|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТАВ 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал воп рос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным измене ниям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий: 1. Два лица находятся в психологическом контакте. 2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен. 3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", ак тивно участвует в общении. 4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту. 5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зре ния клиента, и дает это ему понять. 6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение кон сультанта передаются клиенту даже при минимальной выра женности. Никакие другие условия не обязательны. Если в опреде ленный промежуток времени обеспечены данные шесть ус ловий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут. Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помо щи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт. Доверительный контакт консультанта и клиента, осно ванный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и ис кренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — су щественной составляющей психологического консультиро вания и психотерапии. Консультативный контакт, хотя внешне кажется фор мальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интен сивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплы вают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консуль тативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привыч ные дружеские или любовные отношения. Эта специфич ность неплохо раскрыта Неnгу с соавт. (1973 г.; цит. по: Кеnnеdу, 1977): "Уникальность природы терапевтического контакта за висит от способности терапевта различать интимно-лично стные и интимно-терапевтические отношения. В противо положность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асиммет ричным, т.е. только пациент раскрывает интимные под робности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге тера певтический контакт устанавливается по правилам, ука занным терапевтом. Эти правила предусматривают отно шения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапев те всего лишь как о специалисте". Соображения об особен ностях интимности в отношениях клиента и психотерапев та, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативно му контакту. Теперь перейдем к определениям консультативного кон такта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование. Консультативный контакт — это уникальный динамич ный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для разви тия в позитивном направлении и актуализировать потенци ал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990). Консультативный контакт — это чувства и установ ки, которые участники консультирования (консультант и клиент. — Прим. авт.) испытывают один по отноше нию к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985). Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. Gorgе и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров: — эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследова ние переживаний клиентов); — интенсивность (поскольку контакт представляет ис креннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); — динамичность (при смене клиента меняется и специ фика контакта); — конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверитель ности); — оказание поддержки (постоянная поддержка консуль танта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому); — добросовестность. Что делает консультативный контакт терапевтичньш, эффективным для решения психологических проблем кли ентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его обще ния — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале. Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта George, Cristiani, 1990).
Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте.
Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретичес ких ориентации контакт "консультант — клиент": · или создает предпосылки для начала изменения (тера пия поведения и рационально-эмоциональная терапия); · или самопроизвольно изменяет клиента (ориентиро ванная на клиента терапия или экзистенциальная терапия); · или составляет содержание обсуждения и работы вооб ще (психодинамическое направление). Таким образом, хотя представители, например, экзис тенциально-гуманистического и психодинамического на правлении консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важно сти в процессе консультирования (Prochaskа, 1979). Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|