Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







А.И.Маликов, И.В.Бушманова, А.Я.Сюняев, Ф.И.Яфасов





А.И.Маликов, И.В.Бушманова, А.Я.Сюняев, Ф.И.Яфасов

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ИНФОРМАТИКЕ. I.

Под ред. А.И.Маликова

 

 

 

Казань 2005

 

УДК 681.31

 

Лабораторный практикум по информатике. I. Под ред. А.И.Маликова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Для инженерных специальностей технических университетов и вузов. / Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. 2005. 111 с. ISBN

 

 

Лабораторный практикум по Информатике состоит из двух частей. Часть 1 практикума включает 9 лабораторных работ, охватывающих вопросы организации, представления, хранения и обработки информации на ПЭВМ в среде MS Windows, редактирования текстов и начала программирования в среде Delphi. В описании каждой лабораторной работы рассмотрены примеры, приводятся варианты заданий и контрольные вопросы. В приложении даны требования к оформлению отчетов по лабораторным работам, варианты контрольных заданий и тексты программ на языке Pascal и C для рассмотренных примеров. Способствует углублению знаний и выработке навыков по составлению алгоритмов, программ и использования ПЭВМ и программного обеспечения для решения инженерных задач. Практикум ориентирован на использование персональных ЭВМ, программно совместимых с компьютерами фирмы IBM. Предназначен для студентов инженерно-технических специальностей университета очной и заочной форм обучения.

 

Табл.: 5. Ил.: 23. Библиогр.: 10 назв.

 

Рецензенты:

 

ISBN 5-7579-0146-2 Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005.

А.И.Маликов, И.В.Бушманова, А.Я.Сюняев, Ф.И.Яфасов 2005.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.. 5

Лабораторная работа №1. 5

Определение характеристик ПК и его основных устройств. 5

1. Общие сведения. 5

2. Задание. 8

3. Метод решения. 8

4. Порядок выполнения работы.. 9

5. Контрольные вопросы.. 9

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ НА ПЭВМ... 10

Лабораторная работа №2. 10

Файловая система ПЭВМ. Операции с файловой структурой. 10

1. Структура хранения данных. Файловая система. 10

2. Характеристики основных файловых систем.. 13

3. Операции с файловой структурой. 17

4. Задание. 22

5. Порядок выполнения работы.. 23

6. Контрольные вопросы.. 24

Лабораторная работа №3. 25

Архивирование данных. 25

1. Общие сведения об архивировании данных. 25

2. Архивирование данных с помощью программы WinRAR.. 27

3. Задание. 29

4. Порядок выполнения работы.. 30

5. Контрольные вопросы.. 30

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПЭВМ... 31

Лабораторная работа №4. 31

Обработка текстов в редакторах Блокнот и WordPad. 31

1. Программы редакторы текста. 31

2. Форматы текстовых файлов. 31

3. Текстовый редактор Блокнот (NotePad) 33

4. Текстовый редактор WordPad. 34

5. Задание. 38

6. Порядок выполнения работы.. 38

7. Контрольные вопросы.. 38

Лабораторная работа №5. 39

Разработка текстовых документов в процессоре Microsoft Word. 39

1. Общие сведения о процессоре Microsoft Word. 39

2. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word. 41

3. Сохранение документа. 46

4. Приемы и средства автоматизации разработки документов. 47

5. Внедрение объектов, созданных другими приложениями. 49

6. Задание. 49

7. Порядок выполнения работы.. 49

8. Контрольные вопросы.. 50

ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 51

Лабораторная работа № 6. 51

1. Общие сведения. 51

2. Графический редактор Paint 51

3. Встроенный графический редактор Microsoft Word. 57

4. Порядок выполнения работы.. 62

5. Контрольные вопросы.. 63

6. Варианты заданий. 63

РЕШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В DELPHI. 65

Лабораторная работа №7. 65

Нахождение корней квадратного уравнения. 65

1. Постановка задачи. 65

2. Метод решения задачи. 65

3. Блок схема алгоритма. 65

4. Реализация алгоритма в среде Delphi 66

5. Результаты счета. 70

6. Порядок выполнения работы.. 71

7. Контрольные вопросы.. 72

8. Варианты заданий. 73

Лабораторная работа №8. 74

Итерационные алгоритмы вычисления приближённого значения функций. 74

1. Постановка задачи. 74

2. Метод решения. 74

3. Блок-схема алгоритма. 75

4. Реализация алгоритма в среде Delphi 75

5. Результаты счета. 79

5. Порядок выполнения работы.. 80

6. Контрольные вопросы.. 80

7. Варианты заданий. 81

Лабораторная работа №9. 83

Составление программ поиска, сортировки и накапливания результата. 83

1. Задача поиска. 83

2.Реализация алгоритма поиска максимального элемента в среде Delphi 84

3. Сортировка и упорядочение массива. 87

4. Накапливание результата. 88

5. Вычисление математического ожидания случайной дискретной величины.. 88

6. Порядок выполнения работы.. 89

7. Контрольные вопросы.. 89

8. Варианты заданий. 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 92

Приложение 1. Варианты контрольных заданий. 93

Приложение 2. Требования к оформлению отчета по лабораторным работам.. 98

Приложение 3. Титульный лист к отчету. 103

Приложение 5. 108

Приложение 6. 108

Приложение 7. 109

Приложение 8. 109

 

Лабораторная работа №1

Общие сведения

В основу построения подавляющего большинства ЭВМ положены принципы, сформулированные в 1945 году американским ученым венгерского происхождения Джоном фон Нейманом. Прежде всего, компьютер должен иметь следующие устройства:

· Арифметическо-логическое устройство, выполняющие арифметические и логические операции;

· Устройство управления, которое организует процесс выполнения программ

· Запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных;

· Внешние устройства для ввода-вывода информации.

В основе работы компьютера лежат следующие принципы:

· Принцип двоичного кодирования. Согласно этому принципу вся информация, поступающая в ЭВМ, кодируется с помощью двоичных сигналов.

· Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.

· Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому ЭВМ не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.

· Принцип адресности. Основная память структурно состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.

Структура современного компьютера представлена на рис.1.1.

Системный блок является наиболее “весомой” частью любого компьютера. Внутри него расположены блок питания, плата с центральным процессором (ЦП), видеоадаптер, жесткий диск, дисковод гибких дисков и другие устройства ввода вывода информации. Зачастую видеоадаптер и контроллеры ввода вывода размещены прямо на плате ЦП. В системном блоке могут размещаться средства мультимедиа: звуковая плата и устройство чтения оптических дисков - CD-ROM. Кроме того, в понятие “компьютер” входит клавиатура и монитор. Манипулятор мышь является необязательной, но весьма важной деталью. Теперь коротко о выборе основных компонентов ПК

 

Рис.1.1. Структура современного персонального компьютера. RAM – оперативная память, BIOS – базовая система ввода вывода, CPU – процессор, HDD – накопитель на жестком магнитном диске, FDD – дисковод для дискет, PS – блок питания, CDD – cd-rom, Kbd – клавиатура, Mouse – манипулятор мышь

Процессор является основным компонентом любого ПК. Наиболее распространены процессоры фирмы Intel, хотя ЦП других фирм (AMD, Cyrix) составляют им достойную конкуренцию. В настоящее время выпускаются процессоры серии Pentium4, Celeron (фирмы Intel), Athlon и Duron (фирмы AMD). В то же время в России имеется достаточно большой парк машин на основе предшествующих серий, которые уже сняты с производства. Какую же информацию несёт в себе маркировка процессора? Рассмотрим, например, вариант Pentium4 2400. Число 2400 характеризует рабочую частоту процессора.

Системная плата. Основной характеристикой системных плат является их архитектура. Основными шинами до недавнего времени считались ISA (Industrial Standard Architecture) и EISA (Extended ISA), работающие на частоте 8 МГц и имеющие разрядность 16 и 32 соответственно. Для обеспечения нормальной работы видеоадаптеров был разработан стандарт AGP. С появлением процессора Pentium была разработана самостоятельная шина PCI, которая на сегодняшний день является наиболее быстрой и перспективной. USB – Universal Serial Bus - универсальная последовательная магистраль. Этот стандарт позволяет подсоединить до 256 устройств (по принципу общей шины) имеющих последовательный интерфейс. К USB подключаются различные устройства, такие как мышь, клавиатура, цифровые фото- и Web-камеры, модемы, джойстики и т.д. Эта шине практически не конфликтует с другим оборудованием, установленным на компьютере и позволяет подключать устройства не выключая компьютер

Дисковод для гибких дисков. Существует два стандарта: 5.25” и 3.5”. На сегодняшний день большинство компьютеров поставляется с дисководом 3.5”.

Жёсткий диск (винчестер). Начав своё шествие с объема в 5 МБ, достиг небывалых высот. На сегодняшний день не удивят диски объёмом 200 ГБ. Следует придать значение не только емкости диска, но и его временным характеристикам. В качестве оптимальных можно порекомендовать винчестеры фирмы Western Digital, Seagate.

Оперативная память (RAM, ОЗУ). Здесь закон простой: чем больше, тем лучше. Для нормальной работы большинства программных продуктов желательно иметь хотя бы 128 МБ памяти. При увеличении ОЗУ быстродействие ПК увеличивается. В настоящее время лучше иметь 256 МБ или 512 МБ памяти.

Клавиатура. Стандартной в России является 101 - клавишная клавиатуры с английскими и русскими символами.

Мышь. Необходима для работы с графическими пакетами, чертежами, при разработке схем и при работе в среде Windows. Следует отметить, что некоторое игровое и программное обеспечение требует наличие мыши. Основной характеристикой мыши является разрешающая способность, измеряемая в точках на дюйм (dpi). Нормальной считается мышь, обеспечивающая разрешение 300-400 dpi. Неплохо иметь также специальный коврик под мышь, что обеспечивает её сохранность и долговечность.

Монитор. Выбор этой части ПК следует уделить особое внимание, поскольку от качества монитора зависит сохранность вашего зрения и общая утомляемость при работе. Мониторы имеют стандартный размер диагонали в 15,17,19,20 и 21 дюйм. Необходимый размер диагонали монитора выбирается исходя из разрешения, при котором вы собираетесь работать. Так, для большинства приложений вполне достаточно иметь 15 дюймовый монитор, который обеспечивает работу при разрешениях до 800 на 600 точек.

Звуковая карта. С одной стороны, звуковая карта не является необходимым элементом компьютера, но, с другой стороны, позволяет превратить его в мощное подспорье при обучении и написании музыки, изучении языков, в компьютерных играх.

CD, DVD-ROM. Бывают как для чтения (R), так и для записи (RW) информации на компакт диски. Они находят все большее распространение в связи с тенденцией поставлять профессиональное, обучающее и игровое программное обеспечение на оптических дисках объемом 700 МБ и более.

Задание

Требуется определить следующие параметры для конкретного персонального компьютера:

1) Название видео карты, объем видео памяти, текущую, максимальную, минимальную частоту разверстки, поддерживаемое количество цветов, текущее разрешение экрана.

2) Определить марку и частоту процессора, объем ОЗУ.

3) Определить количество, марку и объем жестких дисков.

4) Определить количество, размер, файловую систему логических дисков.

5) Определить количество и марку накопителей CD-ROM.

6) Определить наличие FDD.

7) Определить наличие и марку сетевых карт.

Метод решения

Для определение конфигурации компьютера воспользуемся средствами ОС Windows. Параметры экрана находятся по следующему пути Пуск\настройки\панель управления\экран. Параметры оборудования можно посмотреть по Пуск\настройки\панель управления\система и далее вкладка устройства. Параметры НDD и FDD можно посмотреть, зайдя в их свойства (нажав правую кнопку мыши на иконке диска) в проводнике или другом файловом менеджере.

Порядок выполнения работы

1) Ознакомиться с п.1. описания лабораторной работы.

2) Согласно пункту 2 определить параметры компьютера, используя рекомендации из пункта 3.

3) Составить отчёт о проделанной работе в письменном виде в соответствии с требованиями, представленными в приложении 2.

4) При сдаче лабораторной работы студент должен показать и объяснить результаты выполнения задания, ответить на контрольные вопросы.

5. Контрольные вопросы

1) Как определить размер HDD?

2) Как определить количество HDD и CDD?

3) Как определить файловую систему логических дисков?

4) Как определить размер свободного места на HDD?

5) Как определить наличие сетевых карт?

6) Как определить марку сетевых карт?

7) Как определить марку CDD?

8) Как определить марку HDD?

9) Как определить объем ОЗУ?

10) Как определить марку процессора?

11) Как определить частоту процессора?

12) Как определить название видеокарты?

13) Как определить объем видеопамяти?

14) Как определить текущую, максимальную, минимальную частоту развертки монитора?

15) Как определить поддерживаемое количество цветов видео картой?

16) Как определить текущее разрешение экрана?


Лабораторная работа №2

Проводник

Запуск Проводника осуществляется двойным щелчком мыши на иконку «Мой компьютер» на Рабочем столе Windows или нажать кнопку Пуск и выбрать команды Программы>Стандартные>Проводник. Изменить способ отображения файлов в окне позволяют команды меню Вид. Для изменения параметров файла или папки также можно использовать вкладку Вид диалогового меню Свойства папки.

Окно Проводника показано на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Окно Проводника с контекстным меню для выбранного файла

Чтобы открыть файл или папку в Проводнике необходимо дважды щелкнуть левой клавишей мыши на иконке требуемого объекта. Если открываемый файл не связан ни с каким приложением, можно указать программу для открытия файла, щёлкнув на иконке правой кнопкой мыши, выбрать команду Открыть с помощью и требуемое приложение из открывшегося списка.

Для создания новой папки или файла необходимо выбрать в Проводнике диск или папку, в которой они будут создаваться. В меню Файл перейти на команду Создать и выбрать Папку или требуемый тип файла.

Чтобы скопировать или переместить файл или папку в Проводнике, необходимо выделить требуемые объекты и в меню Правка выбрать команду Копировать (или нажать комбинацию клавиш CTRL+C) или Вырезать (CTRL+X). Затем открыть папку или диск, куда нужно скопировать, и в меню Правка выбрать команду Вставить (CTRL+V). Для того, чтобы выбрать несколько объектов, расположенных непоследовательно, нужно щёлкнуть по каждому левой кнопкой мыши, удерживая при этом нажатой клавишу CTRL. Для копирования или перемещения объектов на дискету, необходимо также скопировать или вырезать файлы и затем в меню Файл выбрать команду Отправить и далее Диск 3,5 (А). Там же находятся и другие места для возможного перемещения.

Чтобы изменить имя файла или папки необходимо в Проводнике выбрать требуемый объект, затем в меню Файл выбрать команду Переименовать, ввести новое имя и нажать клавишу ENTER. Нет необходимости открывать файл или папку, чтоб их переименовать. Имена некоторых системных папок не могут быть изменены пользователем.

Для удаления файла или папки необходимо в Проводнике выбрать требуемые объекты, затем в меню Файл выбрать команду Удалить. При этом объекты перемещаются в Корзину и хранятся там, пока она не будет очищена, если во время удаления объектов не была нажата клавиша SHIFT. Иначе объекты будут удалены без помещения в Корзину. Для восстановления удалённого объекта дважды щёлкните на иконке Корзины на Рабочем столе Windows, щёлкните нужный объект правой кнопкой мыши и выберите команду Восстановить. Для очистки Корзины и полного удаления хранимых в ней объектов щёлкните по её иконке на Рабочем столе и выберите команду Очистить корзину.

Для более удобного и быстрого запуска приложений и открытия файлов можно создать ярлык (ссылка в виде файла на любой объект, доступный на компьютере или в сети). Для этого в Проводнике Windows следует выделить нужный объект и в меню Файл выбрать команду Создать и далее Ярлык. Следуйте инструкциям мастера создания ярлыка. После этого можно запускать приложение двойным щелчком мыши по ярлыку из любого места, где бы он не находился.

Для поиска требуемого файла или папки нажмите кнопку Пуск, выберите Найти, а затем Файлы и папки. В поле Искать имена файлов и папок введите имя или часть имени объекта, который требуется найти. Для поиска файлов, содержащих конкретный текст, введите искомый текст в поле Искать текст. В поле Поиск в выберите диск, папку или сетевой ресурс, где требуется выполнить поиск. Можно задать дополнительные условия поиска по ссылке Параметры поиска: Дата – дата создания файла, Тип – конкретный тип файла (например, текстовый), Размер – поиск по размеру файла. Затем следует нажать кнопку Найти и система выведет на экран все результаты поиска. Для нового поиска следует нажать кнопку Назад.

Стоит отметить, что к большинству вышеуказанных команд имеется доступ и в контекстном меню файла или папки (оно вызывается щелчком правой кнопки мыши над указанным объектом). Также в меню есть пункт Свойства, где можно устанавливать или изменять свойства и параметры файлов и папок (в том числе параметры доступа и безопасности в NT-системах при наличии соответствующих прав).

Файловый менеджер

При всех возможностях, предоставляемых операционной системой для работы с файловой структурой, зачастую гораздо удобнее использовать специализированные приложения – файловые менеджеры. Одним из первых менеджеров был Norton Commander, предоставивший альтернативу командной строке и тем самым намного облегчивший работу в системе MS-DOS. Современные менеджеры имеют намного больше возможностей, но сохранили идеологию и основные принципы работы. Рассмотрим кратко на примере Total Commander версии 6.xx основные функции и команды работы с файловой структурой, практически идентичные для многих менеджеров.

Внешний вид приложения показан на рис. 2.3. Окно делится на две панели, отображающие объекты файловой структуры: папки (каталоги) и файлы (документы). Любая панель может состоять из нескольких вкладок, ускоряющих переход в нужное место файловой структуры. Кроме названия объекта также отображаются его иконка и основные атрибуты: тип файла, размер, дата создания, свойства (скрытый, только для чтения, системный, сжатый). Выделенный файл подсвечивается прямоугольным курсором. Панель, на которой располагается курсор, в данный момент времени является активной. Перемещение по панели осуществляется клавишами со стрелками клавиатуры или курсором мыши.

Ниже панелей располагается строка выделенных файлов, показывающая общий размер папки или диска, число файлов в папке, а также число и общий размер выделенных (выбранных) файлов. Под ней располагается командная строка, позволяющая вручную вводить все команды операционной системы. Она организована таким образом, что, нажав на стрелку справа (или комбинацией клавиш ALT-F8), можно получить доступ к списку последних введенных команд.

Рис. 2.3. Окно файлового менеджера Total Commander

В самом низу окна располагается панель подсказки функциональных клавиш. Стоит отметить, что большим плюсом файловых менеджеров является использование функциональных клавиш для быстрого вызова команд манипулирования объектами файловой структуры. Ниже приведен список таких клавиш и соответствующих им команд:

· F1 – справка о Total Commander;

· CTRL+F1 – переключение способа отображения активной панели на Краткий вид, в некоторых файловых менеджерах эта комбинация клавиш включает/выключает левую панель;

· CTRL+F2 – переключение способа отображения активной панели на Подробный вид, в некоторых файловых менеджерах эта комбинация клавиш включает/выключает правую панель;

· ALT+F1 – вызов меню выбора диска для отображения в левой панели;

· F2 – в Total Commander не используется; в других менеджерах вызов меню пользователя (можно создать списки команд операционной системы, которые будут выполняться при нажатии этой клавиши);

· ALT+F2 - вызов меню выбора диска для отображения в правой панели;

· F3 – просмотр текущего файла с помощью утилиты Lister менеджера;

· SHIFT+F3 – просмотр файла, имя которого будет указано дополнительно;

· F4 – редактирование текущего файла при помощи Блокнота;

· ALT+F4 – завершение работы программы;

· SHIFT+F4 – редактирование файла, имя которого будет указано дополнительно;

· F5 – копирование текущего файла в другую панель;

· ALT+F5 – архивирование выбранных объектов;

· SHIFT+F5 – копирование файла, имя которого будет указано дополнительно;

· F6 – переименование и перемещение текущего файла в другую панель;

· SHIFT+F6 – переименование файла или папки без перемещения;

· F7 – создание папки;

· ALT+F7 – поиск файла или папки;

· F8 – удаление текущего файла или папки в Корзину;

· ALT+F8 ­– история команд;

· SHIFT+F8 – удаление файла или папки без помещения в Корзину;

· F9 и F10 – переход в верхнее меню;

· ALT+F9 – разархивирование выбранного архива;

· SHIFT+F9 – вызов контекстного меню для выбранного объекта;

· ALT+F10 – вывод дерева каталогов.

Все перечисленные команды доступны также в меню, располагаемом над панелями. Кроме того, есть панель инструментов, на которой в виде пиктограмм отображены функции и команды (состав и вид панели инструментов настраивается пользователем). Приложение имеет развитую систему помощи (меню Справка), а также большое число настроек и возможностей.

Задание

1) Создать в своей папке систему каталогов со структурой, приведенной на рис. 2.4.

2) Создать в папке Beta два файла с расширением txt и три файла с расширением doc.

3) В папке Odin создать файл с расширением pas и два файла с расширением txt.

4) В папке Dva создать 3 файла с расширением pas и два файла с расширениями txt и doc. Содержание файлов может быть произвольным.

5) Создать в своей папке каталог Rabota. Скопировать в него все файлы из других папок в своей директории.

6) Отсортировать файлы по имени, размеру, расширению в убывающем и возрастающем порядке.

7) Получить информацию об объёме, занимаемом файлами в папке Rabota.

8) Оценить общий объем логического диска, процент занятого и свободного места на нем.

9) Удалить все файлы из папки Rabota в Корзину. Восстановить все файлы из Корзины. Удалить папку Rabota, не помещая её в Корзину.

10) Скопировать из всех созданных папок в папки Pas и Txt все файлы с расширениями pas, doc и txt соответственно.

11) Переместить из папки Doc в папку Txt все находящиеся там файлы с одновременным переименованием расширений с doc на txt.

12) Удалить все созданные папки в Корзину. Очистить Корзину.

Рис. 2.4. Дерево каталогов

Порядок выполнения работы

4) Ознакомиться с теоретическими материалами пп. 1-3 описания лабораторной работы.

5) Выполнить задание на ПЭВМ средствами Проводника Windows или любого установленного на компьютере файлового менеджера.

6) Составить отчёт о проделанной работе в письменном виде с описанием последовательности действий по каждому пункту задания. В отчете необходимо дать сравнительную оценку возможностям Проводника Windows и файлового менеджера по операциям с объектами файловой структуры.

7) При сдаче работы необходимо продемонстрировать результаты на ПЭВМ, представить отчёт и ответить на контрольные вопросы.

6. Контрольные вопросы

1) Что такое файловая структура; файловая система?

2) Назовите основные функции файловой системы?

3) Перечислите распространенные файловые системы и их основные характеристики и различия?

4) Каким образом операционная система сможет работать с жесткими дисками с разными файловыми системами?

5) Какие основные характеристики системы NTFS делают её незаменимой для корпоративного применения?

6) Перечислите основные операции с файловой структурой?


Лабораторная работа №3

Архивирование данных

Цель занятия: ознакомление с общими принципами архивирования и резервного копирования данных, с основными программами-архиваторами и приобретение навыков работы с архивами.

Задание

1) Создать в своей папке каталог с именем “Архив”, скопировать в него несколько файлов различного типа.

2) Создать архив, включив в него скопированные файлы (без удаления исходных файлов из папки), используя WinRAR в режиме командной строки, оконном режиме и из контекстного меню.

3) Оценить степень сжатия файлов разных типов в архиве при помощи контекстного меню и в окне приложения WinRAR.

4) Распаковать архив в любую другую папку в пределах своего каталога, сравнить исходные и распакованные файлы.

5) Создать самораспаковывающийся архив, включив в него исходные файлы из каталога “Архив”, используя команды WinRAR в режиме командной строки и оконном режиме (архив создать с одновременным удалением исходных файлов из папки).

Порядок выполнения работы

1) Ознакомиться с теоретическим материалом пп. 1-3 описания лабораторной работы.

2) Выполнить задание на ПЭВМ.

3) Составить отчёт о проделанной работе в письменном виде. В отчете привести характеристики файлов до и после архивирования.

4) При сдаче лабораторной работы необходимо продемонстрировать результаты на ПЭВМ, представить отчёт и ответить на контрольные вопросы.

5. Контрольные вопросы

1) Какие виды архивирования существуют?

2) Для чего необходимо проводить архивирование?

3) Чем определяется максимальная степень сжатия файлов при архивировании?

4) Почему разные типы файлов по-разному сжимаются?

5) Как можно предотвратить повреждение и потерю информации в архиве?


Лабораторная работа №4

Программы редакторы текста

Редакторы текста предназначены для ввода в компьютер и редактирования текстовой информации. В настоящее время существует множество таких программ от самых простых (Блокнот) до сложных издательских систем. Наиболее оптимальным для домашнего и офисного использования и, одновременно, простым в использовании, а потому и самым распространённым в мире является приложение MS Word, входящий в пакет MS Office для Windows. Для качественного оформления научных работ и публикаций используются пакеты TeX и LaTeX. Для публикации текстовой информации в сети Интернет применяются файлы формата pdf и программы для их создания и просмотра Adobe Acrobat Professional и Adobe Reader. Кроме того, стоит отметить набирающий популярность в последнее время полнофункциональный кроссплатформенный офисный пакет OpenOffice, свободно распространяемый через сеть Интернет. К его достоинствам относятся наличие версий для многих операционных систем (Windows, Linux и т.д.), наличие собственного, более надёжного, формата sxw и совместимость с форматом doc MS Word.

Форматы текстовых файлов

Любой файл, в том числе и файлы, в которых сохранены текстовые документы того или иного вида, представляет собой последовательность байтов. Символы текста кодируются разными значениями байта или последовательностей байтов. Информация о том, как именно эти символы должны располагаться на странице, тоже кодируется с помощью неотображаемых управляющих символов, типа конца строки или символа табуляции. В простейших случаях число управляющих кодов ограничивается 32-мя первыми значениями таблицы кодов ASCII, а все остальные значения таблицы используются для кодирования информационных символов. Такие файлы называются ASCII-файлами. Примерами таких файлов могут служить файлы, создаваемые простейшими редакторами типа встроенного в Windows Блокнота.

Со временем появилось желание расширить возможности форматирования текста, а значит, потребовалось увеличить число кодов, используемых в качестве управляющих, и в качестве таких кодов стали даже использовать последовательности байтов. Но существенно то, что эти форматирующие последовательности (почти) не мешают пользователю прочитать текст, содержащийся в файле, с помощью любой программы просмотра или простейшего текстового редактора. Примерами таких файлов могут служить файлы, создаваемые редакторами типа Лексикон, файлы в формате html.

Третий тип – это файлы, использующие собственный формат для представления текста (в которых символы текста тоже представлены специальными последовательностями). Существеннейшее отличие форматов третьего типа от двух предыдущих заключается в том, что и просматривать и создавать файлы в таких форматах без специальных программ практически невозможно. Например, html -файлы можно редактировать с помощью Блокнота, но невозможно делать то же самое с файлами формата MS Word. Иногда трудно с первого взгляда отнести файл к тому или иному типу. Например, файлы формата Post Script формально относятся ко второму типу, поскольку весь читаемый текст там представлен в кодах ASCII, однако в этих файлах так много форматирующих вставок, что текст можно найти лишь с большим трудом, почти как в файлах третьего типа.

Из вышесказанного следует, что даже для просмотра некоторых типов текстовых файлов (не говоря уж об их редактировании) требуются специальные программные средства. Часто для просмотра файлов пользователь применяет привычный ему текстовый редактор. Но встречаются ситуации, когда информация представлена в незнакомом для этого редактора формате. Впрочем, даже если информация представлена в "простом" коде ASCII, пользователь, просматривая какой-либо файл, можете столкнуться с "нечитаемым" текстом из-за различия используемых кодировок символов алфавита русского языка.

Текстовый редактор WordPad

При помощи текстового редактора WordPad (рис. 4.2) можно создавать и редактировать как простые текстовые документы, так и документы со сложным форматированием и рисунками. Имеется возможность связывать или внедрять данные из других документов в документ WordPad. Файлы WordPad могут сохраняться как текстовые документы, файлы в формате RTF, текстовые документы MS-DOS или документы в формате Юникод. Эти форматы обеспечивают большую гибкость при работе с другими приложениями. Документы, содержащие несколько языков, должны сохраняться в формате RTF.

 

Рис. 4.2. Окно текстового редактора WordPad

Для запуска WordPad необходимо нажать кнопку Пуск и перейти в меню Программы>Стандартные>WordPad. Для создания нового документа в меню Файл выберите команду Создать. Выберите тип документа, который требуется создать, нажмите кнопку OK, а затем начните ввод текста. Также в документ можно вставить текущую дату и время. Установите указатель в том месте, куда следует вставить дату и время, и нажмите кнопку мыши. В меню Вставка выберите команду Дата и время. Выберите нужный формат даты и времени.

Чтобы открыть существующий документ в меню Файл выберите команду Открыть. В поле со списком Папка выберите диск, содержащий документ, который следует открыть. Найдите документ, выберите его и нажмите кнопку Открыть. Если вы не видите нужный документ, попробуйте выбрать другой тип документов в поле со списком Тип файлов. Например, выберите Текстовый Документ в Юникоде, чтобы в списке отображались только документы в кодировке Юникод. Чтобы открыть один из недавно открывавшихся документов, выберите его имя в меню Файл.

Для сохранения отредактированного текста в файле в меню Файл выберите команду Сохранить. Чтобы сохранить файл с новым именем, выберите в меню Файл команду Сохранить как, введите другое имя в поле Имя файла и нажмите кнопку Сохранить. Документы, содержащие несколько языков, должны сохраняться в формате RTF. WordPad автоматически сохраняет документы в формате RTF, но вы можете изменить тип файла по умолчанию в любое время. В меню Файл выберите команду Сохранить как. В поле со списком Тип файла выберите формат документа, который будет использоваться по умолчанию. Например, чтобы документы сохранялись по умолчанию как текстовые файлы, выберите Текстовый документ. Установите флажок По умолчанию сохранять в этом формате и нажмите кнопку Сохранить. После этого текущий документ будет сохранен в выбранном формате, и в будущем этот формат будет использоваться по умолчанию при сохранении документов.

WordPad представляет большие возможности для редактирования текста. Чтобы перенести фрагмент текста, выделите его и в меню Правка выберите пункт Вырезать (комбинация клавиш CTRL+X). Чтобы скопировать фрагмент текста в другое место, выделите текст и в меню Правка выберите пункт Копировать (CTRL+C). Чтобы вставить скопированный или удаленный в буфер фрагмент текста, поместите курсор в место вставки и в меню Правка выберите команду Вставить (CTRL+V). Чтобы удалить текст, выделите его и в меню Правка выберите пункт Очистить (Del). Для отмены последнего действия выберите в меню Правка команду Отменить (CTRL+Z). Чтобы выделить весь текст сразу, выберите в меню Правка команду Выделить все (CTRL+A).

Имеется возможность поиска слов и знаков в документе. Также допускается поиск и замена слов или символов указанным текстом. Для поиска в меню Правка выберите команду Найти. В поле Что введите фрагмент текста для поиска и нажмите кнопку Найти далее. Чтобы найти следующие вхождения искомого текста, нажимайте кнопку Найти далее. Чтобы продолжить поиск того же текста после закрытия диалогового окна Найти, нажмите клавишу F3.

Для поиска и замены текста в меню Правка выберите команду Заменить. В поле Что введите фрагмент текста, который требуется найти. В поле Чем введите новый текст. Нажмите кнопку Найти далее, а затем кнопку Заменить. Для того чтобы заменить все вхождения указанного текста, нажмите кнопку Заменить все.

Чтобы создать маркированный список:

· щелкните место в документе, с которого следует начать маркированный список;

· в меню Формат выберите команду Маркер, а затем введите текст. При каждом нажатии клавиши ENTER на следующей строке будет появляться новый маркер;

· чтобы завершить маркированный список, в меню Формат выберите команду Маркер еще раз.

Чтобы изменить шрифт, начертание или размер символов выделите текст, который следует изменить, в меню Формат выберите команду Шрифт, выберите нужные параметры. Чтобы задать шрифт для оформления нового текста, измените его до начала ввода текста. Чтобы выделить весь текст сразу, выберите в меню Правка команду Выделить все.

Есть возможности для определения параметров оформления абзацев. Чтобы определить отступ для абзаца щелкните в любом месте абзаца, который требуется отформатировать, в меню Формат выберите команду Абзац, в группе Отступ введите размеры отступа для абзаца. Имеется возможность установить отступ для всех абзацев нового документа до начала ввода текста.

Чтобы установить или снять позиции табуляции в абзацах выделите абзацы, для которых следует изменить позиции табуляции, в меню Формат выберите команду Табуляция, выполните следующие действия в диалоговом окне Табуляция:

· чтобы установить позицию табуляции, введите нужное значение в поле Позиции табуляции, а затем нажмите кнопку







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.