УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР





Кто же в социологическом плане является участником между­народных культурных отношений? Выше, в главе VIII, мы рас­смотрели основные типы культурных общностей и установили целесообразность их деления по уровням на этнические, нацио­нальные и цивилизационные. Между этими-то общностями прежде всего и возникает взаимодействие.

В результате длительного общения между различными нация­ми может возникнуть региональный тип взаимодействия, кото-

рый порождает общность культуры Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Америки, Тихоокеанского региона и т.д. Осо­бое значение в современном мире приобретает наднациональ­ный уровень.

Рассмотрим более конкретно уровни взаимодействия культур.

Этнический уровень

Этнический уровень взаимодействия осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми, культурно-хозяйствен­ными (по общности материальной культуры), историко-этногра­фическими (по сходству духовной культуры), этноконфессиональ­ными и другими общностями. Во взаимодействии культур этого типа проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграци­онным процессам, взаимному обогащению, обмену и т.д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Само по себе этническое общение, выражающееся в усилении контактов, дву­язычии, увеличении числа смешанных браков и т.д., еще не ве­дет к установлению общности. Как известно, культура этноса обес­печивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и вторую жизнь, так как выпол­няют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Для каждого этноса бытие других этнических групп — внешнее явление, отличающееся не только по содержанию жизнедеятельности, но и в силу несходства культурного облика. Конечно, отношение к этому внешнему началу может варьироваться в зависимости от различных внут­ренних или внешних факторов. Оно может вызывать интерес, но не вести к взаимодействию. Может возникать и взаимное или одностороннее проникновение, ведущее к использованию каких-либо элементов без утраты взаимной разделенности. Несомнен­но, что и на этом уровне формируются элементы межэтнической культуры, на основе которой и происходит прежде всего обще­ние между первичными общностями. К такой культуре отно­сятся прежде всего языки межэтнического общения, не обязатель­но имеющие национальную привязанность. Конечно, такую роль выполняет прежде всего английский язык, за которым следу­ют испанский, французский, арабский, русский, китайский и некоторые другие ареальные языки. Каждый из них при этом подвергается адаптации к местной среде.



Однако сами по себе такие механизмы еще недостаточны, чтобы обеспечить интенсивное взаимодействие и согласие разно­родных элементов. Разногласия и конфликты, в которых диффе­ренцирующие характеристики могут служить поводом и критери-

ем для вражды и насилия, делают необходимым формирование устойчивого единства на более высоком уровне.

Национальный уровень.

Национальный уровень. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через об­щую хозяйственную деятельность и государственно-политичес­кую регуляцию. Это дополняется созданием и соответствующей культуры — языка, идеологии, норм, обычаев и т.д. В странах Азии и Африки национальное единство в большей степени скла­дывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения и борьбы за национальную неза­висимость и национальное самоопределение. Хорошо известно, что в освободившихся странах национальное объединение преж­де всего осуществляется государством. В сфере культуры оно так­же выступает важнейшим средством утверждения единства.

Тем не менее процессы культурной консолидации нации не­редко оказываются двойственными и приводят в свою очередь к росту межнациональных противоречий в рамках одного государ­ства или между ними. В Индии прямое осуждение вызывают тен­денции этнической и языковой консолидации, вызывающие на­пряженные столкновения между представителями разных эт­ноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, веду­щих к дезориентации государственного единства.

Нередко меры по укреплению территориального и государ­ственного национализма ведут к ограничению прав или изгна­нию инонациональных групп. Так, например, в 70-х гг. в Гвинее, Уганде, Кении, Замбии изгонялись «инородцы» (иногда прожи­вавшие в данной стране в течение ряда поколений) не только из соседних и смежных, но и более отдаленных стран (средиземно­морских, азиатских). В 1989-1992 гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза. За такими мерами большей частью стоят экономические причины, так как тем самым ослаб­ляется конкуренция для «титульного этноса» в доступе к мест­ным ресурсам, что нередко наносит длительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Тем не менее существуют и социокультурные причины, если воз­никает сильная потребность в ускоренном формировании нации и преодолении локальных барьеров.

Цивилизационный уровень.

Цивилизационный уровень. Именно в общении между цивили­зациями достигались в прошлом наиболее существенные резуль­таты в обмене духовными, художественными, научными дости­жениями. В средние века европейская цивилизация многое заим­ствовала из мусульманского региона, а позднее Индия и Китай

внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индийским и буддийским регио­нами. Конфликтность этих отношений сменялась мирным сосу­ществованием и плодотворным взаимодействием.

Как показали новейшие исследования, разносторонние кон­такты, ослабевшие в эпоху колониального подчинения, суще­ствовали между Африканским континентом и другими региона­ми. Несмотря на несомненное сходство этнических культур Тро­пической Африки и Латинской Америки, эти регионы долгое время оставались мало осведомлены друг о друге. Лишь в 30-40-е гг. подъем таких культурно-идеологических течений, как индеанизм и африканизм (а вначале негризм), сопровождавшийся интере­сом интеллигенции к истокам культуры своих народов, привел к росту культурных отношений. Мыслители и деятели культуры обоих континентов обнаруживали, что и там, и там неевропейский куль­турный субстрат имеет похожие характеристики, в том числе в религии, языке, народной культуре.

Достижение независимости многими странами Азии и Афри­ки способствовало в немалой степени снятию прежних ограниче­ний и проявлению тех потенций, которые заключаются в различ­ных этнокультурных и национально-политических общностях. Естественно, что государственные принципы самоопределения наций во многом определяют и характер культурных связей меж­ду различными обществами. Большое влияние на эти отношения оказывают и различные политико-экономические организации: СНГ, АСЕАН, Лига Арабских государств, Организация афри­канского единства и др.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.