Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С точки зрения решения всех этих вопросов прикладная культурология органично





делится на два самостоятельных научных направления: теорию и методику институциональных социокультурных взаимодействий, а также теорию и методику внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осуществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общественных, частных), основная цель деятельности которых - производство особого рода "текстов" (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного характера. Под внеинституциональными взаимодействиями имеются в виду инициативное межличностное взаимодействие частных лиц (нерегулируемое специально), преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по поводу тех же нормативно-ценностных "текстов", взаимообучение адекватному поведению в соответствии с регулятивными установками этих "текстов" и т. п. При этом подобное общение между людьми в целевом и содержательном отношениях не является технологическим в рамках их профессиональной деятельности. Границы между институциональными и внеинституциональными культурными

процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного разделения религия в нашем обществе не относится к области культуры (впрочем, и сама церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, административном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищной и художественно-самодеятельной сферы.

В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государственные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и, разумеется, воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно-градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура, культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были существенными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно-ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призванных регулировать ценностные ориентации людей.

Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных (несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных, кинематографических и хореографических произведениях; в телепрограммах и репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

11. Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего в этом смысле выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по объекту):

-социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной (коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализирующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов);

- психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах "субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов, стереотипов и иных выражений его "окультуренности" в данной социокультурной среде;

- культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном (или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой человеческой деятельности.

Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки коммуникации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные механизмы организации жизнедеятельности людей.

Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается "нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее общих к единичным феноменам

12. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Прикладная культурология существует везде. Комплекс культурологического знания используется:
>в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований.
>в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.
В прикладной культурологии два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе.
Социокультурная система - целостность в виде людей.
Социокультурная практика - влияние на взаимоотношения, на способность жизни в этой системе. Категория практика предполагает категорию субъекта.
Прикладная культурология - социокультурная практика, регулирующаяся моделями и научным знанием.
Научное знание - структурирующее начало, оно придает новые значения и смыслы - здесь возникает прикладная культурология. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии..







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.