Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА





В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал воп­ рос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным измене­ ниям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", ак­ тивно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зре­ ния клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение кон­ сультанта передаются клиенту даже при минимальной выра­ женности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в опреде­ ленный промежуток времени обеспечены данные шесть ус­ ловий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помо­ щи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, осно­ ванный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и ис­ кренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — су­ щественной составляющей психологического консультиро­ вания и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется фор­ мальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интен­ сивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплы­ вают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консуль­ тативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привыч­ ные дружеские или любовные отношения. Эта специфич­ ность неплохо раскрыта Неnгу с соавт. (1973 г.; цит. по: Кеnnеdу, 1977):

"Уникальность природы терапевтического контакта за­ висит от способности терапевта различать интимно-лично­ стные и интимно-терапевтические отношения. В противо­ положность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асиммет­ ричным, т.е. только пациент раскрывает интимные под­ робности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге тера­ певтический контакт устанавливается по правилам, ука­ занным терапевтом. Эти правила предусматривают отно­ шения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапев­ те всего лишь как о специалисте". Соображения об особен­ ностях интимности в отношениях клиента и психотерапев­ та, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативно­ му контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного кон­ такта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт — это уникальный динамич­ ный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для разви­ тия в позитивном направлении и актуализировать потенци­ ал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установ­ ки, которые участники консультирования (консультант и клиент. — Прим. авт.) испытывают один по отноше­ нию к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. Gorgе и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

— эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследова­ ние переживаний клиентов);

— интенсивность (поскольку контакт представляет ис­ креннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

— динамичность (при смене клиента меняется и специ­ фика контакта);

— конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверитель­ ности);

— оказание поддержки (постоянная поддержка консуль­ танта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

— добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичньш, эффективным для решения психологических проблем кли­ ентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его обще­ ния — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта George, Cristiani, 1990).

 

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте.

 

Направление Консультативный контакт
Психоаналитическое направление Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
Адлерианское направление Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания - к изменению своего поведения, основываясь на ра­ циональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Консультативный контакт состав­ ляет сущность процесса консуль­ тирования. Особенно подчерки­ ваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиен­ там. Усвоенные во время консуль­ тативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Экзистенциальная терапия Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникаль­ ность. Отношение между консуль­ тантом и клиентом понимается как контакт «человек — человек», идентичный встрече двух равно­ ценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного кон­ такта меняется как консультант, так и клиент

 

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретичес­ ких ориентации контакт "консультант — клиент":

· или создает предпосылки для начала изменения (тера­ пия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

· или самопроизвольно изменяет клиента (ориентиро­ ванная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

· или составляет содержание обсуждения и работы вооб­ ще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители, например, экзис­ тенциально-гуманистического и психодинамического на­ правлении консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важно­ сти в процессе консультирования (Prochaskа, 1979).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.