, самобытным культурным наследием ее народов являлось формой борьбы индийских ученых против колонизаторов, принижавших значение вклада Индии в мировую культуру.

Формированию наций и национальных языков сопутствовало разви­тие современных литератур на национальных языках. Эти литературы стали одним из важнейших факторов роста национального самосознания и обогащения духовной жиз и народов Индии, мобилизовывавших их на борьбу за независимость. Вознкли новые жанры: социально-бытовой и исторический роман, драма, светская поэзия и др. Самой развитой из индийских художественных литератур была в то время бенгальская. Ее выдающимися представителями в конце XIX в. были Бонкимчондро Чоттопадхай (1838—1894) и Рабиндранат Тагор (1831—1941), писатель, поэт, философ, гуманист и патриот. Творчество Рабиндраната Тагора — важный вклад в бенгальскую литературу и культуру всей страны, в ми­ровую литературу. Одним из зачинателей критического реализма в бен­гальской литературе является Шоротчондро Чоттопадхай (1876—1938), автор множества романов, повестей, рассказов. Выдающимся писателем хинди был Бхаратенду Харишчандра (1850—1885), реформатор языка, борец за литературу, посвященную проблемам большого социального, патриотического звучания.

Основоположниками современной литературы урду являются Мау-лана Хусейн Азад (1832—1910) и Алтаф Хусейн Хали (1837—1914), поэт, писатель, критик, философ. Крупнейшим поэтом литературы урду и пенд-жаби был Мухаммад Икбал (1873—1938), воспевавший патриотизм, стрем­ление к национальному возрождению, идею братства народов.

Видное место в художественной прозе и поэзии на маратхском языке занимало творчество Харинараяна Апте (1864—1919). Основоположниками современной литературы телугу являются Кандукури Виресалингам (1848— 1919) и Гурузада Аппарао (1861—1915). Великим поэтом тамильского народа был Рамалинга Свами (1823—1874).

В период пробуждения Индии в литературу хинди и урду под псевдо­нимом Премчанд вошел писатель Дханпатрай Шривастав (1880—1936), реалист и новатор, демократ и патриот, убежденный противник британ­ского колониального режима и всяких форм национального угнетения. Первый сборник его рассказов «Любовь к родине» вышел в 1909 г. Сбор­ник был конфискован и сожжен английскими властями за антиимпериали­стическую направленность. Премчанд является основоположником крити­ческого реализма в жанре короткого рассказа.

В области изобразительного искусства важный этап составила дея­тельность | художественной школы в Калькутте. Во второй половине.XIX в. начало развиваться современное профессиональное искусство живописи. Выдающимся живописцем этого времени был художник реа­лист Рави Варма (1848—1906). Из его школы вышли деятели «Бенгаль­ского ренессанса» — О. Тагор, Г. Тагор, Н. Босс, А. К. Халдар, С. Гутпа, С. Ч. Укил, Дж. Рай и др. Движение бенгальского возрождения, явив­шееся отзвуком национально-освободительной борьбы конца XIX — начала XX в., стало исходным моментом в развитии современного на­ционального искусства Индии.

В начале XX в. в Индии было создано несколько музеев (Викториа мемориал в Калькутте, музей Альберта в Бомбее и др.). По замыслам английских властей они были призваны противостоять очагам националь­ной культуры народов Индии и убеждать индийцев в якобы цивилизатор­ской роли английских колонизаторов, вселять почтение к поработителям и их культуре.

Прогрессивные деятели науки, культуры и искусства поставили свою творческую деятельность на службу индийскому народу в его борьбе за независимость.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.