Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Живопись, скульптура, ювелирное искусство Египта





Наиболее значительные росписи и рельефы эпохи Древнего царства («Век пирамид») – из мастаба (каменной глыбы). Отдавалось предпочтение росписи или барельефу, часто полихромному. Барельефы и росписи выполняли функцию подражания природе. Необходимость отразить характерные черты человеческой фигуры заставила египетских художников расположить ее неестественным образом: лицо в профиль, глаз анфас, плечи и грудь также анфас. Таким образом было достигнуто развернутое изображение фигуры на плоскость. Аналогичным образом создается скульптура.
Высоким техническим уровнем и мастерством отличалась в Египте обработка золота. Оно поступало из Нубии и пустынь Южного Египта. Для изготовления украшений использовались блестящие камни, поскольку драгоценные египтянам известны не были. Золото своей неизменностью символизировало божественную плоть. Тремя основными цветами камней были красный, зеленый и голубой, которые соответственно означали жизнь, передающуюся с кровью, обновление жизни и власть богов. Украшения получали магическую силу оберега, защиты в том случае, если материалы были обработаны и могли выражать динамикой своей композиции определенное значение. Образом всего египетского искусства служит знаменитая маска царя-юноши Тутанхамона (преемник Эхнатона, восстановивший культ Амона), изготовленная из золота и эмали.

Религиозная модельМесопотамии

Это идея священного брака (иерогамос). Главной ритуальной моделью в Месопотамии был миф об Иннане и Думузи. Иннана – это царица Неба, дочь и одновременно супруга высшего Небесного Бога (возможно, какая-то женская энергия). Иннана вступает в брак с земным человеком Думузи, результатом которого является то, что Думузи не умирает полностью, а часть времени проводит в подземном мире, а потом часть времени проводит в мире богов, т. е. разрушена полнота смерти, так как муж и жена становятся одной плотью, передавая друг другу свои качества. Думузи получает божественные качества, потому что он становится мужем божественного существа. Это миф о примирении божественной и человеческой природ. На основе этого мифа главным ритуалом в Месопотамии был брак (ритуальный, священный) царя с верховной жрицей Иннаны, которая символизирует собой саму богиню: соединение человеческой и божественной природы в этом браке. Эти две ритуальных формы сохранялись на протяжении многих веков. Однако на грани II и III тысячелетий эти ритуальные культуры переживают глубочайший кризис. В Египте – это гражданская революция, повлекшая за собой более чем трехсотлетнюю эпоху безвременья, когда были уничтожены царские гробницы, сожжены мумии царей, разграблены и уничтожены храмы.
Причина революции в том, что вера в то, что царь спасает, оказалась поколебленной. Царь оказался обычным человеком, слабым существом, которое не дает надежды на спасение. После восстановления монархии осталась только форма. И после этого прекратили строить пирамиды, не было уже той религиозной идеи, которая могла поднять народ на эти гигантские дела. В мире намечается новое видение, не ритуальное спасение, через уподобление какому-то действию в мире богов, образом которого является царь, а спасение, связанное с углубленной молитвой, которая открывает в человеке некую божественную искру, его богоподобие*. Возникает понимание того, что громоздкие формы, созданные для спасения, не нужны, что основа спасения находится в глубине сердца, что сутью спасения является не верность царю, а верность Богу. Итак, на смену скепсису пришла новая религиозная идея.

Александр Мень – священник и историк религии – так пишет об этом:
«В середине первого тысячелетия до н. э. глубокий кризис потряс старые магические цивилизации. На смену древней "ритуальной философии" пришли новые учения и мировые религии, которые во многом изменили внутренний облик культур и окончательно определили пути дохристианского человечества».

Вавилон

В Месопотамии (напомним - это южная часть современного Ирака) в эпоху Ветхого Завета существовало прославленное Вавилонское царство. Впервые город Вавилон достиг своего могущества в середине ХIХ в. до н.э.
и сохранил его на протяжении жизни нескольких поколений. После периода относительного упадка новое возвышение города произошло 1200 лет спустя при царе Навуходоносоре, но было непродолжительно – Вавилон завоевали персы. Первые города появились в Месопотамии задолго до возвышения Вавилона, а именно тогда, когда люди научились использовать воды рек для орошения земли. В Уруке (современной Варке) раскопаны храмы той эпохи, построенные из глиняного кирпича. Их колонны украшены цветной мозаикой.

Клинопись

Древнейшая из известных нам форм письменности, о чем было сказано выше, - ранняя месопотамская клинопись. Около 800 простых рисунков указывали на наиболее употребительные предметы и понятия. Довольно скоро каждый знак стал обозначать не только предмет, но и слог. Появилась возможность выразить кроме значения еще и грамматическую форму слова (окончание). Пока не удается полностью прочитать самые ранние глиняные таблички, зато ученые легко понимают надписи, сделанные на следующей стадии развития письменности, около 3200 г. до н.э. на шумерском языке.

Среди шумерских текстов – списки слов, составленные по группам (камни, животные, ремесла), первые образцы литературного творчества, а также деловые документы и счета. Распознаваемые рисунки преобразовались в строчки значков из черточек клинообразной формы (их было легче писать на глине). Благодаря прекрасно сохранившимся до нашего времени глиняным табличкам, мы знаем о месопотамской цивилизации гораздо больше, чем о любой другой древней культуре (за исключением египетской).

Шумеры и аккадцы

Шумеры были первым народом в Месопотамии, кто оставил о себе свидетельства. Происхождение шумеров неизвестно, а их язык не имеет родственных связей ни с одним другим языком мира. Бок о бок с шумерами, к северу от них, жили аккадские племена. Их язык, принадлежащий к семитской группе, был ранней формой вавилонского, он родственен арабскому и древнееврейскому. Ученые Древней Вавилонии сделали переводы с шумерского на аккадский, что позволило современным филологам понять шумерские тексты. Именно шумерам, по все й видимости, принадлежит часть изобретенной письменности, а также колесного транспорта.

Рассказы, написанные около 2000 года до н.э., повествуют о подвигах шумерских богов и героев. Самым знаменитым из героев был Гильгамеш, царь Урука, правивший в начале III тысячелетия до н.э. Он дважды едва не добился своей цели – вечной жизни, но, потерпев неудачу, вернулся домой.

Вывод Гильгамеша: лишь прославившись, человек может оставить свое имя на скрижалях истории.

Недавние исследования показали, что многие из вавилонских сказаний, несмотря на присутствующие в них мифологические эпизоды, могут иметь реальную основу. Около 2300 г. до н.э. власть над всей Месопотамией получил семитский царь Саргон. Его столицей былАккад, местоположение которого до сих пор неизвестно. Царям из династии Саргона удалось сохранить свою империю на протяжении примерно столетия, но в дальнейшем она разрушилась под натиском соседей с Востока. В состав царства входила северная Сирия, где Саргон потерпел поражение от царя Эолы. С этого момента шумерский язык стал уступать аккадскому.

Искусство Вавилона

Мастера III тысячелетия до н.э. изготавливали прекрасные ювелирные изделия из золота, серебра, полудрагоценных камней, привозившихся с востока на юг. Литейщики отливали оружие и статуи из меди и бронзы. Резчики по камню создавали замечательные произведения искусства – от громадных монументов до крошечных цилиндрических печатей высотой 2 – 5 см, с помощью которых можно было делать оттиски на глине. Шедевры такого рода найдены в царских гробницах Ура (датируемые примерно 2400 г. до н.э.), где похоронены местные князья вместе с облаченными в лучшие одежды придворными, с колесницами и повозками.

Хаммурапи

Самым выдающимся из древневавилонских царей был Хаммурапи, правивший приблизительно с 1792 по 1750 гг. до н.э. Своими военными и дипломатическими успехами он возвысил Вавилон над другими городами Месопотамии. Хаммурапи пересмотрел законы страны и повелел высечь их на камне. Законы Хаммурапи устанавливали различные степен и наказания за определенные преступления и очень похожи на законы, приведенные в 21-й и 22-й главах книги Исхода. Они также начинаются со слов: «Если кто…». Однако, в законах Хаммурапи. в отличие от библейских Десяти Заповедей, отсутствует моральное обоснование запретов. Династия Хаммурапи прервалась в 1595 г. до н.э.

В I тыс. до н.э. важную роль в вавилонской истории начинают играть племена халдеев и арамеев (семитские народы, населявшие до арабского завоевания Сирию и Ирак), пришедшие в страну с запада. Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.) значительно расширил пределы империи.
В которую, среди прочих, была включена Иудея. Позднее Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира.

Вклад Вавилона в мировую цивилизацию огромен. Вавилонская система письменности в ХХХ – ХV вв. до н.э. распространялась по всему Ближнему Востоку. Греки заимствовали у Вавилона знание астрономии и математики (день и час, деление круга на градусы). Культ: в каждом городе был главный храм, где жители совершали поклонение богу – покровителю города. В храме собирались по главным праздникам, на Новый год и в особый день, посвященный богу покровителю. Для жертвоприношения предназначались, как правило, животные.

Представления о загробной жизни у вавилонян были весьма туманными и не давали им надежды на воскресение. Каждый умерший, по верованиям вавилонян, проходил через суд, где разбираются поступки, совершенные им в земной жизни. Суд поручалось вести некоторым из древних царей.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

В конце IV- начале III тысячелетия до н.э. зарождаются цивилизации в обширных районах великих рек Индии и Китая. Им свойственны оригинальный характер, особая этика, развитая материальная культура и формирующееся с течением веков художественное творчество высочайшего уровня, с самого момента своего зарождения совершенно отличное от западного.

Этика Древней Индии

Становление этических представлений в Древней Индии датируется примерно с III-II тысячелетия до нашей эры по III-IV века нашей эры. К социокультурным факторам, определившим процесс этических представлений древнеиндийской культуры, относятся следующие: сложное взаимодействие исконной (Харапской) и арийской культур, а также длительная экспансия арийской культуры, которая привела к формированию варновой структуры древнеиндийского общества. Варны представляли собой замкнутые группы людей (принадлежность определялась рождением), игравшие в обществе строго определенную роль и имевшие свой цветовой символ (само слово "варна" переводится с санскрита как "цвет", "окраска"). Самое привилегированное положение занимали брахманы (жрецы, хранители знания), затем следовали кшатрии (политики, воины), вайшьи (ремесленники) и шудры, черный цветовой символ которых отражал их тяжелую судьбу. Мужчины первых двух (а иногда и третьей) варн проходили специальный обряд приобщения к знанию, после чего именовались «дважды рожденными».

К особенностям древнеиндийской цивилизации прежде всего необходимо отнести непрерывность культурной традиции. Отсутствие интенсивного соприкосновения с другими культурами привело к абсолютизации значения собственного культурного уклада. Приоритетность мифологии в значительной степени обусловила преимущественно религиозно - идеалистическую направленность древнеиндийской этики и мировоззрения. Проблемы человеческого бытия описывались в контексте Вечности и взаимодействия индивида с Космосом, его гармонией.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.