Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 16. Феномены культуры ХХ века





«Закат Европы» - тема гибели цивилизации в творчестве западных и отечественных мыслителей. Культура и цивилизация: негативные последствия научно-технической революции в образах мирового изобразительного искусства и в литературе.

Кризисное сознание и его отражение в мировой художественной культуре. «Сумерки» богов и поиски путей к человеку. Человек в культуре ХХ века. Формы отчуждения человека от культуры. культура и новые информационные технологии. Культура и средства массовой информации. Феномен «массовой культуры» и «массового сознания». Проблемы сохранения культурной самобытности в условиях «информационного бума». Проблема культурных ценностей в современном информационном обществе. Искусство в системе культуры ХХ в. Основные художественные стили современного искусства: модерн, авангард, постмодерн и т.п. Феномен контркультуры.

Место и роль религии в культуре ХХ в. Классические религии и неореформаторство. Распространение нетрадиционных религий в современной западной культуре. Социокультурные факторы возрождения мистики, оккультизма, спиритизма. Сатанизм и демонология в культуре ХХ века.

Итоги и перспективы развития культурной ситуации в последней трети ХХ века.

Судьба России на пороге XXI века. Место современной России в мировой цивилизации. Взаимодействие российской и западной культур на современном этапе. Проблема экспансии американской массовой культуры в Россию. Проблемы духовного возрождения современного человека. Формирование национального и исторического самосознания.

Кризисные явления в современной культуре и проблема преступности.

 

Библиографический список к разделу 2

Обязательная литература

1. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138 - 382.

2. Чернокозов А.И. История мировой культуры. М., 1997.

Дополнительная литература

1. Алпатов М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции М., 1987.

2. Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991.

3. Античная культура и современная наука. М., 1985.

4. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

5. Баткин. Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

7. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

8. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Философская и социологическая мысль. Киев, 1989. № 11.

9. Бонар А. Греческая цивилизация: от Антигоны до Сократа. М., 1992; Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990.

10. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М., 1991.

11. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1 - 5. М., 1956 - 1971.

12. Винчук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

13. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

14. Городская культура: Средневековье и начало Нового Времени. Л., 1986.

15. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.

16. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

17. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII). М., 1989.

18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

19. Данилова И.Е. Бруннелески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

20. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

21. Древние цивилизации. М., 1989.

22. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

23. Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

24. Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.

25. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции.
VIII - V вв. до н.э. Л., 1985.

26. Иконников А.П. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

27. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Соч. Т.6. М., 1966.

28. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

29. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972; Красная книга культуры. М., 1989.

30. Культура Древнего Рима: в 2 т. М., 1985.

31. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

32. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1996.

33. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1990.

34. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

35. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.

36. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

37. Мансон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

38. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь. М., 1991.

39. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

40. Освальд Шпенглер и "Закат Европы". М., 1922.

41. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков В.С. История русской архитектуры. М., 1984.

42. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

43. Рабинович В. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. М., 1984.

44. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

45. Тахо-Годи А.А. Греческая культура. М., 1989.

46. Токарев С.А. Мифология и ее место в культурной жизни человека // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

47. Фрэзер Дж. Золотая Ветвь. М., 1983.

48. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1987.

49. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1991.

50. Эйслер Р. Всеобщая история культуры. СПб., 1911.

Раздел 3. Культура менеджеров

 

Тема 17. Профессиональная деятельность и

Культура менеджера

Культура особенных видов человеческой деятельности. Понятие профессиональной культуры. Профессиональная деятельность руководителя как элемент культуры. Цель, средства, методы профессиональной деятельности менеджеров с культурологической точки зрения. Ценностный аспект управленческой деятельности. Особенности профессиональной культуры менеджеров. Основные направления деятельности менеджеров и их отражение в дифференцировании профессиональной культуры.

Влияние общей культуры личности на уровень профессиональной культуры менеджера.

Тема 18. Эстетическая культура и ее место в

Менеджменте

Место и роль искусства в развитии духовной культуры и профессиональных качеств личности менеджера. Искусство и мораль. Роль искусства в борьбе с безнравственностью. Образ менеджера в искусстве. Влияние искусства на развитие чувственно-рациональной и волевой сфер менеджера. Роль искусства в неприятии зла и антиобщественного, безнравственного поведения.

Тема 19. КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Культура речи менеджера. Имидж и невербальное поведение. Дресс-код для менеджера. Культура руководителя в деловых ситуациях (совещания и планерки). Деловое общение «руководитель-подчиненный» (сверху-вниз) – субординация. Деловое общение «подчиненный-руководитель» - субординация. Культура телефонного разговора. Телефонное хулиганство. Телефонный разговор с грубияном. Культура деловой коммуникации в интернете и компьютерных сетях.

 

Библиографический список к разделу 3

Обязательная литература

Этический кодекс государственных гражданских служащих.

Дополнительная литература

1. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М., 1987.

2. Попков В.А., Целищев Д.П. Эстетическое содержание труда. М., 1989.

3. Пути и средства эстетического воспитания / Под ред. Н.И. Киященко. М., 1989.

Методические рекомендации

При изучение теории культуры необходимо вспомнить основные понятия, изученные в курсах «Философия» и «История». В дальнейшем необходимо иметь в виду, что сведения, почерпнутые при непосредственном изучении культуры, пригодятся слушателям в курсах «Социология», «Политология», «Философия» и т.д.

Раздел «Теория культуры» необходимо начать с изучения развития понятия «культура» в истории человеческой мысли. При этом надо помнить, что это понятие было разработано в применении к западной философско-культурологической мысли. «Открытие Азии» познакомило европейцев со спецификой буддистского понимания культуры. С этим материалом вы сможете ознакомиться при изучении Раздела 2. Изучение теории культуры предполагает ознакомление не только с происхождением этого понятия, но и с его составными частями и основными закономерностями развития. При этом особое внимание слушатели должны обратить на социологический подход к культуре.

Изучение второго раздела («История культуры») достаточно затруднительно вследствие большого фактического материала. Для облегчения этой задачи слушатели должны воспользоваться схемами строения и развития культуры, которые были ими изучены в первом разделе. Ядро любой культуры – это система ценностей, отраженная в менталитете и выражаемая идеологическими системами, характерными для данной культуры. Поэтому особое значение на ранних этапах развития общества приобретает изучение религий, а позднее - и прочих форм идеологии. Знаковая система также находит свое отражение в изучении культуры, в связи с тем, что любая культура имеет свой символ, связанный чаще всего с какой-либо формой искусства. (Так, например, для Рима – это общественные здания, под псевдомраморной лепниной скрывающие деревянные каркасы, для средневековой Европы – соборы (Романские и затем Готические), для средневековой Руси – иконы. Культура Новейшего времени наиболее полно отражается в кинематографе).

Третий раздел курса помогает совершенствованию самоосознания слушателей как менеджеров и связан с практической деятельностью, представление о которой они должны будут получить.

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.