Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Европейская политика правительства Александра III





Политическая ситуация. Противоречия с Британией. После Берлинского конгресса перед русской дипломатией вновь встала задача обретения союзников. Наиболее сложными были отношения России с Англией. В период русско-турецкой войны началась широкая экспансия и усиление влияния Британии на всем Востоке – в Турции, на Балканах, в Иране, Туркмении, Афганистане и Китае.

По Берлинскому соглашению Англия получила Кипр. Политическая обстановка складывалась таким образом, что лондонский кабинет контролировал черноморские проливы. В этой ситуации русское правительство пыталось оказать давление на Англию посредством активизации военной и дипломатической деятельности в Средней Азии и Афганистане – регионе «британских интересов». В мае 1878 г., несмотря на соглашение 1873 года, на русской границе с Афганистаном были сосредоточены значительные воинские формирования, а в Кабул – направлена миссия во главе с генералом Н.Г.Столетовым. Цель ее заключалась в том, чтобы, создавая угрозу британским интересам в Средней Азии, отстоять позиции России на Балканах. Имелось также в виду предотвратить английскую экспансию, направленную на подчинение Афганистана и Туркмении. На последнюю у царского правительства были свои виды.

Однако, когда в ноябре 1878 г. разразилась англо-афганская война, Петербург оказался не в состоянии предоставить военную помощь Афганистану и вынуждено ограничился дипломатической поддержкой. В мае 1879 г. война закончилась подписанием Гандамакского договора, который поставил Афганистан под английский протекторат. Позиции Англии и России в афганском конфликте только усугубили противоречия двух стран, о союзнических отношениях между ними не могло быть и речи.

Кризис российско-германского союза. Неблагоприятно складывались отношения России и с Германией. После объединения Германия стала наиболее опасной для России военной державой на континенте. Вместе с тем возрастала зависимость экономики империи от немецких финансов и торговли. Поэтому, несмотря на амбициозное поведение германского правительства, русская дипломатия стремилась сохранить связи с Берлином.

Тем не менее они ухудшались. В 1878 году Бисмарк предписал представителям Германии в международных комиссиях занять позицию, весьма неблагоприятную для России. А на следующий год (1879) он ввел высокие пошлины на зерно и запретил ввоз скота из России. Это сильно ударило по русской экономике и финансам. Кроме того, Германия и Россия оказались в противоположных политических лагерях европейской политики.

Все это породило в политических кругах России стремление переориентироваться в европейском союзе. Но оно сталкивалось с рядом объективных преград. Во-первых, Россия испытывала финансовый кризис. И это сковывало в проведении внешнеполитических мероприятий, делало зависимой от инвесторов, прежде всего Германии. Во-вторых, не была завершена военная реформа и перевооружение армии. В-третьих, российская дипломатия не видела перспектив для изменения союзника. Теоретически им могла быть Франция. Но она, так же как и Россия, не желала обострения отношений с Германией.

Формирование концепции внешней политики. В 1880-е г. внешнюю политику России определяли люди, склонные к сохранению существующего положения вещей. В 1878-1881 гг. европейское поведение России по существу задавал Д.А.Милютин. Военный министр считал, что, прежде чем отказываться от союза с Германией, надо завершить преобразования в русской армии. Эти соображения разделял и вступивший на престол император Александр III. В 1882 г. престарелый Горчаков ушел в отставку, и министром иностранных дел был назначен Н.К.Гирс. Николай Карлович, так же как Горчаков, окончил Царскосельский лицей, затем служил в Азиатском департаменте МИД, имел большой дипломатический опыт. Стра­тегическая линия проводившейся им политики отличалась сдер­жанно­стью, осторожностью, склонностью к поиску компромиссных решений. Оценка внутриполитической (после убийства императора Александра II) и внешнеполитической ситуации привела его к убеждению в необходимости предотвращения войны. Ее последствия, по мнению Гирса, приведут Россию к революции и падению монархии.

Обеспечить стране спокойствие и безопасность новый министр считал возможным путем соглашения с Германией и Австро-Венгрией. Новый руководитель внешней политики хорошо понимал трудности России. Осторожность была едва ли не главным свойством Гирса, причем нередко она переходила в робость и нерешительность.

Союз трех императоров 1881 года. В свою очередь Бисмарк, используя противоречия ведущих европейских держав, стремился не допустить союза между ними. Он довольно успешно добивался лидерства Германии в Европе. Осенью 1879 г. между Германией и Австрией был подписан тайный договор, направленный против России и Франции. Стороны обязывались помогать друг другу в случае войны. Бисмарк не без оснований полагал, что известие об этом соглашении подтолкнет Россию и Францию к союзу, чего допускать он считал невозможным. Играя на противоречиях России с Австрией и Англией, он склонил Петербург к возобновлению «соглашения трех императоров». Правительства Австрии и России подписали его «стиснув зубы» в июне 1881 г. Он вошел в историю, подобно договору 1873 г., под громким названием «Союз трех императоров», хотя по сути это было лишь соглашение о нейтралитете.

Россия обязалась перед Германией соблюдать нейтралитет во франко-германской войне, а Германия и Австро-Венгрия гарантировали то же самое в случае войны России с Англией. Гарантия нейтралитета распространялась и на случай войны России с Турцией, при том однако условии, чтобы между всеми тремя участниками договора было предварительно заключено соглашение относительно результатов этой войны. Уязвимым местом договора трех императоров было то, что их согласие могло держаться лишь до тех пор, пока вновь не обострятся австро-русские отношения.

А они вскоре обострились в связи с политической ситуацией в Болгарии. По настоянию русского правительства там была принята конституция и учреждено Народное собрание во главе с князем. Князем был назначен принц Александр Баттенберг, племянник русской императрицы. Петербургский двор надеялся, в этой связи, на лояльность нового болгарского правительства к России. Однако Баттенберг стремился к неограниченной монархической власти и в своей политике опирался на поддержку соперников России – Англии и Австрии.

В ходе болгарского восстания 1886 г. князь был низложен и выдворен за пределы Болгарии. Его сменило правительство во главе со С.Стамбуловым – человеком, который представлял интересы болгарской буржуазии, но также придерживался проавстрийской ориентации. Опасаясь военного вмешательства Петербурга, Австро-Венгрия заявила, что появление русских войск у границ Болгарии приведет к австро-русской войне. Эти события продемонстрировали банкротство «соглашения трех императоров» и несостоятельность внешней политики правительства Александра III, ориентированной на союз с Австро-Венгрией и Германией. Политика Гирса подверглась резкой критике со стороны ряда дипломатов (П.А.Сабуров, Н.П.Игнатьев, А.Г.Жо­мини). Антигермански настроенные круги ставили министру в упрек нерусское происхождение. А император, поддерживая действия Гирса, ничего не предпринимал для оправдания его перед обществом. В результате сложилось мнение, что политика министра и императора расходится.

Сближение с Францией. В России усилились настроения, способст­вующие сближению с Францией. Они основывались на заинтересованности части русской буржуазии в протекционизме правительства. Выразителем этих интересов и сторонником профранцузской ориентации в 1880-е годы стал М.Н.Катков, редактор газеты «Московские ведомости». В его статьях политика Гирса подвергалась уничтожающей критике. Введение высоких таможенных пошлин привело к еще большему обострению отношений с Германией. Таким образом, в момент когда Германия и Франция оказались на пороге новой войны, русскому правительству пришлось решать – на чью сторону встать в этом конфликте.

В русских правящих кругах было распространено мнение, что разгром Франции приведет к гегемонии Германии в Европе. В этой связи в 1884 г. при продлении договора русское правительство добилось от представителей Бисмарка письменного заверения, что Германия ни в коем случае не нападет на Францию. В ряде дипломатических переговоров и в официальных заявлениях Петербурга была четко высказана мысль, что Россия не гарантирует Германии нейтралитета в случае франко-герман­ской войны. Это удержало Бисмарка от агрессии и побудило начать дипломатическую войну против России. Германский канцлер предлагал Александру III свободу рук России на Востоке в обмен на такую же свободу рук для Германии против Франции. Но русское правительство отвергло сделку.

Тройственный союз. Между тем европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между великими державами. Конфликты охватили многие регионы. В 1880-1890-е годы складываются два европейских военных блока.

Первый начал формироваться с конца 1870-х годов. В 1879 г. Германия и Австро-Венгрия в тайне заключили союз, направленный против России и Франции. После того, как к нему присоединилась Италия, в 1882 г. возник Тройственный союз центрально-европейских держав. Вена готовилась к захвату Сербии, а Германия гарантировала ей военную помощь в случае войны с Россией. Между тем Бисмарк всячески подталкивал Петербург к захвату черноморских проливов, провоцировал обострение русско-турецких отношений. Кроме того, и Германия и Россия навязывали друг другу крайне невыгодные таможенные условия в экономических связях. Несмотря на двукратное (1881 и 1884 гг.) продление договора трех императоров и подписание в 1887 г. «договора перестраховки», недоверие в русско-германских отношениях нарастало.

Русско-французский союз. Россия в своем внешнеполитическом кур­се вынуждена была пересмотреть традиционную ориентацию на центрально-европейские государства и искать новых союзников. Она начала активное сближение с Францией. Правительство последней оказало финансовую поддержку Петербургу, предоставив в 1887 г. государственный заем. Постепенно роль главного кредитора царской России перешла от Германии к Франции. Тогда же во Франции был размещен заказ на изготовление 500 тыс. винтовок для русской армии. Отказ Германии продлить русско-германский «договор перестраховки» в 1890 г., отставка Бисмарка ускорили заключение русско-французского соглашения.

Оно было подписано в августе 1891 г. французским министром иностранных дел А.Ф.Ж.Рибо и русским послом во Франции бароном А.П.Моренгеймом. Оба правительства договорились «совещаться между собой по каждому вопросу, который может угрожать всеобщему миру». Достигнутое соглашение еще не было союзом. Оно было секретным. Но предшествовавший ему визит эскадры французского военно-морского флота в Кронштадт в июле 1891 г. являлся публичной демонстрацией франко-русского сближения и сделал его очевидным для всех.

В августе 1892 г. представителями генеральных штабов Франции и России генералами Н.Н.Обручевым и Р.Ф.Буадефром был составлен проект русско-французской военной конвенции. Франция брала обязательство оказать военную и дипломатическую помощь в случае нападения на Россию Германии или Австрии. Россия гарантировала тоже самое Франции в случае войны с Германией или Италией. В январе 1894 г. проект был официально ратифицирован.

Заключение франко-русского союза означало существенный сдвиг в европейской политике. А император Александр III с этого мо­мента стал именоваться в официальной литературе «Миротворцем».

Дальневосточное направление

Во второй половине XIX века дальневосточное направление во внешней политике России постепенно престало быть периферийным. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.

Амурский вопрос. В конце 1850-х годов дипломатические усилия Российской империи были направлены на решение «Амурского вопроса». По Нерчинскому договору (1689 г.) значительные пространства в Приамурье отошли к Циньской империи. Но Китай так и не смог их колонизовать и освоить. Территория к югу от реки Уды (то есть Приморье) вообще не была разграничена.

В 1849 году экспедиция Г.И.Невельского предоставила русскому правительству сведения, что устья Амура доступны для морских судов, а остров Сахалин отделен от материка судоходным каналом. В 1850 году Невельский основал на Амуре пост Николаевск и поднял там русский флаг. В 1853 году был основан военный пост на Сахалине. С этого момента началось дипломатическое давление русского правительства на Китай с целью добиться пересмотра пограничной линии.

В условиях второй опиумной войны Китая с Англией и Францией, а также восстания тайпинов циньское правительство согласилось на требования России. В 1858 году в Айгуне был подписан договор, по которому земли по левому берегу Амура признавались российскими владениями, а земли от реки Уссури до моря считались в совместном владении. «Общие владения» были разграничены Пекинским договором 1860 года. При этом к России отошло Приморье (Уссурийский край).

Из присоединенных по Айгунскому договору территорий была образована Амурская область, входившая в состав Восточно-Сибир­ского генерал-губернаторства. Сразу же началось ее освоение и колонизация. По инициативе генерал-губернатора Н.Н.Муравьева-Амур­ского в 1858 году в область были переселены забайкальские казаки, образовавшие Амурское казачье войско. Одновременно правительство развернуло кампанию по переселению на Амур крестьян из европейской части России. Это способствовало развитию земледелия и крестьянских промыслов.

Русско-японские отношения. С середины XIX века, в особенности после превращения Китая в результате «опиумной войны» 1839-1842 гг. в полуколониальную страну, зависимую от Англии, Франции и Америки, перед правящими кругами Японии остро встала проблема военной обороны страны. В 1854-1855 гг. международные конгрессы постановили заставить Японию открыть порты для иностранных судов. Японское правительство вынуждено было заключить соответствующие договоры с Америкой, Англией, Францией, Голландией. В 1855 году между Россией и Японией был подписан Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Наиболее спорным в отношениях сторон был вопрос о принадлежности пограничных островов. Договор 1855 года закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин был объявлен совместным владением. Спустя двадцать лет, в 1875 году, в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому Сахалин признавался исключительно российской территорией. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Тем не менее указанные территории и позже продолжали оставаться предметом дипломатических споров и претензий в русско-японских отношениях.

Продажа Аляски. Продолжая традицию первой половины XIX века, Россия проводила доброжелательную политику по отношению к Америке. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. В 1867 году Россия продала за 7,2 млн.долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-запад­ную часть американского материка – полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы, а их содержание обходится российской империи слишком дорого. Впоследствии же выяснилось, что Аляска является богатейшей кладовой полезных ископаемых (золото, нефть и др.). В целом же отношения России с Америкой не играли определяющей роли в международных отношениях.

* * *

Итогом внешней политики России во второй половине XIX в. стали существенные территориальные завоевания на юге и юго-востоке (тер­ритория Казахстана и Средней Азии). Интеграция присоединенного населения в состав империи способствовала существенным изменениям в национальной и этнической структуре российского общества. Экономиче­ское и политическое освоение обретенных территорий повлекло за собой отток работоспособного населения из коренных районов России в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Расширилась пограничная линия империи. Отныне Россия выступала на международной арене как одна из крупнейших империй мира с обширными геополитическими интересами.

К концу столетия политическая ситуация в Европе сложилась таким образом, что в конфликте военных и экономических интересов российское правительство обрело союзника в лице Франции. Это привело к поляризации политических сил в Европе: Германия, Австро-Венгрия, Италия – с одной стороны; и Россия, Франция – с другой. Их противостояние и конфликты ознаменовали новую страницу в международных отношениях, отмеченную напряженной борьбой за раздел мира на сферы влияния.


Глава восьмая

 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

После ликвидации крепостного права развитие культуры в России пошло гораздо более быстрыми темпами. Коренная перестройка российской экономики и общества на буржуазной основе, рост больших городов, создание новых путей и средств сообщения и связи и многое другое вызывали острую потребность в хорошо образованных кадрах. Закономерно, что эволюция страны от крепостничества к капитализму сопровождалась крупными изменениями в культурной жизни.

Просвещение

Школа. Как уже отмечалось выше, в результате осуществления правительством Александра II школьной реформы в России сложилась довольно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.

В пореформенный период действовали три основных типа начальных школ: министерские (находящиеся на содержании и ведении Министерства народного просвещения), церковно-приходские (находящиеся на содержании и ведении Синода) и земские (находящиеся на содержании и ведении земских учреждений).

Главной задачей начальных министерских и церковно-приход­ских школ было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Обязательными были уроки «Закона Божьего», обучения грамоте, четырем правилам арифметики и церковного пения.

Значительную работу по созданию начальных школ и подготовке учи­телей проделали земства. Одной из основных сфер деятельности земства в области народного образования была подготовка учителей для начальных школ. С этой целью создавались учительские семинарии, временные курсы по подготовке учителей, проводились учительские съезды. К концу 70-х годов общая численность преподавателей достигла 12-13 тысяч. Со временем именно учителя стали самым многочисленным отрядом земской интеллигенции в России.

Однако многие учителя постоянно испытывали материальные трудности: низкое жалование (от 100 до 300 рублей в год), частое отсутствие нормальных квартир и т.п. И все-таки молодые учителя увлеченно и упорно работали с деревенскими детьми, способствуя развитию их образования и культуры.

В уездах началось строительство земских школ. За 10 лет существования учреждений число таких школ составило около 10 тыс. Постепенно земская школа становится основным типом сельской школы. Фактическое руководство земскими школами осуществлялось губернскими и уездными земскими управами. Земские школы были двух типов (с трех- и четырех­лет­ним сроком обучения). Курс обучения предусматривал чтение, письмо, арифметику, природоведение, географию, Закон Божий. Преподавание в земских школах было поставлено лучше, чем в министерских и церковно-приход­ских. В школах использовались учебники «Родное слово» К.Д.Ушинского, «Азбука» и книга для чтения Л.Н.Толстого, «Наш друг» Н.А.Корфа и др. Школы были снабжены учебными пособиями, имели биб­лиотеки.

Наряду с общеобразовательными школами земства с 1870-х годов создавали профессиональные начальные школы (ремесленные, сельскохозяйственные), а также средние специальные учебные заведения (учитель­ские, ветеринарные) со сроком обучения 3-5 лет. Особое внимание уделя­лось сельскохозяйственному образованию. В 1884-1903 гг. было открыто 48 сельскохозяйственных школ с трехгодичным сроком обучения.

С 1870-х годов земства стали обращаться к правительству с ходатайством о введении всеобщего начального обучения. В конце XIX в. практические меры по введению всеобщего начального образования были сделаны в Вятской, Казанской, Курской, Московской, Нижегородской и других губерниях, где разрабатывались программы введения всеобщего начального образования, открылось значительное число школ.

В конце 90-х годов в начальных сельских школах всех типов насчитывалось более 4 млн. учащихся (из них 1 млн. девочек). Происходило обучение грамоте солдат в армии.

В пореформенный период дальнейшее развитие получила средняя шко­ла. Наиболее распространенными и престижными типами средней шко­лы были гимназии и прогимназии. Последние стали вводиться с 1862 г. и должны были заменить уездные училища, их курс соответствовал курсу низших четырех классов гимназий. Прогимназии мыслились как подготовительные заведения к гимназиям, которые были ограничены четырьмя старшими классами. На 1 января 1865 г. всех русских мужских средних учебных заведений – гимназий и прогимназий, подведомственных Министерству народного просвещения и содержащихся на средства правительства и обществ, было 96. В них обучалось 26,8 тыс. человек. В 1895 г. таких учебных заведений стало 167 с числом учащихся 62,9 тыс. человек. С 60-х годов получили распространение женские гимназии и прогимназии. В 1893 г. их было 320, а учениц 62,3 тыс. Кроме гимназий существовали реальные и коммерческие училища, десятки духовных, военных и других средних учебных заведений.

Многие гимназии в губернских и отчасти уездных городах стали весь­ма заметными не только учебными, но и культурными центрами, где устраивались литературные вечера, ставились любительские спектакли и т.п.

Возросшие общественные потребности привели к дальнейшему развитию высшей школы – университетов и специальных учебных заведений. Кроме прежде существовавших университетов в Москве, Петербурге, Харькове, Казани, Киеве, Дерпте и Варшаве, были основаны новые университеты – в Одессе (1865 г.) и в Томске (1888 г.). Открытием Томского университета было положено начало высшему образованию в Сибири.

В 1855 г. в русских университетах училось 3,5 тыс. студентов, к концу века их было около 17 тыс. Наиболее многолюдными факультетами бы­ли юридические (7 тыс. студентов) и медицинские (более 4,5 тыс.). Самым крупным университетом был Московский (4400 студентов).

Под влиянием требований хозяйственной жизни значительно расширилось высшее техническое образование. В 60-х годах в Москве из ремесленной школы, готовившей низший технический персонал, было организовано Высшее техническое училище (ныне МВТУ имени Баумана), которое сыграло большую роль в развитии технического образования в России. В Риге на средства, собранные местной буржуазией, был открыт Политехнический институт. В 1885 г. был открыт Технологический институт в Харькове, в 90-х годах – Электротехнический институт в Петербурге, Инженерное училище в Москве, готовившее инженеров путей сообщения, политехнические институты в Киеве и Варшаве, Высшее горное училище в Екатеринославе. В 1900 г. был основан Технологический институт в Томске.

Старые высшие технические учебные заведения Петербурга (Тех­нологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный, лесной и др.), имевшие военизированный характер, в 60-х годах были преобразованы в гражданские учебные заведения. В конце века в технических высших школах России насчитывалось около 7,5 тыс. студентов.

Нужда в кадрах, подготовленных к работе в сельском хозяйстве, при­вела к созданию высших сельскохозяйственных научно-учебных заведений. В 1865 г. Московское общество сельских хозяев открыло «воль­ную» Петровскую земледельческую и лесную академию, которая в 1873 г. стала государственным высшим учебным заведением. В 1863 г. на базе политехнического и сельскохозяйственного институтов был создан Ново­александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства в Люблинской губернии в Польше. В 1863 г. Лесной и межевой институт в Петербурге был переименован в Лесную академию, которая после слияния с Горыгорецким земледельческим институтом была преобразована в Петербургский земледельческий институт (1865), а он, в свою очередь, – в Лесной институт (1877). В Казани в 1874 г. был открыт ветеринарный институт. В конце XIX в. в государственных высших учебных заведениях России обучалось около 30 тыс. студентов, работало не менее 3 тыс. профессоров и преподавателей.

В 60-70-е гг. XIX в. началось формирование неправительственного сектора высшей школы. Входившие в эту сферу высшие учебные заведения создавались по инициативе интеллигенции и при финансовой помощи буржуазии. Выпускники таких заведений не получали права на чин и сословные привилегии. По инициативе Русского музыкального общества были открыты консерватории в Петербурге (1862) и Москве (1866). Создаются Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1865), Археологический институт в Петербурге (1877).

Под давлением общественности происходит становление женского высшего образования. В 1872 г. были основаны Московские высшие женс­кие курсы (высшее женское учебное заведение) В.И.Герье. За 1872-1917 гг. курсы закончили 20 тыс. человек. В 1878 г. в Петербурге были организованы Бестужевские высшие женские курсы (названы так по фамилии первого директора – профессора К.Н.Бестужева). На курсах преподавали профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, Е.В.Тарле и др. В 1878 г. курсы посещали свыше 800 слушательниц, в 1881 г. – свыше 900. Высшие женские курсы были открыты также в Киеве и Казани. В 1897 г. в Петербурге возник Женский медицинский институт (до этого высшее медицинское образование девушки могли получать только за границей).

Большое значение для развития школы имела плодотворная деятельность выдающихся представителей прогрессивной педагогической мысли К.Д.Ушин­ского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого.

Среди крупных губернских городов по насыщенности учебными заведениями всех типов бесспорно выделялась Казань. В пореформенное время здесь функционировали несколько десятков начальных школ и училищ, четыре мужских и три женских гимназии, институт благородных девиц, промышленное техническое училище, университет, ветеринарный институт, высшие женские курсы, духовная академия, частная музыкальная школа, художественная школа.

Книгоиздательство. В пореформенной России в связи с общим подъе­мом просвещения и культуры значительно усилился интерес самых раз­личных слоев населения к печатному слову – книгам, газетам и журналам.

Прежде всего это сказалось на резком увеличении издания книг. В 1861-1865 гг. в стране выходило в среднем за год около 1800 названий. В 1895 появилось около 11,5 тыс. книг (из них три четверти на русском языке). К 1901 г. общий тираж книжной продукции достиг 56,3 млн. экземпля­ров.

Книги издавали правительственные учреждения (официальные издания), научные учреждения и высшие учебные заведения, общественные организации и органы местного самоуправления.

Однако основную массу книг выпускали на книжный рынок страны крупнейшие универсальные издательства во главе с М.О.Воль­фом, А.Ф.Марк­сом, И.Д.Сытиным, А.С.Сувориным. Видными фигу­рами на книгоиздательском поприще были Н.П.Поляков и Ф.Ф.Пав­ленков.

В середине 70-х годов начинается деятельность самого крупного рус­ского издателя дореволюционной эпохи Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934). Выходец из крестьян, не получивший никакого образования, он сумел, благодаря своему предпринимательскому таланту, достичь выдающихся успехов в развитии книжного дела. Он издавал лубочные картинки и книги, которые проникали в самые отдаленные места России, выпустил серию «Библиотека для самообразования», состоявшую из ряда научно-популярных книг по истории, социологии, географии, политической экономии. Сытин издавал также научные книги и учебники по всем отраслям знаний. Среди его изданий значительное место занимают детские книги, произведения классиков русской и иностранной литературы, подарочные – «Народная» и «Военная энциклопедия», шеститомная «Великая реформа», посвященная реформе 1861 г., «Детская энциклопедия» в 10-ти томах. Он издавал огромное количество календарей различных типов, ежегодный тираж которых составлял десятки миллионов экземпляров. Деятельность Сытина оставила заметный след в русской культуре, что с благодарно­стью отмечали многие его современники – писатели, ученые, деятели культуры.

Основными центрами книгоиздательского дела оставались Петербург и Москва. Постепенно книжное дело захватывает и многие провинциальные города. В 1892 г. книги выпускались уже в 163 городах страны.

Крупным центром издания книжной продукции оставалась, как и в первой половине XIX в., Казань. Наиболее плодотворной в этой сфере была деятельность типографии Казанского университета. Здесь были опубликованы многие труды ученых университета (математиков В.Г.Им­шенецкого и А.Ф.По­пова, географа и ботаника Э.А.Эверсмана, зоолога М.Н.Богданова, историков Н.А.Осокина, Д.А.Корсакова и др.), азбука и другие учебники на татарском и арабском языках (А.Вагапова, С.Кукля­шева, К.Насыри, Ш.Тагирова, Г.Баруди и др.), памятники древнетюркской и татарской литературы, произведения классиков арабской и персидской литератур.

Книги распространялись различными путями. В городах расширялась сеть книжных магазинов. По сравнению со второй половиной 60-х годов число их возросло к концу 90-х годов примерно в шесть раз, приблизившись к 3 тыс. В сельской местности книги продавались через земские книжные склады. Оставались популярны и «офени» – странствующие разносчики-торговцы дешевой книжной продукции. Значительна была роль в снабжении деревни книгами и различных общественных просветительских организаций (Петербургского комитета грамотности и др.).

Демократическая интеллигенция проявляла широкую активность в открытии библиотек и читален. В 80-90-х годах в городах число библиотек, открытых общественными учреждениями и органами самоуправления, равнялось семи-восьми сотням. В некоторых крупных деревнях земства и крестьянские общества создавали небольшие библиотечки – в конце XIX в. их насчитывалось несколько тысяч. Видное место в научной и культурной жизни России принадлежало ее крупнейшим книгохранилищам – Публичной библиотеке и Библиотеке Академии наук в Петербурге, Библиотеке Румянцевского музея в Москве.

Печать. Важным фактором развития культуры в пореформенной России была печать, которая несмотря на все цензурные и административные препоны, уверенно утверждалась в обществе. К началу 70-х годов на русском языке выходило около 350 периодических изданий, из них пятую часть составляли издания литературно-общественного содержания. В 1900 г. число периодических изданий превысило тысячу.

В периодике по-прежнему первенствовал тип «толстого» (обычно ежемесячного) журнала, дававший читателю литературно-худо­жест­вен­ный, публицистический, критико-библиографический и науч­ный мате­риал. На левом крыле печати того времени находились журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Значительной популярностью пользовался либеральный журнал «Вестник Европы», издававшийся публицистом и историком М.М.Стасю­леви­чем, и к концу века «Русская мысль». Народнического направления придерживалось «Русское богатство», славянофильского – «День», «Русь». Большим кругом читателей располагал журнал М.Н.Каткова «Русский вестник» консервативного направления. Возникло много специальных журналов по разным отраслям знания: журналы исторические («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник»), химические, научно-популярные («Вокруг света»).

В пореформенное время все более растет издание, распространение и влияние газет. Некоторые газеты приобрели свое индивидуальное лицо, заняли определенные общественно-политические позиции, имели своего читателя. Наи­более известными и влиятельными столичными газетами были «Москов­ские ведомости» Каткова, «Новое время» А.С.Суворина, «Голос» А.А.Краев­ского, «Русские ведомости» (издавалась литературным товарищест­вом ряда либеральных профессоров и литераторов).

Одним из крупных провинциальных центров периодической печати являлась Казань. Здесь в 60-90-х годах издавалось с различной продолжительностью до десяти газет. Некоторые из них выходили в течение многих лет, другие прекращали издание через два-три года. Наиболее продолжительными изданиями были три газеты: «Казанские губернские ведомости» (1838-1917), «Казанский биржевой листок» (1868-1892) и «Волжский вестник» (1884-1906), пользовавшийся большой популярностью в среде демократической интеллигенции Среднего Поволжья и Приуралья.

К середине 90-х годов по всей России выпускалось 105 ежедневных периодических изданий (газет). В пореформенное время и особенно в 80-90-е годы ведущие газеты стали оказывать заметное влияние на формирование внутренней и внешней политики правительства.

Музеи и выставки. В круг общественных интересов стали входить музеи и разнообразные выставки, общероссийские и местные. И музеи и выставки постепенно начинают служить делу просвещения, приобретая серьезное научное, экономическое или художественно-воспитательное значение. Основные музеи были сосредоточены в Петербурге (в частности, музеи Академии наук) и Москве. В 70-90-х годах было учреждено около 80 местных музеев. Из выставок особое внимание привлекли Политехническая 1872 г. и Всероссийская Художественно-промышленная выставка 1882 г. в Москве, крупнейшая торгово-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Много устраивалось сельскохозяйственных выставок. Широкий интерес вызывали художественные выставки, в первую очередь выставки «Товарищества передвижников».

 

Общие успехи просвещения в пореформенной России оказались весьма значительны и весомы. Впечатляющие положительные сдвиги произошли в развитии всех ступеней народного образования, книжного и газетного дела. Культурный уровень России конца XIX в. в сравнении с уровнем времени Крым­ской войны сильно повысился. Страна постепенно, но неуклонно, становилась все более грамотной и образованной. В 1897 г. грамотные рабочие составляли уже 50% от общей их численности. В рабочей среде наблюдался заметный рост сознательности и культурных запросов. Позитивные перемены происходили и в духовном облике крестьян, хотя в деревне они шли более медленными темпами, чем в городе. Грамотность сельского населения по переписи 1897 г. равнялась 22%. Поистине огромный духовный потенциал России был представлен интеллигенцией – дворянской и разночинной: педагогами, учеными, врачами, литераторами, деятелями искусств и др. Именно на их плечи легла основная работа по духовной перестройке страны. В этом им помогали наиболее выдающиеся представители крупной буржуазии.

Наука и техника

История науки в пореформенной России ознаменована крупными успе­хами. Они были вызваны духовным раскрепощением общества после 1861 г., нуждами и запросами быстро растущих отраслей промышленности, острой потребностью развития самого научного мышления, интеграцией русской науки в мировую науку.

Научные центры и связи. Высшим научным учреждением страны по-преж­нему оставалась Академия наук, основанная Петром I в 1724 г. Здесь проводились многие ценные исследования. В числе академиков состояли такие выдающиеся ученые, как математик П.Л.Чебышев, химики Н.Н.Зи­нин и А.М.Бут­леров, астроном Ф.А.Бредихин, биолог А.О.Ковалевский, геолог А.П.Кар­пинский, языковед Ф.И.Буслаев, востоковед В.В.Радлов и др.

Крупными центрами научной мысли были университеты. Велико было значение и ряда специальных высших школ – Медико-хирурги­ческой (Во­енно-медицинской) акаде







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.