Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 21. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ





Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XVIII вв.

К XVII в. заканчивается процесс формирования современных европейских наций, и его результатом стало обособление национально-государственных формирований. Одновременно завершился и процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Это и дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

С начала XVII в. научно-техническое развитие европейской цивилизации набирает мощный темп. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии утвердили новые принципы устройства мира и заложили основы для формирования нового менталитета С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Продолжалось разрушение созерцательного отношения к миру, все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Тогда же было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах.

Возникновение общества принципиально нового типа, приведшее к значительным переменам в условиях жизни людей в большинстве стран Европы, дает основание говорить о совершенно новом культурном единстве, которое отличалось особыми умонастроениями, склонностями и предпочтениями. Вместе с тем каждый век эпохи Нового времени имел свое историческое лицо, свою культурную специфику. Какую бы область общественной жизни и культуры мы ни взяли, везде обнаруживаются глубокие качественные различия между веком XVII и веком XVIII.

Социально-культурные особенности эпохи

Не было, пожалуй, в истории культуры столетия настолько противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена, как XVII век. Мироощущение оказалось максимально поляризованным, пронизанным ощущением трагического противоречия человека и мира, где человек был словно растворен в окружающем его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, связанный не только с важными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. В научной картине мира разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена

Разумность человеческой природы означала, что человек в силах регулировать свою и общественную жизнь сообразно требованиям естественных законов. Естественный закон понимался тогда как вселенский разум. Он ничего не предписывал, кроме морали, и ничего не запрещал, кроме аморального. Но от соблюдения этого закона зависело счастье рода человеческого. Пренебрегать им — значило поступать против собственной природы. Войны, социальная несправедливость, беды — все это следствия отхода человека от естественного закона. Вот почему основной задачей человека должно быть познание естественных природных законов, призванное вернуть человечество под сень разума. Следовательно, принцип рационализма рассматривался в качестве универсального ключа, открывающего все тайны как природы, так и человеческой культуры. Этот принцип отныне применим не только к отдельному человеку, но и к общественному устройству в целом.

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само его название точно характеризует общий дух того времени в европейской культурной и духовной жизни, когда целью было изме-

 

вень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.

Культура XVII в.

В эпоху Ренессанса в области искусства не знала себе равных Италия, а в XVII в. искусство всех европейских стран переживает подъем.

Успехи науки значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика культурного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые, развивались и углублялись уже сложившиеся в предыдущие культурные эпохи жанры и стили. Огромный интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привел к расцвету искусства портрета, в частности, и психологического. Более многозначным становится восприятие природы, отраженное в пейзаже. Диапазон художественного отображения и толкования природы очень широк — от образа, вмещающего понятие о мироздании в целом, до точного воспроизведения каждого конкретного элемента сюжета Не меньшее значение в то время приобрел исторический жанр, где изображение прошлых событий нередко сочеталось с аллегорическими и мифологическими мотивами. Наконец, именно в этот период впервые получили самостоятельное значение такие специфические жанры живописи, как натюрморт и изображения животных.

Искусство того времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы зачастую сосуществуют различные, порой противоположные течения и тенденции. С точки зрения художественной культуры это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, так как последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием

Художественное сознание европейской культуры XVII в. относилось к ренессансному наследию амбивалентно (двойственно, противоречиво) — оно на него опиралось, считая себя его преемником, и одновременно коренным образом его преобразовывало, даже не осознавая этого. Ренессансная модель мира, как упорядоченного, гармоничного, величественно-прекрасного космоса, была разрушена на рубежеXVI—XVII вв.

мастера к внутреннему миру его героев, неисчерпаемому богатству духовной жизни человека. Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческого характера. О пристальном внимании к тайнам внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие его ранние работы.

В последний период творчества Рембрандт все больше углубляется в жанр психологического портрета. Он открывает совершенно новую для европейского искусства проблему — одиночество человека.

Вот, например, его знаменитая картина «Возвращение блудного сына». В мировом искусстве не много найдется произведений такого мощного эмоционального воздействия. В изображении библейской притчи о беспутном сыне, покинувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие уже считали его погибшим, Рембрандт сумел передать не только библейский текст, но и его дух. Упавший на колени перед отцом блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней степени нищеты и унижения, воплотил в себе трагический путь познания жизни. В образе отца представлена одновременно целая гамма человеческих чувств: радость встречи, беспредельная любовь, долгое ожидание и счастье обретения.

Живопись Рембрандта достигла в поздний период творчества мастера исключительной мощи не только по степени эмоциональной насыщенности, но и по интенсивности красочного звучания. Краски на его картинах как бы излучают свет, а колорит строится на сочетании тлеющих красных, золотистых и коричневых тонов. Этот особый характер цветового звучания рембрандтовских полотен выявлял, подчеркивал, усугублял характер их содержания.

Культура XVIII в.

Современники называли XVIII в. столетием разума и просвещения. Такая оценка стала возможной в результате целого ряда событий в общественной и культурной жизни конца XVII — начала XVIII в. Прежде всего это отказ от экстатического, импульсивного и мистического ощущения, столь сильного в начале Нового времени. Эта трансформация сознания еще более укрепила веру в бесконечные возможности разума, в силы человека В XVIII в. стремление к знанию, а не к вере овладело целым поколением. Сознание, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия. Тогда сложился новый образ жизни и мышления, а значит, изменилось и художественное самосознание культуры.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образова-

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1990.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве: В 3-х т. СПб., 1996.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

5. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.

6. История Европы. М., 1994. Т. 3, 4.

7. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

8. Новая история стран Европы и Америки: В 2-х т. / Под ред. Е.Е. Юровской, И.М.. Кривогуза. М., 1998.

9. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

10. Ренессанс Барокко. Классицизм. М., 1966.

11. Ротенберг ЕМ. Западноевропейская живопись XVII века. М., 1989.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.