|
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность)Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению С. Rogers (1957), конгруэнтность означает, что "в межличностных от ношениях консультант непринужденно и самобытно выра жает свои переживания... Конгруэнтность представляет со бой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вов се и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта". Итак, искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонст рировать профессиональный фасад. Искренний консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чув ствам и невербальному поведению, спонтанность. Конгруэн тное взаимодействие позволяет клиенту тоже не скрываться за фасадом в общении с консультантом. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испыты вающий тревоги консультант способствует комфортному со стоянию клиента. Следует отметить, что изложенная точка зрения на про явление искренности консультантом в ситуации консульти рования не единственная. Хотя никто не утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента, однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами, соображениями о консультирова нии — мнения не совпадают. В общем консультанты аналити ческой ориентации значительно меньше делятся с клиента ми своими чувствами, нежели это делают консультанты эк зистенциально-гуманистической ориентации. Тем не менее все согласны, что откровенность консультанта в отношениях с клиентом имеет предел — консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом. Эмпатия в консультировании Позитивное значение эмпатического понимания для ре зультатов консультирования лучше всего подтверждено эм пирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентации. Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентифи кацию с другим лицом, при которой становится возмож ным взаимопонимание разных людей. Это довольно таин ственный процесс. А. Аdler (цит. по: Мау, 1967) пишет: "Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы пытаемся обнару жить, откуда возникает способность действовать и чувство вать наподобие другого человека, то открываем существова ние врожденного социального чувства. Оно носит космичес кий характер и представляет собой непременную характери стику бытия человека". По мнению С. Jung (цит. по: Мау, 1967), здесь происхо дит процесс слияния, в котором изменяются как консуль тант, так и клиент: "Встреча двух личностей подобна соединению химичес ких субстанций; если возникает реакция, они обе изменя ются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент". Таким образом, проявление эмпатии в общении означа ет, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразу мевается способность "вжиться" в субъективный мир клиен та и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консуль танта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тре вогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услы шать и понять себя. Эмпатия также помогает консультанту разобраться в при чинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не расска зывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988). Войдя в мир другого человека, консультанту важно оста ваться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961): "Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгля да на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно". Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и времен ным. Эмпатия означает способность консультанта не только со переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она пред ставляет собой аффективный и когнитивный навык — аф фективный, поскольку позволяет консультанту идентифици ровать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязы вает консультанта устанавливать события, вызывающие соот ветствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультиро вания на эмпатию как на многоступенчатый процесс. По мне нию Gladstein (1983), во-первых, эмпатическое познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопережи вание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстранен ность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В-третьих, как отмечает С. Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самы ми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая ка кую-нибудь историю, точной метафорой и т.п. В последние годы (обзор Наckley (1978); цит. по:Gelso, Fretz, 1992) наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант может выражать раз личными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить то, что Rogers понимал как "способ существования", до навыка, поддающегося тренировке. Эта тенденция прояв ляется также в приравнивании эмпатии к одной из техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении). Хотя отражение облегча ет передачу эмпатического понимания, но сложный и мно гоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой. Поскольку эмпатия не является простым навыком, неяс ным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуи ции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчи вает и т.д. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|