Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Декоративно- прикладное искусство





Декоративно – прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих не только прикладное, практическое значение, но и большую эстетическую ценность, изготовленного искусства у каждого народа отличаются самобытностью, своими национальными мотивами. Каждая вещь служит не только украшением, но и позволяет мастеру выразить свое представление о мире, о жизненных явлениях, продемонстрировать свой эстетический вкус и мастерство. Виды декоративно прикладного – искусства: бытовая керамика (терракота, майолика, фаянс, фарфор); стекло (посуда вазы, строительные детали, мозаика); художественная резьба (дерево, камень, кость пластмасса); художественные изделия из металла (ювелирные украшения, светильники, мебель); текстиль (декоративные ткани, ковры); игрушки. В декоративно - прикладном искусстве используются такие материалы, как дерево, кость, камень, глина, натуральные или искусственные – пластмасса, шерсть, хлопок, стекло и другие. Некоторые материалы требуют специальной обработки, например, позолоты, серебрения, лакирования и т. д. Характер обработки материала может быть очень различен: это ткачество, гончарное ремесло, резьба, гравировка, чеканка, ковка, роспись, аппликация и др. Основной художественный принцип вида – декоративность, украшения. Рисунок должен быть органично связан с формой изделия. Так, например, рисунок ковра не просто выполняется на плоскости, всем своим строением, узором он выявляет плоскость. Декоративно-прикладное творчество, оставленное в наследие искусными казахскими мастерами, - это богатейший материал, с помощью которого можно изучать историю казахского народа, его обычаи, традиции, искусство.


Современное декоративное искусство

Казахское народное прикладное искусство является неиссякаемым источником творческого вдохновения для современников, бережно сохраняющих древнее культурное наследие своего народа. Они умело развивают и используют декоративные мотивы, найденные народными мастерами много веков назад. За последние годы в республике интенсивно развивается профессиональное прикладное искусство. На основе богатейшего наследия традиционного национальногоискусства, веками выработанных форм и приемов, мастера создают произведения, в которые вводят элементы пейзажа, портрета и сюжетных композиций, отражающих современность. Поиски новых форм, обогащенные современной тематикой и выразительными средствами, наглядно прослеживаются в произведениях профессионального прикладного искусства. Так, мастерицы Южно - Казахстанской области, следуя богатейшим национальным традициям, делают тканные и войлочные ковры, алаша, баскуры, бау. На выставках произведений декоративного народного искусства можно увидеть современные орнаментальные композиции. В большинстве своем они изготовлены из войлока, ткани, кожи. Эти работы свидетельствуют о восстановлении традиций в изготовлении кошм, ковров, сырмаков, гобеленов.

Орнамент и его история

Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.

Виды национального орнамента

По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий – более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «ай гуль» (лунный цветок), «жулдыз» (звезда).

2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе мойын» (верблюжья шея), «аркар муйиз» (рог архара).

3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жиланбаур» (змеиное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи).

4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв).

5. Растительный орнамент, «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапыракты гульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «кызгалдак» (тюльпан), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик),

6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «озгим -озимек», (плетенка), «шарбак»,(плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кайнар» (родник), «кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынар окше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок).

Цвет в орнамен те

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение – они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным. Чередование цветов в орнаменте подчиняется логике его содержания, а выбор цветов всегда связан с этнографической историей казахского народа и имеет символическое значение. Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию. У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет – символом солнца, огня; желтый цвет – символом разума, тоски, печали; черный цвет – символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны. Поэтому, когда для изделия выбирается один из этих цветов, определяется и его символическое значение. Следовательно, в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления каждого народа об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности. Так, например, в средней зеленой полосе России преобладает цвет красный, а в городах Средней Азии и Казахстана, среди желтых пустынь, существует привязанность к керамике всевозможных голубых оттенков. В прикладном искусстве используются два вида красок:

1. Порошки и жидки красители, изготовленные современным химическим способом.

2. Природные (натуральные) красители. Их получают из глины, охры, различных минералов и растений.

Мастера изготавливают краски сами, дополняя их различными добавками. Раньше для окраски дерева, шкуры, кожи использовались распространенные в природе готовые красители – глина белого, желтого, зеленого, красного и черного цветов, охра (желтая, зеленая, красная). Соки плодов белладонны, боярышника, черной смородины, земляники, черемухи, шиповника и других растений также были своеобразными красителями. Народные умельцы широко применяли краски, изготовленные из корней, коры, листьев растений путем выпаривания. Например, коратальника, тополя, сосны, дуба, яблони, граната, винограда, абрикоса давала красный, желтый, рыжий, коричневый оттенок. Кору снимали с дерева осенью, мололи на ручной мельнице, измельчали в ступе до состояния порошка, а затем варили. Выварив кору определенное время, процеживали и вновь кипятили до загустения (иногда кору сушили, измельчали в порошок). В раствор добавляли нашатырь. Купорос, соль, воск, квасцы. Краски изготовляли также из косточек сливы, хурмы, абрикоса, скорлупы орехов, пережаренных зерен пшеницы, ржи. Путем их различных смешиваний получали разные краски. Чтобы краски не выцветали и хорошо закреплялись, добавляли настовенного осмысления окружающей среды. Украшение предметов быта, национальной одежды осуществлялось посредством орнаментов. Поэтому овладение искусством орнамента было обязательным условием для любого мастера.

При выполнении орнамента следует соблюдать следующие правила:

1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры.

Мастера декоративно-прикладного искусства берут элементы орнамента у природы. Талант художника помогает им как можно точнее передать на бумаге стилизованное изображение увиденного в природе: плодов, ягод, цветов, животных. Орнамент в произведениях современного декоративно- прикладного искусства отличается изяществом формы, насыщенностью цвета, обобщенностью. Многие его элементы взяты из окружающей действительности. Декоративный орнамент составляется из линий, точек, полосок, пятен и использует гамму переменных цветов. Композиционно замкнутые орнаменты располагаются внутри круга, треугольника, ромба. Пример тому – декоративные блюда, платки, носовые платки, ковры. Декоративно-прикладному искусству присущи условность цвета и обобщенность формы. Цвет орнамента иногда выбирается без учета собственного цвета изделия. Например, орнамент «рога барабана» выполняется различными цветами на изделии. В искусстве ковроткачества популярна аппликация. Это древнейшая и основная техника в искусстве степных племен, существовавшая с древнейших времен и сохранившаяся до наших дней. Аппликация – это прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока. Чтобы наложенный орнамент четко выделялся на основе, по его контуру пускают контрастную, свитую нить. Мастера ювелирного искусства казахского народа выполняют украшения из металла с позолотой высшей пробы или посеребрением – декоративные булавки, серьги, браслеты, кулоны. При выполнении ювелирных работ применяются различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отличив, чеканка и др. Ювелирные изделия изделия украшают различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и др.

Декорирование предметов. Орнаментирование, декорирование предметов – один из видов искусства. Если художники стремятся передать точное внимание изображение внешней формы предмета, то мастера орнаментального искусства больше внимания обращают на художественность, декоративность композиций, чем на их точность, по-своему познавая глубину сюжета, узора. Например, мастер прикладного искусства Гани Иляев присоздании орнамента «позвоночник» - «омыртка» - для ковровых дорожек, сырмаков и текеметов использовал элементы узоров «сломанный рог», «гребень». У осетинцев узор «бараний рог» в ранние времена выполнялся по- другому, но со временем он видоизменился. Постепенно декоративность, нарядность стали соблюдать над стремлением сохранить изначальную форму схожесть с предметом. К примеру, у секиры – древнего оружия кочевников – два загнутых конца. И поэтому она напоминает полумесяц. Подобные роговидные орнаменты встречаются у армян, азербайджанцев, туркмен, украинцев, молдаван и других народов. Конечно, они своеобразны и соответствуют традиционным представлениям и обычаям каждого народа. Однако это говорит о том, что народы заимствовали друг у друга образцы узоров, и это было хорошей и доброй традицией. Орнаменты же растительного характера – вьюн, цветок, переплетения – и геометрические фигуры у всех народов более единообразны, чем узоры, выкладываемые на кошме или войлоке. Орнамент «вода» обозначает границу между различными узорами.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.