Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Итак, к мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.





В христианстве существуют три направления или конфессии): православие, католицизм и протестантизм.

Авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам.

Иудаизм является «материнским лоном» для христианства и ислама.

Раздел 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема № 4.

Тема: «Первобытная культура и искусство»

Первобытной культурой называется самый древний тип культуры, определяющий жизнедеятельность людей на протяжении практически всей их истории. Четких временных рамок первобытного общества и, соответственно, культуры нет. В научных исторических, культурологических и антропологических исследованиях появление существ группы НОМО датируется 4 миллионами лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) - около двух, а HOMO sapiens - примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейшим городом является Иерихон, возникший около 100 тысяч лет назад. Первые государства образовались на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры. Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана. Данные факты свидетельствуют о том, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм (греч. Suncretis - объединение) - неделимость, недефференцированность ее форм, что свидетельствует о неразвитости ее состояния.

Еще одну особенность первобытной культуры необходимо назвать - отсутствие письменности, способствующее медленным темпам накопления информации в обществе и, как следствие, - медленным темпам культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, при наличии примитивного языка и весьма ограниченных возможностях вербальной коммуникации, главным информационным каналом культуры и основным средством обучения и общения, помимо естественно - биологической активности, выступала трудовая деятельность. Действия, приносившие полезный эффект, репродуцировались, закреплялись в практике и передавались из поколения в поколение. Так, по мнению ученых, формировались устойчивые ритуалы, обычаи и традиции.

Мир смыслов, в которых жили люди на первых этапах своей истории, определялся системой ритуальных действий, знания которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Индивидуальное самосознание в условиях ритуального - запрограммированного - поведения развивалось медленно и практически сливалось с коллективным, подчиненным ритуальным требованиям.

Особую роль в поддержании требований играли табу - обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, неприкосновенность вождя, запрет кровно - родственных репродуктивных отношений и т.д.).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, с одной стороны, но одновременно с этим - сдерживающих индивидуальную инициативу отдельных личностей.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Постепенно индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ограниченной.

На данном этапе развития первобытной культуры ее основой является мифологическое сознание. Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир те свойства, которые замечает в самом себе: объекты природы представляются ему живыми, одухотворенными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения. В мифах происходит сложное сочетание реальности и вымысла. Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов включается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный - для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным - колдунам, магам). Вера в "свои" мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет "своих" от "чужаков", верящих в чужие мифы.

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества. Но мифологическая символика воплощается не только в языковой форме - она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари и т.д. В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их трансляции из поколения в поколение накапливаемый на протяжении многих веков опыт закрепляется и сохраняется в социокультурной памяти и образует тот первичный уровень знаний, способов мышления, поведения, с которого начинается развитие философии и науки. В мифологических рассказах о божествах и духовных сущностях, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Однако следует заметить, что это лишь одна из концепций происхождения религиозного мировоззрения. По другой версии, существующей, в частности в христианской антропологии, наоборот, - мифологическое мировоззрение берет свое начало из религиозного. Важно подчеркнуть неразрывное единство религиозного и мифологического миропониманий, которое в науке получило наименование синкретического культурного комплекса. Этот комплекс способствовал закреплению и передаче первичных знаний и навыков, служил средством создания упорядоченной системы представлений человека об окружающем мире, регулировал и направлял социальные и психические процессы, выступал инструментом борьбы с хаосом как в самом человеке, так и во всем человеческом сообществе в целом.

 

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Первобытное искусство - это искусство первобытного общества. Древнейшие памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около

33-го тысячелетия до нашей эры).

Первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенный опыт познания человеком действительности и представлений об окружающем мире. Изображение являлось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи их рода в род синкретического комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие последующие самостоятельные формы и виды многообразной человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало значительный прогресс в развитии человечества, способствовало расширению и укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формировало духовный мир человека и его эстетических представлений. Первобытное искусство было тесно связано с мифологическими воззрениями и основывалось на анимизме - наделении природных явлений человеческими качествами - и тотемизме - культе животного - прародителя рода.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 - 18 тыс. исследований до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери- прародительницы. Подобные "Венеры" были найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии и в России, близ Воронежа. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и других животных.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие обобщенные формы животных, поражающие своей тонкостью и изяществом. наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в 20 - 11 тыс. до н.э.) - главным образом на юге Франции (осписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и других. Хорошо известны знаменитые росписи пещеры Альтамира на Северо - Западе Испании, а также наскальная роспись, найденная в Италии (округе Рима и в Палермо).

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения фигуры крупных животных - объектов охоты.

Техника настенной живописи со временем совершенствуется. Общей характеристикой палеолитического искусства является его интуитивно - описательное содержание.

В позднем палеолите получает развитие архитектура. В качестве строительного материала использовались кости крупных животных.

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту: примерно с 10 до 8 тыс. до н. э. - период окончания ледникового периода) характеризуется активным развитием рыболовства, охоты, появлением стоянок под открытым небом. Происходит изобретение новых орудий, в частности лука; осуществляется одомашнивание животных, ведется интенсивное хозяйство.

В эпоху неолита (8 - 5 тыс. до н.э.) и период бронзы (3 - 2 тыс. до н. э. - 1 тыс.) появляются изображения более сложного характера; сформированы многие виды декоративно - прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество, искусство орнамента и т.д.). В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки и Европы.

Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились у древних племен Малой Азии и Месопотамии. Открытие производства металла оказало существенное влияние на социальную структуру первобытного общества. В эпоху бронзы повысилась производительность труда, началась имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период своего наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивающееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее заметное влияние на становление культуры Средиземноморья и, особенно, Древней Греции. В Европе и Азии в I- м тысячелетии до нашей эры постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, кельты, норманы, сарматы, скифы, древние славяне, этруски и многие другие).

С середины I тысячелетия до нашей эры искусство варварских народов воспринимало сильное воздействие античной цивилизации. Позднее, по мере развития феодализма, образовался мощный общеевропейский пласт развитой среднеевропейской культуры.

Культура и религия мегалита

На сегодняшний день имеется слишком мало данных, позволяющих выявить в более полной форме религиозную систему саму по себе. Однако такая возможность предоставляется для последних тысячелетий неолита и начала эпохи металла.

Возможность достаточно полно реконструировать религиозную систему древних народов обитатели холодных прибрежий Атлантического океана, жители Британских островов, Скандинавии, Бретани, Иберийского полуострова.

Мегалиты (в переводе с греческого «большие камни») – это совокупность очень характерных памятников, возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных громадных камней весом до нескольких десятков тонн каждый. Всего таких памятников в Западной Европе известно ныне до пятидесяти тысяч, наиболее «популярные» из них «Стоунхендж» (Великобритания), Ньюгрэйндж (Ирландия), «аллея менгиров*» в Карнаке (Франция).

Культура мегалита возникает примерно в V–VI тысячелетии до н. э. в отдаленном тогда районе мира, на культурной периферии, в северо-западной Европе и постепенно осваивает все Средиземноморье, доходя до Сирии, Египта, Месопотамии. Потом она распространяется дальше, на побережье Индийского океана, и памятники мегалитического типа можно встретить в современной Индонезии и даже на островах Тихого океана. Возникает эта культура как своеобразное религиозное движение.

У этих памятников есть несколько интересных, их объединяющих свойств. Во-первых, они распространились вдоль берега моря, а по мере удаления от моря их число и величина уменьшаются, и где-то в 200 км от побережья мегалитические памятники исчезают; во-вторых, несмотря на то, что бытовая культура строителей мегалитов в разных районах мира различна, памятники очень схожи. Вероятно, передавалась какая-то одна сумма идей.

Доля затрачиваемого труда на создание этих памятников очень велика*, можно сказать, что человек той эпохи все свое свободное время и даже время несвободное тратил на строительство этих огромных религиозных, в первую очередь заупокойных, могильных сооружений.

Быт был очень скромный, человек сам ютился в жалких хижинах, которые удалось обнаружить только с помощью точнейших методов археологического исследования, но строил такие гробницы, которые видны и по сей день. Сейчас можно предположить, что строил потому, что желал все свои силы, всю свою энергию, все свои возможности потратить на победу над смертью, понимая, что только полным сосредоточением сил, полной самозабвенной отдачей религиозному делу, он может надеяться на милость Божию и на победу над смертью.

Что позволяет сделать такие выводы? Археологи, изучая эти древние гробницы, обнаружили систему рвов и насыпей вокруг курганов. Сам курган имеет отверстие (вход) и галерею. Вход закрыт камнями, но есть узкое отверстие. При помощи контрастной аэрофотосъемки обнаружили, что эти рвы и насыпи образуют фигуру полной (беременной) женщины. Если могила – это утроба земли, то галерейное захоронение с курганом – это не что иное как беременный живот земли. Внося в эту утробу мертвых, из нее ожидают нового рождения умерших. Но рождение ожидается не на нашу землю, и об этом говорит целый ряд символов. Например, то, что пуповиной этого кургана является менгир, поставленный на его вершину, т. е. умерший связан с Небом. Наконец, сама точка выхода из кургана, т. е. то место, откуда должны родиться умершие, не только по форме анатомически воспроизводит детородные органы, но еще и ориентировано на точку, в которой 21–22 декабря каждого года поднимается солнце*. 21 декабря – это день зимнего солнцеворота; до этого солнце все уменьшается, день все уменьшается, холод наступает, как бы смерть, зима торжествует над жизнью и летом. И вдруг происходит победа. Солнце начинает расти. Солнце повернуло на лето, скоро будет тепло, скоро будет все больше света, жизнь победила смерть. На эту точку, на точку, где символически совершается это великое таинство победы над смертью, обращены выходы из курганов. Это говорит о том, что древние строители надеялись, что когда мертвые воскреснут, они пойдут к своему Небесному Отцу, к Тому, Кто дал семя жизни, но чтобы это произошло, надо сосредоточить все силы, отдать Богу всего себя.

Здесь стоит отметить один любопытный факт: в одном временном отрезке, на одной территории зачастую проживали группы людей различной «религиозной напряженности». Например, полуостров Ютландия (территория современной Дании): ряд районов полуострова – восток и север – это мегалитическая культура; ряд районов полуострова – запад и центр – и никакой мегалитической культуры, никаких гигантских каменных построек. Люди по старинке хоронят в земле своих умерших и живут самым обычным образом. Можно сказать, что одни народы готовы были на максимальное сосредоточение сил, а другие не были готовы. Одни готовы были строить эти памятники, а другие продолжали по старинке хоронить в земле своих умерших по принципу: ну ничего, и так обойдется.

Действительно, всегда есть как минимум два выхода из любой ситуации. Один – это жертвовать собой ради Бога, умереть ради Бога, чтобы быть с Ним, а второй путь – это махнуть рукой на Бога, забыть о Нем и сосредоточиться на этой земной жизни, жить ради этой жизни. Оказывается, второй путь такой же древний, как и первый. О нем можно только догадываться, поскольку эти разделения на тех, кто жил ради вечности, и на тех, кто жил потому, что надо жить, происходил и раньше. Но в эпоху мегалита это разделение очень явное, прямо видно, как проходит эта граница между племенами, которые живут по разные стороны реки. Это граница двух ценностей и двух целей. Те, кто, напрягая все свои силы, ищут Небесного, возможно, оступаются и падают, и, в конечном счете, их культура угасает, но они передают свою эстафету другим и создают и письменность, и государство. А народы, которые не жили напряженной религиозной жизнью, «махнули на духовную жизнь рукой», не создали ни цивилизации, ни государства, ни письменности (так называемые неписьменные народы). Продолжая эстафету, в Восточном Средиземноморье примерно за 3,5 тыс. лет до н. э., возникают великие письменные культуры, которые открыли новый способ собирания человеческих сил ради решения религиозных задач.

Этот новый способ – государство. Возникает государство как средство организации жизни для решения религиозной задачи*.
Первыми государствами были Египет и Месопотамия. Здесь, так же как и у народов мегалита, колоссальная (до 80 %) часть энергии тратится на религиозные цели. Строятся заупокойные гробницы, пирамиды, храмы. Исходя из этих данных можно сказать, что государственной задачей было решение не экономических, а религиозных вопросов, но с еще большим собиранием сил.

 

Тема № 5

Тема: «Культура и религия Древних Египта и Месопотамии.
Культура Древнего Востока»

Египет и Месопотамия (междуречье Тигра и Евфрата) – древнейшие цивилизации, оставившие колоссальное количество памятников культуры и религии. Для истории и психологии религии эти древние цивилизации интересны еще и тем, что помимо множества пирамид, храмов и других религиозных памятников они открыли и передали нам главный памятник духовной культуры – слово (слово произнесенное и слово написанное), так как именно в древнем Египте возникает письменность. И возникает она из религиозной необходимости.

Возникновение письменности относят примерно к середине IV-III тысячелетию до н. э. Освоение письма помогает взглянуть не только на культуру, религию и быт человека древнего Египта, но и на религию его предков до овладения письменностью. Почему возникло письмо и что заставило человека писать? Самые ранние письменные формы очень короткие - они восходят ко второй половине IV тысячелетия до н. э.
Это личные имена, которые в Египте и Месопотамии писали на табличках, помещаемых в могилу умерших (это личные имена умерших). История египетских пирамид подтверждает, что эти надписи не для чтения живыми (они помещались в саркофаг или погребальную камеру, которая замуровывалась), но это было то имя, которым, по всей видимости, умерший должен был быть вызван к вечной жизни.

Древний человек, понимая, что он не вечен, и чтобы имя* не забылось, стал выписывать звуки имени, и с этого времени появилось письмо. Несколько позже ему будет дано утилитарное употребление, но первые развернутые тексты носят религиозный, прежде всего заупокойный характер.

Первые развернутые тексты, которые дошли до нас в точной временной датировке (2400–2200 гг. до н. э.), это так называемые египетские «Тексты Пирамид». Эти тексты, если их собрать, образуют большую книгу. Они высекались в камне навечно. До этого гробницы не имели надписей. Главные надписи писались в камере, где лежало тело умершего царя, которая после того как вносили гроб, полностью замуровывалась. Тем не менее, она была покрыта вечными надписями, выбитыми в камне**. Если все суммировать, то в этих текстах говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Суть их связана с ритуалом***. Ритуал – это порядок, строй мира, бытия, сотворенного Богом; понимая, что он (человек) вышел из этого порядка, ему надо вернуться в него. Суть ритуала заключается в воспроизведении человеком действий, которые были в мире богов, чаще всего это действия, связанные с победой над злом.

В религии древних Египта и Месопотамии идея ритуала выражалась в том, что человек должен хотя бы на время, совершив определенные обряды очищения, стать вновь таким, каким он был до грехопадения. И тогда, в этом состоянии чистоты – хотя бы временной, он может молиться Богу, он может смотреть на Бога, он может ожидать, что если умрет в этом состоянии, то достигнет соединения с Богом. В древнем Египте такой моделью победы над злом служил миф о первом человеке (это получеловек, полубог), которого именовали Озирис. Отцом Озириса является Геб – Земля, а матерью была Нут – Небо. Его предком, в некотором роде тоже отцом, является сам Бог-Творец. Озирис является первым царем мира, который хорошо правит всей вселенной, чем вызывает зависть у своего брата, который с помощью различных ухищрений, в конечном счете, убивает его. Кажется, что зло восторжествовало. Но вдова умершего (одновременно жена и сестра) Изида не только оплакивает своего погибшего мужа, но с помощью определенных магических средств на мгновение оживляет его и оказывается способной зачать от него, уже умершего, сына, который потом в схватке побеждает убийцу и оживляет своего умершего отца. Злобному брату Озириса во время схватки удается вырвать глаз у сына Озириса – Гора. Но этот глаз потом дается умершему отцу, и с помощью этого глаза он оживает. Ясно, что речь идет о каких-то образах, символах. Для египетского ритуала важно то, что любой умерший считался Озирисом. И любой умерший, вкушая жертву, которая была символическим глазом его сына Гора, получал вечную жизнь, воскресение, причем воскресение телесное. Египетская мумия – это образ телесного воскресения умершего. Египтяне мумифицировали умерших, как бы желая показать, что тело хранится в неприкосновенности. Кроме мумификации тел создавались статуи с очень точным портретным сходством с умершим человеком, которые были той моделью, по которой когда-нибудь в будущем восстановится тело.

Второй важной мыслью книги пирамид является идея царской власти, которая возникает тоже из принципа ритуала. Для достижения земной цели, а также высших религиозных целей человек сам или посредством жреца, совершая очищение, совершал ритуальные действия (находясь в состоянии ритуальной чистоты), т. е. на время входил в мир богов, там побеждал зло, которое мешает реализации всего доброго, после чего желаемое происходило в этом мире. Идея царской власти сводится к тому, что должно быть какое-то земное существо, которое постоянно находится в состоянии ритуальной чистоты, в состоянии ритуального действия, которое является символическим отражением Бога на земле. Этим существом явился царь. Царская власть возникает именно как религиозная функция *.
В Египте царь являлся единственным посредником между Богом и людьми, жрецы были его представителями, а политические функции выполняли министры. Но поскольку политика является тоже частью общей жизни, в некотором роде священнодействием, то царь участвовал в политической жизни именно в плане религиозного действа, а не мирской деятельности. В этом смысле государство направлено на идею спасения, которая понималась как телесное воскресение умершего, и новая, вечная жизнь. Самым ярким тому свидетельством являются сами пирамиды. До недавнего времени предполагалось, что при возведении пирамид использовался исключительно рабский труд, однако исследования египтологов последних пятидесяти лет свидетельствуют о том, что труд был добровольным и почетным. Люди строили гробницу не потому, что хотели угодить царю, а так как хотели угодить себе.

Фараон, являясь ритуальным богом, по представлениям древних, в себе, точнее в своей плоти, спасал своих верных подданных. Гробница царя была как бы орудием спасения всего народа. Именно поэтому египетский царь раздавал своим верным подданным в качестве награды элементы погребального ритуала, так как считалось намного важнее всего мирского получить уверение в том, что ты будешь с царем в вечности. Царь посредством жрецов, которые были его представителями, приносил жертвы за всех умерших египтян и таким образом символически каждый египтянин и царь связывались жертвой**.

Боги Египта

В религии египтян существует множество богов. Силы природы олицетворял бог-солнце Ра, лунные боги Тот и Хонсу, богиня-небо Нут,
бог земли Геб, бог разливов Нила Хали, бог скрытых в природе жизненных
сил Амон; Маат была богиней истины, справедливости и порядка.
Животные, отличавшиеся особыми свойствами, посвящались соответствующим богам. К примеру, бык Апис был священным образом бога Птаха, птица Ибис – бога Тота, кошка – богини Баст, сокол – бога Хора.

В ХIV в. до нашей эры фараон Эхнатон пытался заставить всех своих подданных поклоняться одному лишь солнечному богу Атону (что в переводе означает «Видимое солнце», т.е. солнечный диск), однако религиозная реформа Эхнатона потерпела неудачу. Как известно, фараон являлся посредником между богами и людьми и был представителем богов перед народом.

Египтяне верили в загробную жизнь и рассчитывали на блаженное посмертное существование в царстве Осириса. самым известным сборником подобных заклинаний является знаменитая «Книга мертвых». Поскольку египтяне считали тело домом души, тела умерших бальзамировали.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.