Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Орнамент на памятниках архитектуры





Многие архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментом – кумбезы Омара и Тура, Алаша- хана, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Баба- ата, Айша- биби и др. У мавзолеев Бабаджи- хатун и Карахана архитектурный декор представляет собой скромную кирпичную орнаментацию лишь в портальной части.

Мавзолей Айша- биби сплощь украшен терракатовой облицовкой с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров. При солнечном освещении игра света и тени оживляет легкую ажурность здания. В архитектурном украшении известного памятника архитектуры – мавзолея Ясави – использована резьба по дереву, кости, художественная обработка камня и металла, орнаментальные мотивы: Растительные, геометрические и т. д. Своими архитектурно-художественными элементами выделяется мавзолей Алаша- хана. Порчная ниша окаймлена полосой, облицованной орнаментированными плитками. Центральная часть боковых стен портала украшена геометрическим, растительным орнаментом; задние и боковые стены покрыты геометрическими узорами типа рисунка «кереге» и ромбовидными фигурами. Какую бы группу казахской орнаменталистики мы не рассматривали, во всех= из них присутствуют орнаменты, изображающие рог. Некоторые обычаи и традиции казахского народа тоже нашли свое отражение в орнаментах.

Например, в старинных родовых тамговых знаках, в клейменых знаках животных нашли отражение элементы космогонических, религиозных верований и понятий (изображения солнца, луны, звезд и т.д.).

Бытовая керамика

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Сначала они были примитивными, легко ломались и пропускали воду. Прошли века, и люди научились с начала сушить на солнце, а потом и обжигать глиняную посуду. Огонь делал ее прочной и более красивой. Прошли еще века, и вот появился самый первый станок – гончарный круг. Стали создаваться гончарные мастерские. В них горели печи, в которых обжигали вазы и кувшины. В большой яме рабочие месили глину ночами. Другие работали у гончарного круга. Круг все время вращался, и это вращение помогало вытягивать сосуд, придавая ему совершенную форму. Вылепленную вазу после, обжигая в печи, передавали художнику, который расписывал ее орнаментами или сценами из мифов. Обожженные изделия из глины называются керамикой.

Это кувшины, вазы, тарелки, небольшие фигурки людей, зверей, а также плитки для украшения стен. Изделия из натуральной окрашенной глины (она бывает серой, красноватой и даже черной) называются терракотой. Гончарный круг и способы изготовления изделий из глины дошли до наших дней почти без изменения. В нашей республике много красивой, изящной посуды и других изделий из керамики и фарфора было выпущено на Капшагайском фарфоровом заводе и на заводе художественной керамики в Алма-аты.

Это столовая посуда, вазы, чаши, блюда, тарелки, чашки. Они украшены национальным орнаментом, отличаются оригинальностью форм и своеобразием колорита. Узоры, нанесенные кисточкой художника, то еле видны в нежном рисунке, то ярко выделяются на фоне других. Посуда радует глаз переливами красок, красивым орнаментом.

Праздники казахского народа

Традиции наурыза

Наурыз – как символ обновления, очищения, прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты – красной нитью проходит через многие литературные произведения и научные труды гениев средневекового Востока – Махмута Кашгари, Абу Райхан Бируни, фирдоуси, Алишера Навои, Омара Хайяма. Немало строк этому прекрасному празднику посветили в своих трудах и выдающиеся казахские ученые и литераторы Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, сакен Сейфуллин и другие. Наурыз для народов востока – особенный праздник, который имеет непов-торимые, присущие только ему черты. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытности, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.

Наурыз к үні

Наурыз мерекесі – праздник Наурыз. «Наурыз – персидское слово, означающее «новый день». Наурыз, началом которого считается 22 марта, для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз – возрождение природы, наурыз – праздник весны. Этот день, когда уравниваются день и ночь, казахи считают началом Нового года «Ұлыстың ұлы күні». «Ұлыс күн» - Великий день для народа.

Қыдыр ата

Қыдыр (Қызыр) ата– святой старец, благодетель народа, который оберегает, приносит благополучие, счастье, удачи и вместе с тем дарит жизнь. В день Наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, благославляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме ждут Қыдыр ата. Были добрые напутсвия стариков молодежи.

Получить такое благословление в Наурыз считалось добрым знаком. В пошлом наурыз обычно отмечался 8-9 дней. Интересные наблюдения о праздновании Наурыз сохранились в трудах ученого-фольклориста Машкура Жусупова: «Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом – наурызнама. В эти дни хаджи читают специальную книгу, посвящеенную Наурызу, именуемую Салдама».

Весна – пора любви, встреч влюбленных. В дни праздника Наурыз молодежь готовила специально «ұйқы ашар»: вкусное мясо. Молочные изделия. Жигиты дарили молодым девушкам кольца, сережки, зеркальца. Эти подарки были со значением и назывались «селт еткізер». Вручение подарка и его получение означало взаимную симпатию, нежные чувства молодых. Для самых пожилых в эту пору готовили особое блюдо – «бел көтерер». Это праздничное угощение, украшавшае стол вместе с традиционным наурыз-коже.

Наурыз көже

Наурыз көже – традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символо достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда «Наурыз көже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз көже – своеобразный показатель националоного гостеприимства и щедрости.

Наурыз жыры

Это особый вид устной народной литературы. Фольклорных произведений, исполняемых на Наурыз. Существует немало рожденных этим праздником поздравлений, пожеланий, благославлений, частушек, остроумных куплетов.

Наурыз бата

В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них – наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благославляли того, кто их угостил наурыз – көже, ақына, победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца, а также всех гостей тоя, жителей аула. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем. К примеру, «Слався, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебя Қыдыр ата!» т. д. Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием.

Наурыз жұмбақ

Наурыз жұмбақ - загадки в день Наурыза. Наурыз жұмбақ посвящаются явлениям устраивали состояния, айтысы, разгадывая загадки, на ходу сочиняя стихи. Наурыз тілек. Наурыз тілек – пожелание во время тоя. В такой большой праздник как Наурыз специально идут поздравлять с праздником и каждый человек высказывает близким и друзьям свои пожелания. К примеру: «Пусть Бог исполнит твои желания!», «Бог да обратит взор и слух английский привлечет этот день!». Ведь пожелания – выражение добрых чувств. «Да осенит тебя Қыдыр!», «Пусть будет изобилие! Пусть укрепит Қыдыр веру твою и продлит твои годы!». «Пусть поголовье скота умножается! т. д.» Это обязательный ритуал.

Наурыз төл

Наурыз төл – приплод, полученный в месяце Наурыз. Так как «наурыз төлі» - начало приплода, казахи по особенному ухаживают за первыми ягнятами, телятами, жеребятами. Их не дарят никому, даже когда подрастут. Обычно такой скот режут только для своей семьи к семейным праздникам или для жертвования во время айта.

Наурызк өк

Наурызкөк – птица, которая совершает перелет в месяце наурыз. Эту небольшую птичку люди востока ждут с нетерпением, увидев же приветсвуют «добро пожаловать, наурызкөк!». Ее подкармливают, никто не прогоняет и старается не спугнуть. Она считается птицей счастья.

Н аурыз ес і м

Наурыз есім – имянаречие. Существует поверье, что дети, родившиеся в Наурыз будут отмечены расположением звезд, высших сил. Поэтому при наречии им давалось имя, связанное с праздником. Известно не мало бытыров с подобным именем: Наурызбай Кутпанбайұлы (1706 – 1781), Наурызбай Касымұлы (1822 – 1847). В Золотой орде правил хан Наурыз. Очень распространены имена Наурызгуль, Наурызбек, Наурызали и другие этого же происхождения.

Наурыз шешек

Наурыз шешек – цветок (подснежник). В месяце наурыз он первым расцветает. Масло цветка имеет целебные свойства. В горных регионах Казахстана растут несколько разновидностей наурыз шешек и все они включены «Красную книгу» среди редких растений.

Наурызша

В месяце наурыз в ясный деньпорой выпадает тонкий слой узорчатого снега. На солнце он не долго играет всеми цветами радуги – тает. Он бывает очень пушистым. Его называют «наурызша». «Наурызша» - первое дыхание весны, знак приближающегося тепла.

Айт

Айт – большой международный исламский праздник. Существуют два айта: «ораза айт» и «құрбан айт». Айт был основан в Аравии до исламской религии. «Ораза айт» (пасхальный) начинается после 30-дневного поста «ораза».

Месяц этот называют еще и «месяцем рамазан». Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть и делает денежные пожертвования. Муххамед Пайгамбар услышал в этом месяце Слова Аллаха. «Құрбан айт» тоже является большим праздником мусульман. Он начинается через 70-дней после «ораза айта» и длится 3 дня.Эти дни совпадают с завершение паломничества (хаджа) в СвятуюМекку (зульхижа – месяц совершения ходжа).В «құрбан айт» каждый мусульманин приносит жертвоприношение духам предков, то есть режет скот. Это одна из главных обязанностей мусульман (Мухтасар).

Принесшего в жертву встречают пожеланием: «Да восприме Аллах Впаше пожертвование». Для жервоприношения режут абсолютно здоровый скот (кроме лошади). Мясом угощают всех присутсвующих. В чести духов предков читают молитву «дұға». Старшие по возрасту благославляют младших. В дни айта люди чисто одеваются, поздравляют друг друга, говорят «Құтты болсын», прощают ошибки, обиды.

Умерших в дни айта или ораза считают угодными Богу людьми. В мусульманских странах эти два айта проходят как праздники (той), и в эти дни люди обычно отдыхают.

Айттық

В дни айта просящим «айттық» давали подарки, сувениры или деньги. Это знак уважения к обычаю? Айту и просящему человеку.

Құрбан шалу

У мусульман самым святым и почитаемым праздником считается «құрбан айтә. Во время «құрбан айта» каждый уважающий себя потомок Мухамбета в знак уважения религии и в честь своих предков приносит жертвоприношение? То есть режет скот№ По завету Аллаха первой жертвой должен был стать любимый сын Ибрагима Пайгамбара – Смаил. Ни отец, ни сын не возражали. Аллах, убедившись в преданности отца и сына, помиловал их. Спустив из рая (жұмақ) барана небесного цвета. Которого принесли в жертву. С тех пор обычай «құрбан шалу» и сохраняется. Его исполнение – долг кажлого мусульманина. Казахи, выражая свою духовную близость иверу в Аллаха, подтверждая свою искренность, в назначенное время совершают жертвоприношения (Мухтасар). Это, как правило, – овцы, козы, коровы и верблюды. Другие животные не используются для жертвоприношения. Больной, хромой, слепой и прочий скот не принимается в жертву. Скот перед забоем благославляют, говоря «Да воспримет Аллах жертву» Мясом угощают всех присутствующих. Читается молитва, произносятся благопожелания.

 

 

Заключение

После проведения этих ритуалов аксакалы читают Коран перед чашей и следуют благословение. Этот обычай у казахов называется «чаша благословения». В честь этого благословения главный сват со стороны жигита надевает на шею «ошейник» или делает подарок под названием укитагар - «надеть перья» (нанести клеймо). Этот подарок олицетворяет то, что их невеста является девушкой. Теперь обе стороны становятся законными сватами, близкими родственниками. Для утверждения этого сватом подается куйрык-бауыр – курдючное сало вместе с печенью, сваты угощают им друг друга. Перед отъездом сватов им делают подарки и одевают кийт.

После того как основная часть калыма будет уплачена, жених едет к невесте с миссией урын. К этому дню ставилась отдельная юрта совершался урын той. В юрте близкого родственника проводился традиционный вечер – уход невесты. В конце вечера снохи уводят девушку в отдельную юрту. Молодые снохи приглашают жигитов туда. Другие женщины бросают на пути жениха «бревно», перед ним натягивают жели. Жениху нельзя их перешагивать он должен заплатить налог коде. Перед дверью отау он должен оплатить «открывание». Здесь жениха встречает мать невесты и заставляет его капнуть жира в огонь и предлагает напиток, называемый ак.

После этого жених оплачивает еще «открывание занавески» закрывающей кровать, «взятие за руку», «поглаживание волос», и другие действия соответствующие ритуалу сватовства. Но эту ночь жених и невеста проводят только в беседах с друг другом. Жигит уходит к себе до того, как встанут родители невесты. Этот вечер называется «игры молодых». После этого урына обе стороны начинают активно готовится к свадьбе.

По традиции, казахи всегда очень почтительно, с большим уважением относились к старшим. Если за столом сидят старшие, то молодые раньше них не начнут разговаривать, не преступят к еде, не встанут из-за стола. Поговорка «остерегайся сына, говорящего в перед отца, и впереди матери выступающей дочери» говорит о том что вопросу уважительного отношения к старшим у казахов уделялось большее внимание.

У казахов было не принято, чтобы жена друзей своего мужа называла по имени. Снохи не должны были называть всех родственников мужа по имени. Они давали им свои прозвища. Этот обычай назывался «допрос имени».

Широко известно гостеприимство казахов. Можно было остановится в любом доме и везде быть уважаемым гостем. Если гость остался не доволен оказанным ему приемом, он мог обратится в суд биев. Если гость вошел даже в дом кровного врага, то хозяин дома был ответственен за его жизнь до самого отъезда. У казахов было широко развита взаимопомощь друг другу. Такая помощь имела различные названия: жилу, немеурин, уме, асар. Так сообща они могли собрать неимущему скот, провести работу по стрижке овец, оказать помощь в сборе урожая, на сенокосе, в строительстве жилища. И сегодня в аулах казахи часто провозглашают асар, чтобы помочь в строительстве односельчане. За работу не кому не чего не платят, но хорошо кормят. У казахов много традиций и обычаев и традиций, связанных со смертью человека. По традиции, в дом к умершему приходят родственники, близкие и происходит «прощание» они просят друг у друга прощение за возможные обиды; затем, по обычаю, следуют оглашения, соболезнования, плачи и причитания, проведение 7 дней, 40 дней, годовщины, аса.

Казахи, как и многие тюркоязычные народы, празднуют равноденствие дня и ночи 22 марта как великий день улуса. В этот день все лучшие одежды, желают добра друг другу и благополучия, прощают старые обиды, веселятся.

Национальные игры. У казахов существует множество национальных игр, и развлечений.

На вечере молодежи играют в «хан – визирь», «соседи», «жалтыр ушел», «мыршин» и другие увеселительные игры. Молодежь всю ночь играет в «айголек», «бросание ремня», «саккулак», «различи шепот», «тынпи», «алтыбакан» (качели). Кроме того, у казахов имеется игра «тогыз кумалак», которая учит считать.

Немало у казахов и спортивных развлечений и игр. Наиболее популярные казакша курес – борьба, бросание жамбы, стрельба из лука, перетягивание аркана, пешие соревнования; многие игры проводятся верхом на лошади: байга, саис, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они воспитывают силу, ловкость, смелость. Из военно-спортивных игр можно назвать жабы ату, которая вырабатывает глазомер и меткость. Самому меткому присваивается звание мерген.

Религиозные верования. В среднюю Азию и Казахстан ислам стал проникать после завоевания Азии арабами. В 707-712 гг. арабский главнокомандующий Кутейба завоевал Хорезм, Бухару, Самарканд. По воспоминаниям Абу Рейхана Бируни, при взятии Хорезма было уничтожено много мирных жителей, сожжены дома, библиотеки, школы. Местное население не сразу приняло ислам.

Согласно письменным источникам, жителям Бухары ислам насаждался трижды. Арабы жили в домах местных жителей и силой навязывали им свою религию. Главной причиной проникновения ислама в Южный Казахстан стало нападение китайской армии в 751году недалеко от города Тараза. Военачальник арабов Зият ибн Салих, части которого пришли на помощь, вместе с племенами карлуков и тюргешей в пятидневном сражении разбил китайцев, освободив от них земли Семиречье, Мавераннарха. После этого сражения ислам начал широко распространятся на казахской земле. По данным письменных источников, в Таразе были разрушены церкви и молитвенные дома христиан, буддийцев и представителей других конфессий.

Казахи приняли в исламе течение суфистов. Его активным проводником был Ходжа Ахмед Ясави. Это течение было близким к древнетюркской религии. Например, «Зикир» из учении Ясави было у древних тюрков. Поэтому у казахов обычаи и традиции ислама соседствуют с древнетюркскими обычаями и традициями. Так, у казахов до сих пор существует обычай поклоняться огню, луне, солнцу, земле, воде, здороваться с народившемся месяцем.

В Казахстане много святых мест, связанных с именами распространителей ислама. Так, в Созакском в районе городище Баба–ата было названо так в честь проводника ислама Ыскак бабы. Или Аулие-ата – бывшие название города Джамбула и нынешнего Тараза. Название Аулие-ата – «Святой ата» - было дано в честь Карахана, который много сделал для внедрения ислама в Казахстан. Его мавзолей находится на территории современного Тараза.

Сегодня ислам стал главной религией казахского народа. Во времена Советского Союза религия была запрещена. В настоящее время, с обретением независимости, народы республики имеют право на свободу вероисповедание. Люди имеют возможность молится в многочисленных мечетях, открытых во всех значительных населенных пунктах Казахстана.

 

Список использованной литературы:

1. Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ.

2. Алматы: издательство «мектеп», 2006-192 с., ил., карты.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.