Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этническая и национальная культура.





В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка).

Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования.

Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Она является источником национального языка, тем, образов, сюжетов национального искусства. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия:

- Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется.

- Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения.

- Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.

Данные противоречия приводят к тому, что существует разрыв между национальной и этнической культурой.

 

 

Общая характеристика русской культуры.

Русская культура сегодня приобретает характер актуальности, так как повышается роль человека, который в русской культуре является ее основным носителем. Русская культура самобытна. Ключевыми для русской культуры являются слова душа, тоска, судьба и воля.

Русского человека отличает его эмоциональность, нерациональность (ограниченность логического мышления) и негативность (восприятие себя в связи с другими). Ему не подвластна собственная жизнь. Он любит мораль, оценки, суждения.

Истина и справедливость в русской культуре достигаются по тропинке воли. В русской культуре были свои святые: Невский, Радонежский. Личность в русской культуре - узловая категория.

Для русской культуры характерны свои стереотипы. Русский человек верит в удачу и "авось". Он думает о безнаказанности, готов к возможным неприятностям и сложностям. Что хорошо для государства, то плохо для русского человека.

 

Общая характеристика российской культуры.



Вопрос не давался, нашел вопрос поставленный иначе:

Актуальные проблемы современной российской культуры

Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть противоречие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее напряжение.

Проблемы:

1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, человеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим десокральным знаком.

2) Отношение культуры и техники.

Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело колесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зрения культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация лишает человека уникального существования.

3) Человек - объект технического воздействия.

Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция.

4) Проблема экологии.

Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринималась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и становится метопонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма.

Выделяют:

1. Проблема народонаселения (в одних странах население па дает, в других возрастает).

2. Безграмотность.

3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, воды немного...

4. Опыты ядерных и звездных войн.

Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с миром, природой и другими людьми.

5) Маргинальность.

Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная культура - это культура окраин. Сегодня то что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпатировать (привлекать к себе внимание).

6) Проблемы духовного туризма.

Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера которая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом.

7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах.

 

73) Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.
Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические срединные типы, совмещающие в себе черты того и другого. Для них характерны следующие особенности:
- полиэтничность (много народов)
- поликонфессиональность
- толерантность
- открытость
- способность к культурной адаптации
К числу таких культур относится и российская культура.
Восточные черты РК:
- подавляющая роль государства
- общинно-коллективистское сознание общества
- негативное отношение к товарно-денежным отношениям, к частной собственности
- восприятие человека как «винтика системы»
- огромная роль духовных ценностей
Западные черты РК:
- доминирующая религия – христианство, но христианство восточного типа (православие)
- элементы светской культуры – театр, музыка, живопись, литература
- стремление использовать достижения западной цивилизации для усовершенствования различных сфер жизни.

Культура и природа.

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.
Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.
Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

75) Культура и глобальные проблемы современности.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации. Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом. Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. К глобальным проблемам современности относятся:

1) Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

2) проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни.

3) Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания.

4) Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в.

5) концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

6) демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

7) Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

8) Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

Составлена по лекциям Мухаметжановой Н.М. Каф. Культурологиии ГОУ ОГУ и методичке

Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета /колл. авт.; под ред. Н.Б.Шебаршово и С.М. Богуславской.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.