|
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИКонсультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Преж де всего он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе раз нообразных отношений, поэтому консультант ответстве нен и перед членами семьи клиента, перед организаци ей, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответствен ность и обусловливает особую важность этических прин ципов в психологическом консультировании и психоте рапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие професси ональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Однако консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Ос новные из них указали George и Сristiani (1990): 1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален. 2. Большинство консультантов практикуют в определен ных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором. 3. Консультант нередко попадает в этически противоре чивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любо го выбора не соблюдается кодекс этики. Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникаю щих в консультировании проблем. Возьмем, к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов: "Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и приме нять эти сведения для обеспечения благосостояния обще ства". Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой сторо ны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приве денном примере принципу благодеяния отдается предпочте ние перед принципом автономии личности (Веauchamp, Childress, 1983). Противоречивость этических проблем вынуждает перио дически изменять этические кодексы. Американская ассоци ация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм (подробнее об этом при анализе проблемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заклю чить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о про цессе консультирования: — об основных целях консультирования; — о своей квалификации; — об оплате за консультирование; — о приблизительной продолжительности консультирования; — о целесообразности консультирования; — о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования; — о границах конфиденциальности. Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо при менение недостаточно освоенных диагностических и тера певтических процедур. Консультативные встречи с клиен тами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недоста точно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руко водством. Консультант обязан предоставить, как уже упомина лось, исчерпывающую информацию об условиях консуль тирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио— и видеозаписи консультативных бе сед и наблюдения третьим лицом через зеркало односто роннего видения. Недопустимо использование таких про цедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследова тельских целях, а также полезны клиенту для оценки ди намики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверен ных в себе консультантов процедурам наблюдения или за писи бесед якобы из стремления сохранить конфиденци альность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт. Основной источ ник этических дилемм в консультировании — вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед кли ентом. Консультирование невозможно, если клиент не бу дет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. George и Сristiani (1990) выделяют два уровня конфи денциальности. Первый уровень относится к пределу про фессионального использования сведений о клиенте. Обя занность каждого консультанта — использовать информа цию о клиенте только в профессиональных целях. Кон сультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что не кто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиен тов) должны храниться в недоступных для посторонних местах. Второй уровень конфиденциальности относится к усло виям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе на деяться, что такого рода информация будет служить исклю чительно для его блага. Когда необходимо поделиться полу ченными от клиента сведениями с его родителями, учителя ми, супругом, неизбежна дилемма. О своих намерениях кон сультант обязан поставить клиента в известность. Если кли ент не возражает, вопрос конфиденциальности из этическо го превращается в сугубо профессиональный. Консультант, обеспечивая секретность, должен ознако мить клиента с обстоятельствами, при которых профессио нальная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный прин цип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Schneider (1963; цит. по: George, Сristiani, 1990) сформули ровал семь основных правил, следуя которым можно уста новить такие границы: 1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсо лютно, а относительно, поскольку существуют определен ные условия, способные изменить такое обязательство. 2. Конфиденциальность зависит от характера представ ленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, неже ли "секретность" событий, о которых сообщает клиент. 3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под пра вила конфиденциальности. 4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предос тавление эксперту материалов консультирования по догово ренности с клиентом). 5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предостав лять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц). 6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности сво ей личности. 7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консуль тировании может быть ограничено, заслуживают упомина ния следующие: 1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей. 2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними. 3. Необходимость госпитализации клиента. 4. Участие клиента и других лиц в распространении нар котиков и прочих преступных действиях. Выяснив во время консультирования, что клиент пред ставляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), ро дителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях. Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? После нашумевшего в США случая с Таrasoff, изрядно повлиявшего на определе ние пределов конфиденциальности, предпочтение отдается последнему варианту. В августе 1969 г. клиент Центра психического здоровья Роddar рассказал консультирующему его психологу, что собирается убить свою подругу Таtiana Таrasoff. Психолог сообщил об этом в полицию по телефону и дополнительно изложил обстоятельства дела в официальном письме на чальнику полиции. Он указал на необходимость установить за клиентом наблюдение и госпитализировать его как со циально опасное лицо. Полиция задержала Роddar для допроса, но вскоре отпустила в связи с недостаточностью улик. Некоторое время спустя эксперт, контролирующий квалификацию упомянутого психолога, выразил недо вольство и потребовал, чтобы ему возвратили письмо, на правленное в полицию. Письмо было уничтожено. Старший коллега потребовал от консультировавшего психолога не предпринимать больше никаких действий по отношению к этому клиенту. Родители потенциальной жертвы не были поставлены в известность о нависшей угрозе. Через два ме сяца Роddar убил девушку. Ее родители возбудили уголов ное дело против служащих университета за то, что их не предупредили о возможном несчастье. Хотя нижняя инстан ция суда иск отклонила, Верховный суд Калифорнии в 1976 г. вынес сотрудникам Центра обвинительный приго вор за безответственность. Как утверждают Вeauchamp и Childress (1983), приори тет конфиденциальности кончается там, где кому-то угро жает опасность. Другой важный этический принцип, который обсужда ется столь же часто, как и конфиденциальность, — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консульти рование родственников, друзей, сотрудников, обучающих ся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, по скольку консультирование дает специалисту преимуще ственное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в це лях эксплуатации. Проблема сексуальных отношений консультантов и пси хотерапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчива ется, Ноlroyd и Вrodsky в 1977г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психоте рапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина — женщины. Исследова тели получили такие результаты: — эротические контакты и сексуальные отношения более часты между мужчинами-консультантами и женщинами-клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультан тами и мужчинами-клиентами (0,6%); — консультанты, однажды перешагнувшие границу доз воленного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиентами (80% случаев); — 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные свя зи с клиентами считают терапевтически ценными. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя — раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, жела ния, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее при превращении консультативно го контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное кон сультирование и психотерапия.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. О КНИГЕ Р.КОЧЮНАСА "ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" Книга Римаса Кочюнаса обобщает опыт автора в теории и практике психологического консультирования. На протя жении восьми лет мне посчастливилось участвовать в работе Р. Кочюнаса то в качестве члена тренинговых и балинтовских групп, то в качестве наблюдателя. Я смог убедиться в постоянном росте его практического мастерства и углубле нии теоретических познаний. Доступная нам литература по психологическому консуль тированию весьма ограничена. Данная монография представ ляется уникальной по широте обсуждаемых в ней проблем. Существенным достоинством монографии является и то, что цитируемая в ней литература мало известна русскоязычному читателю. Обратимся к основным темам, затронутым автором. Где кончается психотерапия и начинается психологичес кое консультирование? На этот трудный вопрос предлага ется множество ответов. Часть зарубежных специалистов-практиков вообще не разделяют эти предметы. Так, Е. Айви и соавт. (1987) предлагают всех специалистов в области психотерапии и консультирования называть терапевтами. Ведь не только характер работы, но и профессиональная подготовка соответствующих специалистов имеют много общего. В нашей стране сложилась традиция, согласно которой лечение больных проводится врачом, а психологическая коррекция практически здоровых осуществляется психоло гом. В первом случае терапевтический процесс называется психотерапией, во втором — психологическим консультиро ванием. Предполагается, что больной не должен попадать к психологу, а здоровый — к врачу. В жизни все значительно сложнее. По нашему мнению, аргументирование разделить психологическое консультирование и психотерапию можно только в крайних случаях. Зачастую же такое разделение или явно искусственно, или неубедительно. Но поскольку про фессии консультанта и психотерапевта во многих странах разделяются, нельзя вовсе не учитывать некоторые различия двух сфер деятельности. По-видимому, выделение клиничес кой психотерапии имеет смысл, когда в психокоррекции целесообразно опираться на парадигмы классической психи атрии и проводить диагностику. В настоящее время в психологическом консультировании, как и в психотерапии, все большую популярность завоевы вает эклектический подход, интегрирующий лучшие дости жения различных психотерапевтических школ. В качестве примера такого подхода автор приводит шестистадийную модель процесса консультирования. Эта модель хорошо рабо тает, но нам представляется более экономным использова ние четырехступенчатой модели: "Присоединение — Крис таллизация проблемы — Терапевтическое завершение — От соединение". Наша модель тоже предназначена в основном для работы с проблемами вне зависимости от установленно го диагноза. Консультативный контакт терапевта и клиента автор рассматривает как вариант интимных отношений двух личностей. Причем это специфические интимные отноше ния, отличные от дружеских и любовных. Особо подчер кивается значение искренности как способности быть са мим собой, не прятаться за профессиональной ролью. Действительно, чуткость к собственным переживаниям, достоверность и правдивость в их передаче клиенту - не пременные условия поддержания устойчивой эмоциональ ной связи. Значительное место в монографии уделено техникам консультирования, подробно описаны способы построения беседы. Этот раздел для нас очень интересен, так как беседы представляют одно из наших национальных пристрастий, а научное изучение комплекса соответствующих феноменов пока во многом дело будущего. Специальные разделы Р. Кочюнас посвящает наиболее распространенным проблемам в консультировании: тревож ности, страхам, переживанию вины, страданиям при утрате близкого человека, особенностям беседы с умирающим. Отметим, что динамика процесса скорби впервые столь подробно освещена в русскоязычной литературе с указанием необходимых психотерапевтических воздействий. Клиент переступает порог консультативного кабинета со страхом и надеждой, и первостепенная задача консультанта, по мнению автора, изменить баланс чувств в сторону на дежды. Клиент должен уходить с каждой консультативной встречи с решимостью самостоятельно перестраивать свою жизнь. Отведение клиенту равноценной роли в консульта тивном процессе наряду с консультантом и подчеркивание высокой ответственности клиента за исход консультирова ния — важнейшие заслуги экзистенциально-гуманистичес кого направления в психотерапии. В свою очередь обоснова ние целительной силы страдания неожиданно сближает пси хотерапевтические представления с христианским понима нием искупления. Р. Кочюнас подробно останавливается на качествах лич ности, необходимых консультанту, и называет следующие черты: аутентичность, способность к самопознанию, толе рантность к неопределенности, чувство ответственности, способность к эмпатии, умение ставить реалистичные цели. По существу речь идет об обязательности психического здо ровья и о подлинной социально-психологической адаптации ("внутренней" свободе), чуждой авторитарности и конфор мизму. Только социально зрелый консультант способен ста вить в работе с клиентами реалистичные цели. Можно согла ситься с автором, что стремление помочь клиенту любой ценой всегда "подозрительно" и чаще всего служит удовлет ворению собственных потребностей консультанта (осознан ных или неосознанных), далеких от облагодетельствования клиента. Не остается в монографии без внимания и вопрос о про фессиональной вредности консультативной деятельности. Консультантам угрожает "синдром сгорания", который про является в пониженном настроении, чувстве усталости, не способности видеть позитивные результаты своей работы, отрицательном отношении к работе и вообще к жизни. Пред лагаемые автором профилактические меры входят и в разра ботанную нами систему "ментальной экологии". Поскольку сам специалист представляет в психотерапии наиболее цен ный "инструмент", стоит позаботиться о его сохранении. Всем специалистам 2—4 раза в год следует участвовать в специальных тренингах, балинтовских и супервизорских группах, циклах стажировки. Очень убедительно Р. Кочюнас пишет об этических принципах консультирования: предоставлении клиенту пол ной информации о консультативном процессе, обязатель ном сохранении конфиденциальности консультативных от ношений, недопустимости сексуальных связей с клиентами. Как известно, гуманное отношение к людям с душевными недугами — достоверный критерий демократичности соци ального устройства. Вот почему в настоящее время строгое соблюдение этических норм приобретает особый смысл. Рекомендации автора начинающим специалистам приго дятся и маститым профессионалам. В заключение хочется поблагодарить Р. Кочюнаса за учас тие в нашей издательской серии. В.В.МАКАРОВ
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|