Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Миф как познание и ценность.





1.Прочитайте самостоятельно мифы о богах Олимпа? Почему древние греки верили в существование Олимпийских богов?

2.Вспомните, какие произведения на сюжеты древнегреческой мифологии вы видели, читали? Чем они вам запомнились?

3.Охарактеризуйте миф: объясните структуру мифа.

Что познаётся в мифе? Какова роль героев и богов в мифе? Как взаимосвязан миф с эпосом, ритуалом, архетипом.

 

 

Задание 3. Объясните мифологические образы, основанные на идее «тождества». Приведите примеры употребления этих образов в мифах.

Прочитайте «цепочку сопоставлений» на мифологическом и поэтическом языках.

 

1. Человек- камень.

2.Человек- олень.

3.Солнце-птица.

4.Человек – цветок.

5.Девушка- берёза.

6. Веник-венок.

7. Человек-виноград.

8.Человек-волк.

9. Звёзды-глаза.

10.Дерево-вселенная.

11. Царевна- лягушка.

12. Железный человек.

13.Женщина- зима.

14. Земля- пирог.

15. Солнце- конь.

16.Зеркало- мир.

17.Жених- медведь.

18.Пастух- поэт.

19.Матылёк-душа.

20. Нитка- движение.

21.Солнце- петух.

22.Поле- мир.

23.Девушка- русалка.

24.Черепаха- чаша.

Литература

1.Культурология: Учебное пособие/ Под общ. ред. С.В. Лапиной. – Мн.: ТетраСистем, 2003. – 107-120 с.

2.Сапранов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001 – 150-241с.

3.Любимов Л. Искусство древнего мира. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980.

4.Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х книгах.— М.: Искусство, 1992.

5.Лисовский И.А., Ревяко К.Р. Античный мир в терминах, именах, названиях. Слов.-справ. по истории и культуре Древ. Греции и Рима. – Мн.: Беларусь, 2001.

6.Черняков В. Семь чудес света и другие. —М., 1983.

7.Рейхардт Г. Семь чудес света.— М., 1993.

8.Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве.— М., 1996.

9.Кун И.А. Мифы Древней Греции.— М., 1989.

 

 

Тема 9. Культурные формы. Символы культуры.

I.Культурные формы.

I. Вопросы для обсуждения.

1.Понятие культурной формы. Её смыслы. Формы как упорядоченные логические системы. Адепты - носители культурных форм.

2. Формы человеческой деятельности: наука, искусство, мораль, право, политика, техника, религия и др. Образ как особая форма воспроизведения и познания действительности.

3.Исторические формы этнических общностей. Живые и неживые формы. Обычаи- формы культуры.

4.Субкультуры как формы жизни отдельных слоёв населения.

5.«Парадигмиальные» формы: когнитивные, ценностные, регулятивные.

6.Мораль как форма регуляции.

 

Дополнительные вопросы:

1.Какие потребности людей удовлетворяются следующими формами:

А.) кукольная игра (форма проведения досуга);

Б.) карнавал (форма праздника);

В.) обычай «целовать ручку» (форма приветствия);

В.) улица (ценностная форма);

Г.) философия и религия (когнитивные формы).

 

2.Какую информацию о повседневной жизни человека (и соответственно – о формах житейского знания) содержат пословицы? Приведите примеры пословиц.

3. Как связан «сенсорный голод» с культурными формами?

Литература:

1.Кармин А. С. Культурология.— СПб.: Издательство «Лань»,2001.

2.Воробьёва И. В. Культурология: Учеб. - метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

3.Ширшов. И. Е. Теория и история культуры.— Мн.: БГЭУ,2004.

 

II. Символы культуры.

План обсуждения темы:

1. Семиотика. Понятие языка культуры.

2.Текст. Сигнал. Признак. Знак. Знак и символ.

4. Типология знаков в семиотике. Иконические знаки. Знаки-индексы. Знаки-символы.

5. Знаки и цели их функционирования: знак принадлежности к культуре, знак рецепционного ожидания, функциональные знаки, знаки этикета, знаки национальной характерности, знаки времени, знаки, несущие смысл произведения.

Вопросы:

1.Что такое знак? Какие виды знаков вы знаете?

2. Что такое иконописные знаки? Приведите примеры?

3. В чём отличие знака- символа от других видов знаков?

4. Что такое пиктограмма?

5.Что такое идеографическое письмо?

6. Какие виды языков вы знаете? Охарактеризуйте вербальный и невербальный языки.

7. В чём специфика естественных и искусственных языков?

8.В чём состоит предмет герменевтики?

9. Покажите природу символа в науке и искусстве.

Основная литература:

*Багдасарьян Н. Г. Культурология: Учебник для студ. тех вузов.— М.: Высш. шк.,2004.

Дополнительная литература.

1.Барт Р. Семиотка как приключение //Мировое древо,1993. № 2.С.81-82.

2.Борев Ю. Б. Эстетика.— 4-е изд., доп.—М.: Политиздат,1988.

3.Гадамер Г. Актуальность прекрасного.— М.,1991.

4.Гумбольдт В. Язык и философия культуры.— М,1983.

5.Кассиер Э. Опыт о человеке // Человек.1990. № 3. С.97.

6.Медников Б. М. Гены и “мемы”-субъекты эволюции // Человек.,1980.№ 4. С24-25.

7.Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. —М.,1976.

 

Задание 1. Символы занимают в культуре особое место. С древнейших времён они пронизывают все человеческое существование, становясь оболочкой, формой, в которой выражались, закреплялись и транслировались следующим поколениям смыслы. С одной стороны, символ всегда имеет определённое значение, с- другой - заключает в себе безграничное поле смыслов, которое невозможно исчерпать перечислением. Это гораздо больше, чем знак. Ведь он всегда отсылает к ценности, к неуловимому, к ускользающему, к тому невербальному первичному смыслу, глубина которого не может быть адекватно осознана и выражена в одночасье и навсегда, но может быть познаваема в ходе “культуротворчества».

 

К каким культурным ценностям отсылают Вас следующие символы:

Кресты рыцарских орденов, волк (в сказке), голубь в евхаристии, заяц у славян, библейский змей, год свиньи, козье копытце, дары данайцев. Артемида и Актеон, луна в алхимии, суд Париса, корона Священной Римской империи, единорог древности, морской человек, глаз в треугольнике, семь добродетелей, лев в Египте.

Объясните, где, когда и во взаимодействии, с какими историческими реалиями появились эти символы.

Задание 2. Охарактеризуйте особенности стилистического почерка художников - символистов (на выбор): Обри Винсета Бёрдсли (1872-1898),Уильяма Блейка(1757-1827), Виктора Борисова - Мусатова (1870-1905), Михаила Врубеля(1859-1910), Поль Гогена(1848-1903), Густава Климта (1862-1918), Эдварда Мунка(1863-1944), Михаила Нестерова (1862-1942), Николая Рериха (1874-1947).

Литература:

1.Энциклопедия символов/ Л.С. Баешко, А. Н. Гордиенко, под ред. О.В. Перзашкевича.—М.: Эксмо,2007.

2.Энциклопедия символизма.— М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.

 

 

Тема 10. Культурная эпоха и стиль.

Стиль – феномен культуры.

I. План обсуждения темы:

Вариант 1.

1.Понятие художественного стиля. Его определения. Стиль и художественный образ.

2.Стиль и историческое время. Общая классификация стилей. Большой стиль.

2. Симбиоз поэтического и живописного стилей.

3. Барокко - один из загадочных стилей искусства. Барочный сарматский портрет. Его особенности.

4. Идеал в классицизме.:

Портретная живопись Иосифа Ивановича Олешкевича (1777-1830; «Портрет Адама Чарторыйского», Портрет Адама Мицкевича», «Мадонна с ребёнком».

Творчество Валентия Ваньковича (1799-1842; «Мицкевич на скале Аю-Даг», «Портрет Рёмера», «Наполеон у костра перед боем» и др.).

 

Литература:

1.Кармин А. С. Культурология.—СПб.: Издательство «Лань»,2001.

2.Воробьёва И. В. Культурология: Учеб.- метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

3.Ширшов. И. Е. Теория и история культуры.— Мн.: БГЭУ,2004.

4. Чичина. Е. А. Эстетика.— Ростов н./ Дону: Издательство» Феникс,2000.

5.Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи Барокко.— М.: «Наука»,1979.

6. Дробов. Л.Н. Живопись Белоруссии 19 - начала 20 в.— Мн.: «Вышэйшая школа”,1974.

 

 

Вариант 2. Неклассическая эстетика и постмодернизм.

1.Искусство модернизма. Творения французских художников-импрессионистов: Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара и др.

2 У.Эко «Сущности постмодернизма».

Смотри раздел: Хрестоматия. Человек в мире культуры // Культурология: Учеб. Пособие под общей редакцией С. В. Лапиной. – Мн.,2003.

 

3.Основные идеи неклассической эстетики. Новые понятия в постнеклассической эстетике.

4.Авангард и неоавангард как новые мироощущения в искусстве 20-века. Саморазрушающееся искусство, поп-арт, процессуальное искусство, концептуализм.

5.Постмодернистская эстетика Жана Бодрийара (Клода Леви - Стросса, Жана Франсуа Лиотара).

6.Творческие методы сюрреалистов-художников (С.Дали, Ф.Гарсиа Лорки).

 

Задание 1. Приведите примеры использования новых понятий в постнеклассической культуре.

* Справка.

Новые понятия в постнеклассической эстетике.

1. Дискурс: множественность толкования одного и тогоже явления по принципу случайной догадки (теория Ж. Лиотара).

2. Деконструкция: это такое понимание и восприятие, при котором акцентируется не система, принцип структура, лежащие в основе воспринимаемого, а то, что, принадлежит этой системе, является как бы второстепенным, смещение смыслового акцента со знака на контекст его употребления, что позволяет применить в литературе метод переосмысления цитаты.

Пример: в искусстве деконструктивность проявляется в разных направлениях: в отсутствии полярности автор-зритель, автор-актёр, положительный - отрицательный, форма- содержание.

3. Лабиринт (автор понятия Умберто Эко) - запутанность и многоаспектность человеческого бытия, отсутствие единого центра, периферии, границ входа и выхода симметричности.

4 .Ироничность - восприятия мира как несерьёзного события (теория Ричарда Рорти)- ироничное переосмыслении прошлого. Коллажи. Куклы.

5. Эклектика - смешение разнородного.

6.Паспарту- смещение смысловых акцентов, сдвиг ракурса с главного на второстепенные детали, отрицание наличия доминанты (импрессионизм, иллюзия движения).

7. Полилог - многозначность знака, его способность иметь множество смыслов в разных контекстах (Борис Юхнов в современном московском театре ставит «Фауста» с котами Куклачёва; Фауст и Мефистофель меняются ролями. Результат жизни, по мнению Куклачёва, не в смерти, а в каждой секунде проживания.

II. Творческие задания.

Тема белого снега и белых цветов в творчестве японских средневековых поэтов.

Прочитайте следующие стихи:

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.