Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.Теоретические направления в культурологии.





Задание 1. Проанализируйте культурологические концепции, содержащиеся в работах крупнейших теоретиков культуры.

1. Эволюционизм и его основные идеи; источники эволюции. Стадии эволюции в схеме от «дикости» и «варварства» до высшей степени цивилизации.

Представители:

*Эдуард Тейлор (1832-1917),английский этнограф, исследователь первобытной культуры, религии. Один из основателей этнографии и антропологии.

Главные работы: «Первобытная культура»(1871). «Введение к изучению Человека и Цивилизации»(1881).

*Джеймс Фрезер (1854-1941), английский антрополог, этнолог, филолог. Использовал сравнительный метод при анализе обычаев и повседневной жизни примитивных народов, исследовал явления тотемизма и табу.

Автор работ: «Золотая ветвь»(1890), «Фольклор в Старом Завете»(1918), «Голова Горгоны» (1918).

2. Структурализм и структурный метод. Культура как совокупность знаковых систем (язык, мода, искусство).

Представители:

* Клод Леви-Строс (р. 1908г. в Бельгии), французский антрополог, этнолог. Считал, что неосознанное творчество человеческого духа лежит в основе культуры и языка. Разработал типологию культур, в которой выделил «горячие» (включают в своё развитие историю и поиск богатых информационных возможностей) и «холодные» культуры.

Главные работы: «Структурная антропология»(1958), «Мифологические исследования»(1964).

*Мишель Фуко (1926-1984), французский философ, культуролог, историк культуры.

Автор работ: «История безумства в классическую эпоху»(1961), «Рождение клиники» (1963), «Слова и вещи»(1966), «Археология знаний»(1966). Исследовал структуру «дискурса».

Жан Деррида (р.1930г.), французский философ, основатель деконструктивного движения в постмодернизме. Разработал грамматологию; по его мнению, письмо первично по отношению к языку, объективно по отношению к человеку; оно - безграничное смысловое пространство, контекст.

3. Игровая концепция культуры.

Представители:

*Йохан Хёйзинга ( 1872-1945),нидерландский культуролог, историк. Главная идея - культура возникла сигры: считал, что на протяжении прошлых веков происходило видимое уменьшение игрового элемента в культуре, что в 19 в. дух рационализма и утилитаризма почти полностью вытеснил свободное игровое содержание культуры. Главные работы: «Человек играющий»(1915),»Осень Средневековья»(1919).

*Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), испанский философ, культуролог. Был профессором Мадридского университета, где в 1948г. основал институт гуманитарных наук. Главный труд: «Восстание масс»(1929).

4. Функционализм и его основные черты: направление в европейской, а затем американской архитектуре. Ф.окончательно сформировался в 1930 г.

Черты: рассматривается та или иная культура с точки зрения выполнения различных функций; максимальная утилитарность, перевес практических функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм построений.

Представители:

 

*Бронислав Малиновский (1884- 1942), этнограф и социолог польского происхождения; учился в Ягелонском университете, где получил степень доктора философии по физике и математике(1908).Изучал быт «австралийских аборигенов».

Работы: «Аргонавты Тихого океана»(1922), «Научная теория культуры»(1944). Гл. мысль – культура - инструмент удовлетворения базовых потребностей, т.е. механизм, с помощью которого человек справляется с теми проблемами, которые ставит перед ним окружающая среда.

Работы: «Миф в первобытной психологии»(1926), «Динамика культурных изменений»(1945).

* Толкотт Парсонс (1902-1979),американский социолог; разработал теорию человеческого действия как системы, которая организуется: символично (символические механизмы регулирования - язык, ценности), нормативно (зависима от общепринятых ценностей и норм), субъективно-иррационально. Основные функции культуры: функция передачи опыта, функция обучения, функция объединения членов коллектива.

 

Литература:

1.Культурология: Учебное пособие/под общ. Ред. С.В. Лапиной.— Мн.:Тетра Систем, 2003.— с.11- 20; с. 169 -188.

2.Культурология: Учебное пособие /под ред. Н. Т. Багдасарьян.—5- е изд. М.: Высш. шк, 2001.— с. 22-25; с.39-54.

3.Культурология: теория и история культуры.: Учебное пособие \И. Е. Ширшов.— Мн.: БГЭУ,2004.— с12-32; с.50-55.

4.Сапранов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001.

 

Тема 2. Культура и цивилизация.

План обсуждения темы:

 

1.Сущность и понятие цивилизации. Разнообразие цивилизаций. Различные подходы к соотношению культуры и цивилизации. Актуальность вопроса о разграничении понятий культура и цивилизация в рамках унитарного подхода.

2.Классические теории цивилизаций:

А.) Разграничение понятий культура и цивилизация в теории О.Шпенглера («Закат Европы»); тип «фаустовского» человека.

Б.)Теория «локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби.: этапы развития цивилизации. Сходство и различие взглядов на цивилизацию О.Шпенглера и А.Тойнби.

В.) Феномен «цивилизация» в теории П. Сорокина. Религиозная (идеациональная) и чувственная (сенситивная) цивилизации. Культура- ядро цивилизации.

Г.)Теория «локальных типов» Н. Данилевского.

3. Культура и цивилизация в контексте экологии. Идеи В.Вернадского, Гумилёва, Л. Моргана и др.

4. Цивилизации в современном мире. Идеи Роджера Осборна. Виды, причины и пути решения глобальных проблем.

Задания и вопросы.

1.Проиллюстрируйте теорию « локальных цивилизаций» Тойнби напримере роста, кризиса, гибели античной цивилизации.

2.Взлёт и падение античной цивилизации: закономерность или случайность? 3.Выделите доминанты средневековой цивилизации.

4. Что Вы можете сказать о глобальных проблемах и их важности для мировой цивилизации?

5.Как взаимосвязаны теория «локальных культур» Тойнби и теория «этногенеза» Л.Гумилёва?

6. В чём проявляется творческий характер каждого культурного типа, по мысли Н. Данилевского?

7. Назовите художественные образы и стили как примеры проявления идеациональной цивилизации.

 

Литература:

1.Воробьёва И.В. Культурология /Учебно-методическое пособие. — Минск: ГИУСТ БГУ,2006.

2. Кармин А. С. – СПб: Издательство «Лань»,2001.

3. Культурология: Учебное пособие/С.В. Лапина.— Мн.: ТетраСистем,2003.

4.Мамонтов А.С. Культурология: Учебник. — М.: Гардарики, 2005.

5.Шендрик А.И Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИДАНА, Единство,2002.

 

Тема 3. Обряды и праздники. Их роль в социально-практической культуре.

 

План обсуждения темы:

1.Игровой элемент культуры. Концепция «игры» Й. Хёйзинга.

2.Истоки и символический смысл праздника в культуре. Смыслы «ритуала». Ритуал в оценках Э. Дюркгейма.

3.Магия и ритуал.Разновидности первобытной магии. Явления тотемизма и табу в работе Дж.Фрезера «Золотая ветвь».

5.Архетипы. Миф как основная форма архаического сознания. Концепции мифа: К. Юнга, Б. Малиновского, Л.Леви-Брюля, М. Элиаде, Р. Генона.

4. Гадания, заговоры, ворожба в повседневной жизни людей и их значение в культуре.

 

Основная литература:

1.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.— М.: Художественная литература, 1965.

2.Хейзинга Й. Осень Средневековья./Исследование форм мышления в 14-15 вв. во Франции и Нидерландах. — М.,1988.

 

Задание 1.

Какие символические идеи выражают архетипы:

дом, след, перекрёсток, выбор, середина, лестница, древо, камень, порог, пустота, миг, межа, мост, старость, око?

 

Практыкаванне 1.

 

Як Вы сябруеце з традыцыйнай культурнай спадчынай беларусаў, з яе архаічнымі элементамі - міфамі, павер’ямі?

Прачытайце кнігу” Беларуская міфалогія:энцыклапедычны слоўнік”(пад рэд. С. Санько). Патлумачце наступныя вобразы, вылучаныя з беларускіх архаічных міфаў:

-заяц, мядведзь, свіння;

- гусь,певень;

-жаба;

-сава, бусел, воран, голуб,зязюля;

-павук, матылёк, пчала, мураш, рыба;

-венік, кажух, вянок, ключ, люстэрка, крыж, маска, пярсцёнак, ручнік,

свечка, стол, хустка;

-Вялікдзень,Грамніцы, Каляды, Саракі, Спас;

-панядзелак, серада, чацвер, пятніца;

-вінаград, гарох, жыта,каліна, мак, ружа, мёд, яблык, яйка;

-дарога, зоркі, карагод, парог, млын, мост, род, рай, след.

 

* Якую ідэю гэтыя вобразы ў сабе трымаюць?

1.Як мадэлявалі (мадэлююць) свет з дапамогай міфалагічных вобразаў вядомыя мастакі стагоддзяў (паэты, акцёры, жывапісцы)?

2. Прывядзіце прыклады ўжывання беларускіх міфаў у вашай практыцы.

 

Литература:

1.Беларуская міфалогія: Энцыклапед, слоўнік. /С. Санько, Т. Валодзіна, У.Васілевіч і інш.—Мн.: Беларусь,2004.—592 с.

2. Леви Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1937.

3.Малиновский Б. Миф в примитивной мифологии.— М.,1926.

4. Фрезер Дж.Золотая ветвь.— М.,1998.

5. Эстес Кларисса Пинкола. Бугущая с волками. Женский архетип. М.: «София»,2005.

6.Элиаде М. Священное и профанное. — М., 1994.

7. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.