Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.





Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.

В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.

 

УМК для 5 класса:

1. Программа по литературе под общей редакцией В.Г. Маранцмана (А.В. Белова, Л.Л. Гордиенко, О.А. Дмитриенко и др.); 1998г.

 

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса под общей редакцией В.Г.Маранцмана. СПб.: Специальная литература, 1998г.

 

1.Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации для учителя под общей редакцией В.Г. Маранцмана. СПб.: Специальная литература,1998г.

 

" 4. Современный урок литературы: типы уроков, структура урока (базовые и вариативные элементы), основные виды учебной деятельности на уроке литературы.

 

В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т. д.

Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой), в связи с поисками взаимосвязанных ситуаций урока.

М.Н. Скаткин называет урок «клеточкой» педагогического процесса; к средствам решения педагогических задач отнесены: содержание материала, методы его изучения, ТСО, дидактический материал для самостоятельной работы, организация деятельности учащихся и личность учителя.

Одна из важнейших проблем современной науки — это проблема типологии уроков. Помимо классификации уроков по основным дидактическим целям (изложение новых знаний, закрепление имеющихся знаний и навыков, повторение, проверка знаний) или по основным звеньям учебного процесса, авторы стремятся классифицировать уроки в зависимости от способа его проведения и методики его организации: уроки с разнообразными видами заданий, уроки-лекции, беседы, экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельных занятий, практических занятий.

Процесс изучения литературного произведения в школе с одной стороны процесс эстетический, с другой педагогический//образовательный. Изучение литературы по законам искусства предполагает соблюдение этих законов на каждом из этапов изучения литературного произведения.

Если изучение литературного произведения это процесс, то, как в эстетическом действе, в его структуре мы можем выделить: экспозицию; завязку; развитие действия; кульминацию; развязку.

Функции каждого из этапов изучения литературного произведения определяются следующим:

1. на вступительном этапе мы создаем установку сначала на чтение, а затем на анализ литературного произведения;

2. на втором этапе разбора проводим активный коллективный анализ произведения.

3. на заключительном этапе мы обобщаем результаты анализа и создаем установку на дальнейшее общение с текстом.

Изучение литературного произведения складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными, взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка анализа и создание ориентиров восприятия. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения.

В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом. В содержание анализа входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция; язык.

В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету («вслед за автором», целостный), «по образам» и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения.

Заключительные занятия - подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

Элементы внутренней «логико-психологической структуры урока»: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, выдвижение предположений о вероятном пути решения и выдвижении гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы.

М. И. Махмутов подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока — активизация познавательной деятельности учащихся.

И. Т. Огородников выступает против прямолинейного отождествления этапов усвоения учащимися знаний (восприятие и осмысление материала, образование понятий и навыков, закрепление умений и применение их на практике) и этапов отдельного урока. Критикует распространенность смешанного типа урока, что ведет к повторяемости вопросов, к потере обучающего значения опросов.

Типология уроков – одни из важнейших проблем современной науки. Классификация по дидактическим целям (изложение новых знаний, закрепление, повторение, проверка); классификация по способу проведения и методики (лекции, беседы, экскурсии, киноуроки, практические). Классификация Кудряшева (уроки изучения художественных произведений (восприятие, работа, обобщение), уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи).

Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса. Важно, чтобы в центре внимания постоянно находились творческий характер урока, развитие воображения учащихся, повышение интереса к чтению и изучению текста, постепенное увеличение доли самостоятельной работы, воссоздание целостности восприятия, понимание авторской позиции.

 

" 5. Основные направления профессионально-педагогической, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской деятельности учителя литературы, типы формируемых компетенций.

Традиционная ориентация российской системы образования на формирование предметных знаний и умений не содействует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности.

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. изменения характера образования (направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция не сводится только к знаниям или к умениям, а является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, относятся исключительно к личности ученика и проявляются, в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

У ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Компетенции ученика – образ будущего, ориентир. Чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, ученик осваивает компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Пример: ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты после окончания школы, поэтому во время учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Не существует единого перечня ключевых компетенций, т.к. компетенции это заказ общества к подготовке граждан, такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.