Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПВЛ» (этнич. история славян, возн. гос-ва).





Летописание – осн. жанр русск. срв. лит-ры. Спорн. явл. Т его появл. Предпол. нач. 12в. Автор 1ой изв. летописи – монах Киево-Печорск. монастыря Нестор (довел до 1113г).

Летописи и летописные своды можно рассматривать как памятники мировой культуры, т.к. те процессы, которые там отражены более не описаны ни в каких европейских сагах. Это один из самых серьезных источников.

ПВЛ – это перепись, вычлененная из первоосновы, а не памятник. Это свод. Вопрос об авторстве - неск. авторов. До нас дошли своды, составленные в период централизации. Проводились реконструкции (например академиком Шахматовым – он анализировал ПВЛ и пришел к выводу о многочисленных наслоениях – 1039, 1073, 1093 гг.). Несторовская редакция – 1113 г. Сильвестровская – 1116 г. Окончательная – 1118 г.\ Сохранились две редакции: Лавретьевская летопись 1113 – 1116 г. и Ипатьевский вариант.

Ист-ки: хроники Георгия Амартолы, сказание об обретении грамоты славянской. Это важно автору, чтобы нарис. впечат. картину Рассел. народов после Вавил. столпотвор. Давало возм-ть: 1)устан. связь м/у древн. историей слав-ва и библейск. версией происх-я челов-ва; 2)возм-ть сконстр. свою картину разделения народов. Слав. авторы рассм. всех людей потомками Иафета – сына Ноя.

Обращ. также к фольклору (легенды, предания). У автора был выбор вариантов летописи, он выбирал наиб. подходящий. Для текста ПВЛ хар-но чув-во любви к своей Родине, народу. Анализ текста ПВЛ гов. о допуске автора к княж. архивам (дог. Олега, Игоря с греками).

Наряду с религ. ист-ми (Жития святых) актив. испол. ист-ки нерелиг. хар-ра. ПВЛ ставила целью показать происх-е г-ва, рус. народности и династии киев. князей.

Автор пыт. реш. глав.? ср/век. теории – соотн. провиден-ма и свободы воли. Его мнение – истор. жизнь явл. своеобр. ареной б-бы божеств. и дьявольск. Свобода воли – возм-ть выбора м/у добром и злом. Успехи дьявола временны, объясн. нежеланием идти путем господним, бес всел. ток в тех людей, кт не крепки в вере.

Автор не ток ссыл. на бога, но и пыт. также продемностр. свои истор.-полит. воззрения – опис-е деяний Святополка=>получ. прозвище Окаянный.

Автор гов. и о наказании за наруш. крестн. целования, н-р, Изяслав Киевский. Автор был стор-ком рус. традиции по созд. ареола мученика (Борис и Глеб). Традиционно в нашей стране гонимые получ. ареол мучеников.

Он дает выс. оценку Вл. Мономаху за 2 деяния: за любовь и уважение попам и монахам; за попытки объедин. п/в нашествия половцев.

Идея единения рус. земель – литтмотив ПВЛ. Но эта идея не получ. широк. распр-я: 1)амбиции князей; 2)ни один князь не имел в то Т возм-ть безраздельно подчин. себе ед. гос-во; 3)князья б. связ. вассал. отнош.

Лихачев: в 13в 2 противополож. тенденции: 1)слабость экон. связей, воен. полож.; 2)осозн. опасности феод. раздр-ти, морал. силы патриот-ма, церк. проповедь верности.

В дррус. летописях м. найти признаки пр-са идентификации слав. племен. Это происх. в рез-те одноврем. пр-са Рассел. славян в междуречье Днепра, Волхова и Оки. Осознанию славянами самих себя способ. крупн. воен-полит. акции (поход на Визан.). В качестве основы самоопределения – язык. Здесь есть идея “Мы” - “Они”. Формирование самосознания идет с распространением православия, относительно независимое деление родовых организаций, выделение правящего рода, призвание варягов для организации.

 

 

Литературные памятники периода феодальн раздробленности.

Созд. этих пам-ков связ. с тат-монг игом, б-бой рус. князей против захватчиков, идеи объедин. Если в летопис. повеств-ях при объясн. народного бедствия преобл. религ-мистич. хар-р (разорение Руси – наказание за грехи), то в пам-ках народ. твор-ва воспевается мужеств. сопротивл-е захватчикам.

В 1 пол 14в была созд. «Повесть о разорении Рязани Батыем», во 2пол 13в жизнеописание Ал-ра Невского, посвящ. б-бе с захватчиками в сев-зап землях. Это скорее всего церк. переработка воин. повести.

Возн. в 1ые 10летия после устан. тат-монг ига такого рода произвед. выражало патриот. чувства народа и свид-ло о дальн. разв-ии рус. истор. мысли.

Появл. значит. лит-ных произведений, основ. на рассказах очевидцев, офиц. донесениях о битве и народ. преданиях, вызвала великая победа на Куликов. поле (1380). В летописном сказании о Мамаевом побоище названы рядовые участники сраж-я из ремесл-ков и кр-н, что доносит до нас народ. представл. об этом событии. В летопис. повести «О Донском бою», напротив, особ. обнаруж-ся налет церковности. Худож. достоинствами выдел-ся поэтич. воин. повесть «Задонщина» (рязанец Софоний). В основе многих эпизодов лежат народ. предания или песни.

В «Задонщине» содерж-ся призыв к объединению русских князей, прославление героев Куликовской битвы. Только единение Руси во главе с Москвой обеспечило торжество над Мамаем.

Рубеж 14-15вв – время все более заметного объедин-я рус. земель и активиз. б-бы с тат-монг. – хар-ся особым ин-сом к родной истории, к пам-кам времени незав-ти Руси, возрождением дррус. традиций. Распр-ся и предания о подвигах местных героев, о местных святынях. Уцелевшие лит-ные произ-я переписыв-ся и редактир-ся, стан-ся объектом подражания.

В это же время начинается сложение русского былевого эпоса в единый цикл. К киевским былинам присоединяются рязанские, муромские, тверские, ростовские. Былины – не только выражение, но и мощное средство формирования патриотического сознания народа. Первые хронографы (сводные обзоры всеобщей истории от «сотворения мира»). Старейший – «Русский хронограф», не дошел до нашего времени, был составлен в сер 15в Логофетом на основании древних хронографов и памятников русской, сербской и болгарской литер. – замечательный пример культурного сотрудничества славянских народов. Хронографы представляли собой серьезную попытку создать всеобщую историю с включением в нее историю России и определить мировое значение событий отеч. истории.

 

 

Ист-фия эпохи Возрождения.

В 14-н. 15вв в рез-те серьез. измен. в З.Евр., коснувш. всех сторон общ-ва, появл. нов. форма к-ры – Возрожд. Внеш. проявл.- усиливш. ин-с к античности. Идеологи В. обслуж. нарожд. бурж. в городе и селе. Идеология имела значит. потенциал и повлияла на разв. соврем. ему общ-ва. Знач-е идеологии В.: 1)б. демонтир. духов. вл-ть в Ц.; 2)теоцентрич. картина мира стала замен-ся антропоцентрич.

Homo (лат. человек)->гуманизм. В 15-16вв в Евр. появл. 1ые единые центр. г-ва (Англ., Фр., Исп.), основ. на признаке един. национ-ти. Особ-ти: появл. нац. самосознания, защита част. своб. соб-ти, измен. отнош. к Т, своб. всесторон. разв-е личности.

Трактат Лоренца Вала «О наслаждении»: истин. благонаслаждение, не верно противопост. греховн. земн. благ – истинным духов. Отстаивал права чела наслажд. красотой пр-ды, ис-ва, любовью.

Для лит-ры и ис-ва хар-рен ин-с к челу. Разв-е естест. наук. На место схоластики приход. эмпирика (Коперник, Бруно). Разв. астрономии->повлияло на теорию мироздания.

Идеологи В. Верн. к мысли о том, что история – учитель жизни. Гуманисты Верн. к идеи антич. прагматизма и развили его. В ист-фии гум-зм проявл. в след.: события прошлого и настоящего стали оцен. с точки зр. их соотв-я ин-су и благу людей. Гуманисты отказ. от традиц. период-ии истории по 4м царствам и от идеи Вечн. Рима. Возн. критицизм по отн. к истор. ист-ку.

Валло усомнился в од. из док. папства «Дар Константина». Его заслуга – попытка положить предел претензиям Ц. на свет. вл-ть и дал пример историограф. критики.

Гуманисты возрод. антич. трад. оратор. ис-ва или риторики, кт была востреб. спецами права+ист-ми.

Эразм Нотердамский: «Похвала глупости» - высмеив. знати за ханжество и глупость. Размыш. о соотн. божеств. предначертания и свободы воли=>он не отриц. тезис о свершении событий по промыслу божьему, но огран. его дей-е.

Его оппонент – рефор-р Лютер, кт критик. его за придание им слишком большого знач-я свободе воли=>книга «О раб-ве воли».

Эпоха В. стала Т, когда провиден-зм уступ. свои позиции. Это нашло свое отнош. даже в твор-ве Шекспира. Его истор. взгляды нах-ся м/у 2мя полюсами: 1)гуман. вера в суверенитет личности, направл. и констр. свою жизнь; 2)челов. жизнь и история – воплощение божеств. промысла.

Свой след в разв. истории эпохи В. остав. фр. историк Жан Боден, кт критич. относ. к феод. церков. периодиз. истории по 4м царствам. Он отриц. пр-п преемств. м/у империей Карла Великого и Римск. имп-ей. Боден разв. идею циклич. разв., а в к. своей жизни и разв. по спирали. Больш. роль в истории народов играет климат: темперамент, нравы и склон-ти. Эти хар-ки завис. по его мнению от особ-тей крови и желчи народов, кт в свою очередь зав. от состава пищи->от климата р-на.

 

 

Николо Макиавелли.

Флоренция,-22.6.1527, там же.

1498-1508 гг. - секретарь Совета 10-ти во Флорентийской республике. Возвращение к власти дома Медичи → посажен в тюрьму, где пишет произведение " Государь ". Также «История Флоренции», «Рассужд. о 1ой декаде Тита Ливия». Выраж. ин-сы бурж., критик. паразитир. дв-во, оно развратно. Критик. и Ц., но допуск. её знач-е для сохр. согласия и порядка в общ-ве.

Природа чела неизменна, чел склонен простить уб-во отца, чем утрату соб-ти. Привлек. к личн. кач-вам правителя: умение дей-ть в соотв. с мен-ся обстановкой. Больш. роль отводил д-ти гос. учрежд. и вооруж. силам.

1м из 1х гов. о классовых противор. м/у народом и знатью, согласие м/у ними невозможно. Все общество можно разделить на три социальные группы: Аристократия – grand, Средняя прослойка - popol (третье сословие), Чернь, низы.

Сравн. достоинства монархии и респ-ки, рассужд. о методах правл-я над покорен. странами, выдел. 2 варианта армии (наемная и своя).

Народовластие - полная распущенность. Оно недолговечно. Зло тирании объясняется излишним желанием народа освободиться и излишним желанием аристократии властвовать.

В политике действует принцип: "Цель оправдывает средство". Управление - умение ласкать и угнетать (метод кнута и пряника). Следует обращать внимание на: развитие государственных учреждений, развитие военного дела, социальные противоречия. Власть теряют, т.к.: Мало войска, Ненависть народа, Неумение обезопасить себя от окружения, Неумение приводить в действие свой образ в соответствии с изменениями социальной обстановки. Вывод: Можно и не быть добродетелем, но нужно им казаться. Республиканская форма правления лучше, т.к. при ней можно достигнуть высокого благосостояния народа. Итоги: Идея цикличности сохраниться, История государства, Не против уничтожения сословной монархии.

Рассм. историю как итог своб. д-ти чела (воля чела+судьба). Ход событий - борьба социальных сил.

 

14. Летописание 15-16вв. Исторические знания периода централизации.

Большую роль в ликв. феод. раздр-ти сыграла победа Вас. 2 Темного в феод в-не н. 15в. Именно он 1м материализ. оказавш. перспективным образ грозного царя.

К этому Т относ. появл. 1го общерус. летопис. свода 1448г. Этот свод явл. сов-ю неск. пам-ков: 1)повесть о Кулик. битве; 2)слово о представлении и житии вел. кн. Дм. Ив. – царя русского; 3)повесть о нашествии Тохтамыша на М.; 4)Твер. летоп. – «Пов. о Мих. Яросл.»; Псков. «Пов. о Довмонте»; Новг. «Пов. о липец. Литве».

Это попытка объясн. право М. на верховенство. Историки счит., что свод 1448г сыгр. важн. и опред. роль в послед. летописаниях.

Глобальные процессы 15 - 16 вв.: Образование централизованного государства; Реформы 16 века; Крепостничество; Расширение границ государства и превращение его в многонациональное; Первые мощные социальные конфликты; Изменение характера международных отношений.

Все эти процессы нашли своё отражение в историографии. Источники этого периода: Конец 15 - начало 16 вв. - сохраняются летописные своды; Свод 1479 - 1480 гг; Воскресенский свод; Никоновский свод. \ Они составлены при дворе великих князей и царей. Летопись приобретает характер официального источника. Все ранние летописные сведения проверяются и исправляются.

Свод 1479 года. Опубликован М.Н. Тихомировым по списку 16 века. До этого издания известен по списку 18 века. 1478 год - присоединение Новгорода. 1480 год - свержение ига.Т.е., создается после уничтожения мощного внутреннего противника и перед приобретением независимости. Свод: 1)построен на правительственных документах: не использование, а введение в текст комплекса документов; 2)расширение источниковой базы: княжеские архивы самостоятельных уделов перевезены в Москву. Дипломатические переговоры.

Д.С. Лихачев в 1947 г. "Русские летописи и их культурно-историческое значение". Летописи 16 века приобретают облик свода правительственных документов. Основывался на главных архивах и летописях.

Л.В. Черепнин: Эти летописи составлены в Посольском приказе. Доказал: анализ описей архива (основная часть сгорела и разграблена поляками) → идентичность событий и описей; сличение текста свода с сохранившимися документами → стилистические совпадения.

Летописание велось в прагматических целях. Основные идеи: Поиск обоснования политики великокняжеской власти - т.е., создание централизованного государства → традиционная форма: концепция "отчины" - московские князья обосновали, что земля была в наследственном землевладении; Как обосновать присоединение Новгорода? Русская земля - отчина не только русских князей, но и киевских (т.е., это уже 10 век) → тезис о преемственности власти, тезис о переносе столицы из Киева во Владимир перешел в московские летописи: Киев-Владимир-Москва\\ Иван III противопоставляет своё право литовским князьям, т.к. они претендовали на Новгород. Использована редакторская правка - приглашение князей заменено на "стол", т.е. там была центральная власть. Убрали ряд фактов, которые были раньше в летописях. Создатели пытаются создать грандиозное произведение. Пышные формы, т.е. изменены приемы воздействия (похвалы, повторения, сложный стиль).

Воскресенская летопись - названа по монастырю, где была создана под контролем Никона. Никоновский свод - список воскресенской летописи, принадлежащей Никону: 1)Вводится новый материал (грамоты, сказания, жития святых); 2)не всегда выдерживается хронологическая сетка; 3)иной текст по сравнению с первоисточниками; 4)широко используются греческие первоисточники.

→ русская история неразрывно связана с историей Византии (идея "Москва-Третий Рим").

На смену летописям приходят хронографы. Первый хронограф создан выходцем из Сербии: 208 глав. Заканчивается взятием Константинополя в 1453 году. Составители используют самые разные источники: славянские и неславянские.Во второй половине 16 века появляются и другие исторические произведения, посвященные группировке исторических событий или деятелям. Даты носят справочных характер.

Летописцы 16в. Летописец начала царствования великого князя Ивана IV создан в начале 50-х гг. 16 века. Источники: Официальный материал, Посольские дела, Разрядные записи, Царские грамоты\ Интерпретация - психологическая мотивировка человеческих поступков, введение в текст вымышленных речей. Основные тенденции: Обоснование сильного единодержавного государства, Расширение границ на Восток (походы), Объяснение социальных выступлений\ Царственная книга написана в третьей четверти 16 века. Составлена по инициативе Ивана Грозного и отредактирована его рукой. Часть утрачена. Сохранилось 9700 листов с 16 тыс. иллюстраций. Охватывает хронологический период: от сотворения мира до Ивана Грозного. В ней полностью использована Никоновская летопись. Впервые дано объяснение боярским смутам и мятежам\ Степенная книга. Начало 60-х гг. 16 века. Составил духовник Андреян (митрополит Афанасий). Один из списков - Чудова монастыря Кремля: 1)Впервые появляется мысль, что русские цари - потомки римских и византийских императоров; 2)изложение начинается с Владимира (грань 1) и до Ивана Грозного (грань 17); 3)даются биографии князей; 4)исключительно вольное обращение к источникам. → Малая степень достоверности.

Это книги для чтения, которые воспитывают в духе подчинения самодержавию и Церкви.

Казанский летописец 1564 - 1566 гг. Это литературное произведение → нет серьезности обоснования. Это влияет на трактовку причин завоевания Казани. Автор неизвестен, но есть ряд сведений – взят в плен, подарен казанскому царю, служил ему 20 лет, после взятия получил свободу. Обоснование теории, что Казань в свое время принадлежала Руси → это не завоевание, а возвращение. Доказательство: народы были подвластны и платили дань → подданные. Мысль, что этот акт исторически предопределен. Повествование поделено на главы, которые пронумерованы.

Румянцевский список – 49 глав + глава о взятии Новгорода. Есть заголовки. В редакциях 17 века – 100 глав. Смысл: апология царской власти как богоизбранной.

Степенная книга + Казанский летописец – новый тип исторических произведений аналогов с произведениями прошлого времени нет. Это чисто русское явление.

Особенности 17 века: Русская литература не оставалась в русле официальной концепции, Идея политического единства. Возрастание интереса к человеку как творцу. Разрыва с провиденциализмом не произошло (в отличие от Европы). Увлечение риторикой. Связь с византийскими и южнославянскими памятниками (а это античная традиция).

Новое явление – появление неофициальной историографии. Причины: Появление ересей, Распространение идея «самовластья человека» (→ свобода воли → свобода выбора, т.е., человек богоподобен), Столкновение с явлениями общественной жизни, которые дают явно противоположные трактовки.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.