Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семиотика как область гуманитарного знания. Язык и символы культуры.





Семиотика – это область гуманитарного знания, изучающего культуру как систему знаков, символов.

Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации.

Для каждой культуры характерна своя система знаков, которая называется языком культуры.

Язык знаков – это совокупность всех знаковых средств вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается социально значимая информация.

В каждом языке культуры существуют свои правила передачи информации, поэтому усвоение языков культуры является важной частью социализации личности. В семиотике принято все языки делить на:

- Естественные – основное и исторически первичное средство коммуникации.

- Искусственные – сознательно созданные человеком (азбука Морзе, дорожные знаки). К искусственным знакам относятся и вторичные – коммуникативные системы, возникающие на основе естественных.

Кроме того, языки различают по:

- отнесенности к видам деятельности

- принадлежности к языковому сообществу

- типу знаков (вербальный, язык жестов).

Символ – это знак, не имеющий предметного значения, который передает глубинный смысл предмета. В отличие от обычного знака, символ выражает определенную идею, абстрактное понятие. Смысл символа очень часто бывает невозможно выразить обычными словами.

Каждая сфера культуры имеет свою систему символов. Каждая этническая национальная культура имеет свою систему символов, отражающую ее специфику.

50) Культурные коды.
М.К. Петров – русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который для нее характерен.
Социокод (культурный код) – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания.
Знание существует в двух формах:
- как деятельность
- как знак
Выделяется три социокода:
1) Лично-именной. Характерен для примитивных культур. Деятельность носит коллективный характер и существует как набор определенных ролей, за каждой из которых закрепляется имя (знак). Человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации – посвящение во взрослую жизнь.
2) Профессионально-именной. Характерен для традиционных сообществ, в которых появляются профессиональные группы, и знания фрагментируются по профессиям. Оно передается уже не просто как операция, но как целый набор. Средством трансляции профессионального знания является семья.
3) Универсально-понятийный. Характерен для современного общества. В связи с развитием науки, письменности, теоретического знания, логического мышления, знания отчуждаются от человека и существуют независимо от него в виде «текста». Таким образом, оно приобретает безличный характер, становится универсальным, границы между профессиями становятся более подвижными. средством передачи знаний становится образование.
Г.М Маклюэн считает, что смена типов культуры в истории обусловлена сменой средств коммуникации, которые он рассматривал как продолжение человеческих органов чувств.
Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:
1) Дописьменный. Характерен для архаичного общества. Господствуют устные средства коммуникации. Главный орган коммуникации – ухо.
2) Письменный. Связан с возникновением фонетического письма, письменности. Знания передаются на основе визуальных средств коммуникации, а значит, главным органом становится глаз.
3) Экранный. Связан с развитием электронных средств связи. Они упраздняют пространство и время, вовлекают человека во все, что происходит в мире, а сам мир превращается в «глобальную деревню».

51) Межкультурные коммуникации.
Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.
Условия межкультурной коммуникации:
- наличие общего языка и субъектов коммуникации
- наличие канала передачи информации
- наличие правил передачи информации
Типология межкультурных коммуникаций:
- по характеру субъектов (межличностная, межкультурная)
- по формам коммуникации (вербальная, невербальная)
- по уровням протекания (на обыденном уровне, на специализированном)
- по содержанию коммуникации (информационная, стимуляционная, ориентационная).
Особым видом является массовая коммуникация – это распространение и регулирование информации среди огромного числа людей, независимо от их статуса и места жительства. Массовые коммуникации возникают в связи с развитием электронных средств связи, которые обеспечивают высокую скорость и массовость поиска, обработки и передачи информации. Особое значение массовая коммуникация приобретает в информационном обществе.

Личность как субъект культуры

Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и

«индивидуальность». Однако, если понятие «индивид» обозначает отдельно взятого

человека или представителя той или иной социальной группы, а понятие

«индивидуальность» указывает на самобытность человека, то понятие «личность»

является более объемным. Оно подчеркивает в человеке его самостоятельность,

значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это системное

качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Проблемой определения или самоопределения личности занимается культурная антропология(наука, занимающаяся становлением человека, как феномена культуры.)

Человек - биосоциокультурное существо. Индивид – это единый представитель человеческого рода, обладающий собственной индивидуальностью, т.е признаками отличающими его от других людей.

Личность – совокупность действующих в человеке социально значащих черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающими его субъектом труда, познания и общения.

Типы личности: 1. Базисный – идеальный тип личности для данной культуры, этот тип культура пытается сформировать. 2. Модальный – это более распространенный общий тип личности, реальный тип, преобладающий в культуре.

На становление личности влияют внешние и внутренние факторы: внешние, влияние социально-культурной среды 1. Нормы, действующие в масштабах всего общества 2. Нормы, традиции, обычаи определенного человека, культуры или социальной группы; внутренние: внутренние установки индивида, его представления и идеалы.

Личность, как субъект культуры, является ее творцом, в процессе своей жизнедеятельности обогащает культуру, обеспечивает развитие культурных форм.

 

 

Культурная идентичность

Термин «идентичный» (от лат. Identicus) означает «тождественный»,

«одинаковый». Одна из глубинных потребностей человека - стремление к

уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных

вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл

окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентаций, которая дала бы ему

возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Вот почему

огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.

Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной

культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации в

конечном счете коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных

формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться какой-то

сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не сумели ее добиться. Все

общества обладают некой «психосферой» (О. Тоффлер), которая охватывает их идеи,

начиная от общности и идентичности. Таким образом, идеи «принадлежности» или

«общности» и акт идентификации с другими оказывается фундаментом всех

человеческих систем.

Индивидуальная и групповая культурная идентичность менялась в

соответствии с историческими преобразованиями. Например, в течение десяти тысяч

лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно прочно

идентифицировались с семьей, кланом, деревней или другими группировками,

которые захватывали индивида уже при появлении на свет. Индивид рождался уже как

член семьи и расовой группы. Религия задавалась ему родителями и местным

сообществом. Таким образом, базисные индивидуальные и групповые культурные

привязанности определялись уже при рождении. Групповая идентичность обычно

оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека.

В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее

индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и

классовые формы идентификации. Стали ослабевать семейные формы культурной

идентификации: например, забота о престарелых была снята с детей и возложена на

государство.

В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется.

Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются

на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались

незначительными, приобретают культурное и политическое значение.

Не случайно мы становимся свидетелями агрессивной самоорганизации со

стороны таких групп, как престарелые, страдающие физическими недостатками, гомосексуалисты, ветераны войны, которые считают, что массовое общество

несправедливо обходится с ними. Возникают новые идентификационные группы, и

этот бурный социальный процесс получает решающее ускорение благодаря

демассированным средствам информации: специально адресованных публикаций,

кабельного телевидения, спутниковой связи, интернета и т.п.

Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего

рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются

отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации

становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления

накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные слои расовой и

этнической идентичности.

Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим

прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание

этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов,

легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на

других в большей степени определяется самими представителями данного этноса.

Национальная идентичность, основанная на исторической национальности,

национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к

вершинам цивилизации. Однако ценность национальная, как и все ценности, может

извращаться и претендовать на верховное и абсолютное значение. Тогда национализм,

эгоцентрический и ненавистнический ко всем национальностям, кроме своей,

стремится подчинить себе все ценности. В связи с этой ситуацией возникают

вопросы: Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы её

границы? Что является альтернативой современному национализму?

Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных

групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую

идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из

принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных

проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных

культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного

демократического, плюралистического и правового общежития.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.