|
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ КЛИЕНТОВТревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в возникновении различных симптомов. Тревожность предуп реждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. S. Freud определяет тревож ность как сигнал со стороны Еgо, предупреждающий инди вида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происхо дит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность — сигнал не только предупреди тельный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты. Тревожность имеет сходство со страхом (Freud даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие "Angst"), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опас ность. О страхе мы еще поговорим в следующем разделе, потому что каждой из эмоций все же свойственна специ фичность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повто ряться или становиться непрерывной. С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — от ступлению или сопротивлению. При тревожности возбуж дается сердечно-сосудистая система (учащается ритм серд ца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта "пересылается" в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявля ется на трех уровнях: 1. Нейроэндокринном (продукция адреналина — эпинефрин). 2. Психическом (неопределенные опасения). 3. Соматическом или моторно-висцеральном (физиологи ческие реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина): а) дерматологические реакции (кожные раздражения); б) реакция сердечно-сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления); в) реакция пищеварительного тракта (подавление дея тельности слюнных желез — сухость во рту, неприят ный привкус, анорексия, понос, запор и т.п.); г) реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция); д) генитально-уринальные реакции (учащенное мочеис пускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция); е) вазомоторные реакции (потоотделение, покраснение); ж) реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке, артральгии). Широкий спектр физиологических реакций вследствие тревожности объясняет, почему продолжительная тревож ность вызывает психосоматические расстройства, а само со стояние тревожности нередко "маскируется" жалобами со матического характера. Такие клиенты, как правило, внача ле попадают не к психологу или психотерапевту, а к врачу общей практики. Каждый из нас, особенно в стрессовых ситуациях, испы тывает тревожность. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они преодолевают. В консуль тировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тре вожность представляет мучительное, непроходящее состоя ние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конк ретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снопа произойдет подобная безымянная трагедия. Человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни уси лиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жиз ненных обстоятельствах. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т.п., все вокруг представляется потенциально угрожающим. Социальное окружение, жизненные условия не столько не посредственно порождают внутренние конфликты, сколько подчас создают благоприятную почву для их проявления в полную силу. Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как клиенту по рой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим из нуряющим переживанием. Консультант должен уметь раз глядеть разные "лики" тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается". Вird (1973) выделил множество таких "воплощений". Одна из наиболее частых "маскировок" тревожности — переименование. "Я раздражен; я в напряжении; у меня сла бость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты исполь зуют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специ фическими ситуациями, вызывающими тревожность. Одна ко неправильно называть такие симптомы "функциональ ными", "на нервной почве" и т.п., поскольку клиент чув ствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда сомати ческие жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности. Например, когда клиент жалуется, что у него болит голова в присутствии жены, консультант имеет возможность прояснить проблему: "Кажется, Вы хотите мне сказать, что в присутствии жены по каким-то причинам нервничаете, и Ваша тревожность проявляется головной бо лью. Если нам удастся узнать, что вызывает у Вас тревож ность, мы сможем одолеть эту головную боль". Подобная тактика значительно лучше, чем прямое утверждение: "У Вас головная боль на нервной почве". Соматические симпто мы не обязательно возникают вследствие тревожности — часто они просто замещают тревожность. Порой тревожность маскируется определенными действи ями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания паль цами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьян ства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность из-за конфликтной жизнен ной ситуации. Тревожность также нередко скрывается за другими эмо циями. Раздражительность, агрессивность, враждебность мо гут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся сарка стичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся хо лодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип ре акций обычно выражает внутренний конфликт между бес силием и агрессивностью, и этот конфликт парализует ак тивность. Когда мы сталкиваемся с такими клиентами, их поведение вызывает раздражение и злобу, но одновременно позволяет получить ключ к пониманию проблем, подлежа щих разрешению. Ведь окружающие клиентов люди испыты вают сходные чувства при общении с ними. Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение — это своеобраз ная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ло мать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы много говорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее. Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревож ность и подавить активность консультанта, постоянно пере бивают его. Это заметно фрустрирует консультанта, но боль шинство клиентов не являются опытными "прерывателя ми", и консультант легко справляется с ситуацией. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, од нако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает го ворить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не останавливается, как бы не слыша его слов. Кон сультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состо янии тревожности. Определенная категория клиентов защищается от тре вожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с консультантом. Такое под черкнутое выпячивание тревожности, как правило, являет ся проявлением враждебности, и консультант должен обра тить на это внимание клиента. Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопро тивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает тревожности: "Вы изменили тему беседы?", "Вы пытае тесь переключить внимание на меня?", "Вы хотите, чтобы я указал Вам тему высказывания?", "Мы снова возвращаемся назад — Вы стремитесь навязать мне руководство беседой" и т.п. Иногда тревожность заставляет клиента не только сопро тивляться, но и демонстрировать враждебность к консуль танту, чаще всего в скрытой форме. Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых посе щал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и психотерапевтов. Более утонченная форма наступления на консультанта состоит в стремлении подружиться с ним, чтобы консультант воспринимал клиента не как клиента, а как друга. Тревожный клиент-мужчина старается найти об щие интересы с консультантом и выступать в роли его парт нера по хобби. С этой целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые предметы, стремясь осуществить обмен, приглашают консультанта на чашку кофе или обед и т.п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для них спецификой — стараются подчер кнуть свою женскую привлекательность, демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют озабо ченность внешним видом и здоровьем консультанта, что со здает у них иллюзию дружеских отношений. Такое поведе ние клиентов направлено на "уничтожение" консультанта как профессионала; побуждающими мотивами выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если консультант поддается влиянию и действительно становится "другом" клиента, возникает много серьезных трудностей в консультативном контакте и, можно сказать, консультиро вание как таковое заканчивается. Консультируя тревожных клиентов, важно знать не толь ко способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впер вые описали S. Freud и его дочь А. Freud. Механизмы функ ционируют автоматически, на бессознательном уровне. Ис пользование защитных механизмов для уменьшения тревож ности не представляет патологии, пока не становится утри рованным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения. Описано много механиз мов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце ос новные из них: 1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм моти вированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных ме ханизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, на вязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вы теснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символиза ция). Эта комбинация образует основу истерических реакций. 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспо собления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Боль шинство эмоциональных проблем имеют регрессивные чер ты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ре бенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, на чинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной от ветственности, при заболеваниях (больной требует повы шенного внимания и опеки). В патологических формах рег рессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении. 3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Мно гие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредо носной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отли чать фантазии от реальности. 4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие меха низма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются раз личия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при деп рессии. 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдываю щий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше пове дение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационали зации не следует смешивать с преднамеренными ложью, об маном или притворством. Рационализация помогает сохра нять самоуважение, избежать ответственности и вины. В лю бой рационализации имеется хотя бы минимальное количе ство правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм пред полагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализа цией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви). 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоле ния реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение стату са является важной потребностью почти всех людей. Ком пенсация может быть социально приемлемой (слепой ста новится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (ком пенсация низкого роста — стремлением к власти и агрес сивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в дру гой сфере). 8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипер трофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется непри емлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Напри мер, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п. 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприем лемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрос лые часто используют отрицание в случаях кризисных ситу аций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.). 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одно го объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или Другие объекты. Смещение проявляется при фобических ре акциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект. В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных ме ханизмов для преодоления тревожности. Очень важно позволить клиенту выговориться и выра зить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консуль танта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в преде лах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следова тельно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому беспо лезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понима ние и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзис тенциальная тревога существует, однако большинство кли ентов обращается не из-за нее. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|