Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Полемика о предмете социальной психологии в России.





Дискуссия о предмете соц. психологии в России (1920-е годы)

Причины исследования: условия послереволюционного общества выдвинули задачу разработки с-п. проблематики, идейная борьба тех лет захватила область с-п. знания. Борьба между материалистической и идеалистической психологией.

Г. И. Челпанов разделил психологию на 2 части: социальную психологию и психологию. Соц. псих. Должна разрабатываться в рамках марксизма, а психология должна остаться эмпирической и независимой от философии, в частности марксизма.

Критика: В. А. Артёмов. (вся психология становится социальной. Разделение только на психологию коллектива и индивида)

К. Н. Корнилов (сохранение единства психологии, в данном случае путём распространения на поведение человека в коллективе принципа реактологии)

П. П. Блонский (анализ роли среды при анализе психики человека; психология как биологическая наука в круге соц. проблем)

В.М. Бехтерев (создание новой науки – рефлексологии; «коллективная рефлексология», соц-псих. Как часть рефлексологии)

М. А. Рейснер (предлагал построить марксистскую социальную психологию путём прямого соотнесения с историческим материалом ряда психологических и физиологических теорий)

Вывод: вся психология становится социальной, поэтому отдельная «социальная психология» не нужна!

Продолжение дискуссии в 1950-1960-х гг.

3 подхода:

1. Социальная психология – наука о массовых явлениях психики (изучение психологии классов, тридиции, нравы, обычаи, общественное мнение, слухи, мода и т.п.) Основной акцент: изучение коллективов!

2. Предметом социальной психологии является личность в системе межличностных отношений и общения. Основной акцент на психологические черты, особенности личности, типология личности, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. (слишком «психологичен»)

3. Социальная психология – наука, изучающая и массовые психические процессы и положение личности в группе

Боле полная схема изучение проблем в рамках этого подхода:

Б. Д. Парыгин

1. соц. псих. Личности

2. соц. псих. Общности и общения

3. соц. отношения;

4. форма духовной деятельности

В. Н. Мясищев

1. изменение психической деятельности людей под влиянием взаимодействия

2. особенности групп

3. психическая сторона процессов общества.

Предмет современной соц. психологии:

Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в соц. группы, а так же психологические характеристики самих этих групп.

7. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе российского общества. Существенная черта соц-псих. Знания – включенночть в социальную и политическую проблематику общества. Соц. псих. – часть культуры. Отсюда возникают 2 задачи для исследователей

Задачи современной отечественной соц. псих.

1. Корректное отношение к зарубежной соц. психологии (ее теоретическими позициями, методам и результатам исследований)

2. Сохранение наряду с высоким профессиональном мастерством гражданской ответственности исследователя.

Соотношение фундаментального и прикладного исследования в социальной психологии. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии.

Фундаментальное и прикладное исследование в соц. псих.

Фундаментальное исследование. Цель – открытие законов развития изучаемого предмета. Результат – новое знание о предмете.

Прикладное исследование. Цель – применение на практике фундаментальных знаний. Результат -рекомендации по решению конкретной практической проблемы.

Практическая социальная психология (Социально- психологическое вмешательство)

Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед соц. псих. и конкретные прикладные задачи, кот. выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов.

Практический психолог не приводит исследований и не дает рекомендаций, он сам вмешивается в социально- психологический процесс и сам решает некоторую проблему.

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии.

Управление и развитие организации

1. психологические качества руководителя

2. Деловое общение

3. Развитие организации

4. Организационная диагностика

5. Управление персоналом

6. командообразование

Массовая коммуникация и реклама

1. Психологическая характеристика (коллективного) коммуникатора

2. Психологический портрет аудитории

3. Психологические особенности канала передачи информации

4. Психологические механизмы эффективности рекламы

Образование

1.Психологическое просвещение

2. Психологическая профилактика

3. Психологическое консультирование

Профессиональная ориентация

Семья

1. Психологическая подготовка к созданию семьи

2. Психологическое консультирование по проблемам супружеских отношений

3. Психологическое консультирование по проблемам родительско- детских отношений

Правоохранение

1. Психологический портрет преступника на этапе расследования

2. Профелактика противоправного поведения

3. Психологические механизмы принятия решения судом присяжных

Политика

1. Психологическое консультирование в период выборов

2. Психологическое сопровождение политической деятельности

9.Методологическое значение категории общения в социальной психологии. Общественные и межличностные отношения реализуются именно в общении

Общение и есть реализация всей системы отношений человека. Вне общения немыслимо само человеческое общество.

Таким образом, общение выступает как:

•способ объединения индивидов в общество

•способ развития самих индивидов

Существование общения как реальность общественных отношений и как реальность межличностных.

Единство общения и деятельности.

Общение как реальность общественных отношений, предполагающая, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе деятельности, но они всегда общаются по поводу нее.

•общение и деятельность – 2 стороны соц. бытия человека, его образ жизни (Б. М. Ломов, 1976).

•Общение включено в любую деятельность человека, поэтому оно - сторона деятельности, а деятельность – условие общения (А. Н. Леонтьев, 1975)

•Общение – это особый вид деятельности, например,

- деятельность общения у младенца (М. И. Лисина, 1996)

- Речевая деятельность (А. А. Леонтьев, 1997)

Целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается как сторона совместной деятельности. Особое внимание надо уделять именно содержанию сообщения, а не только, самому факту и даже способу общения.

Посредствам общения организуется и обогащается совместная деятельность.

Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника правильного понимания её целей и задач, уяснение специфики её объекта, а также возможностей каждого в её реализации. (Леонтьев, 1997)

По средствам общения деятельность организуется и обогащается.

10. Общение как условие развития личности.

Важным обстоятельством является предписанность постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах, прежде всего потребностями развития компетентности в общении. Выделяется ролевое и личностное общение. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть, как ролевое, деловое, «предметно проблемное». Разделение не абсолютно. См. передыдущий раздел (единство общения и деятельности).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.