Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. Средневековая культура Европы





Общая характеристика:

1. Христианская культура. глубоко религиозная идеология.

2. Языковое единство образованных людей Запада на основе всеобщего распространения латыни и наличие своего местного говора у каждой местности.

3. Жесткое сословное деление. Свои особенности у каждого сословия: специфика рыцарской, церковной, городской и крестьянской культуры.

Развитие средневековой культуры:

1. С VI - XI вв. – период раннего средневековья (абсолютное господство средневековой иррациональной христианской идеологии).

2. XI - XIII вв. – средневековая феодальная революция, обусловленная:

а) с процессами внутренней колонизации;

б) развитием христианства (переход от разработки католицизма к его распространению; развитие рациональных течений);

в) завершением формирования сословий;

г) следствием крестовых походов:

- конкретное заимствование элементов жизни арабского Востока и арабского философского наследия;

- объединение Европы против общего врага. Появления общеевропейского самосознания.

Проявление революции XII-XIII вв.

В церкви – рождение томизма (Фома Аквинский).

Схоластика – принцип распространения и научения христианства. Церковь начинает анализировать учение Аристотеля, в рамках церкви формируется «наука», под которой понимают изучение античных авторов и отцов церкви.

Изменение ценностей (постепенный переменный переход от духовных ценностей к светским – проявляется в изменении отношения к труду (раньше труд – это наказание, позднее – труд есть создание божьего творения, труд как благородное дело).

Изменение представления о времени - появляются концепция чистилища, идея счета грехов. Введение индульгенции – предельное продолжение тенденции – человек платит деньги церкви, а церковь «заказывает» ему место в раю.

Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации

План

1. Культура Возрождения

2. Возрождение классической античной латыни, связанное с Византийским влиянием.

XIV - XVI вв. (в Италии – XII - XV вв.)

Антропоцентризм – человек в центре культуры. Появляются идеи: Бог – высшая космическая сила; вся Земля – живое.

Появляется новый критерий образованности (снова связан с латынью, но не церковной, а с классической, т.е. возрождение настоящего латинского языка).

Бурное развитие науки (Френсис Бекон – Англия XIV в.). Изменение содержания этого понятия – от изучения авторитетов церкви к исследованию окружающего мира.

Буйство мирских чувств (нормальное явление – огромное количество любовниц и любовников).

В церкви - спор:

- номиналисты – имя существует только в сознании человека;

- реалисты – имя - это реальность, существующая независимо от мнения человека.

Организация церкви:

1) во главе Папа;

2) кардиналы;

3) архиепископы и епископы; аббаты;

4) клирики (основная масса священников).

Протестантизм (лютеранство, кальвинизм) [по М. Веберу] – основа рождения новой идеологии.

Кальвинизм – идея предопределения, спасутся только избранные (по Апокалипсису). Если человек избран, очевидно, что ему должно везти в делах, что проявится прежде всего в достижении материального благополучия. Таким образом, человек стремился к богатству, чтобы доказать себе и другим, что он - избранник Господа. Так стяжательство из греха превращается в добродетель.

Мораль буржуазной эпохи:

1) идея накопительства (деньги решают все). Свобода – главная ценность жизни человека, и деньги нужны для «обеспечения» свободы. Деньги нужны не для того чтобы жить, а для того чтобы из них делать деньги. Великая американская мечта – «каждый может стать миллионером, через труд плюс немного удачи»;

2) создание имиджа (для обеспечения кредитоспособности).

Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

План

1. Особенности эпохи Просвещения.

2. Специфика культуры XIX века.

3. Искусство Нового времени. Развитие культуры барокко и классицизма.

Вопрос

Эпоха Просвещения (1688 –1789 гг.)

Черты:

1) деизм – учение о Боге как о творце Вселенной, которая в дальнейшем развивается самостоятельно и закономерно. Христианский идеал теряет свою силу – падает роль церкви;

2) космополитизм – признание равенства всех наций (осуждение национализма, все нации имеют равные заслуги перед Богом. Нации равны, но их культуры нет);

3) научность – ранняя наука – изучение классиков, теперь наука – изучение природы (Паскаль и Декарт);

4) рационализм, т.е. на первом месте у человека - идея разума;

5) с идеей разума тесно связанна идея прогресса - (с XVIII в. разум – инструмент познания мира, человек через разум совершенствует себя и окружающий мир);

6) абсолютизация идеи воспитания в формировании человека (человек - чистая доска);

7) отрицание преданий, все вопросы решать заново, ужесточив все исторические традиции.

Вопрос

Культура Просвещения привела Французскую революцию к наполеоновским войнам.

Философская религия (возрождение иррационализма в разных формах) – по Канту, Гегелю, Фейербаху.

У Канта – идея чего-то, что лежит помимо разума. Открытие морального закона в каждом человеке.

У Гегеля – познание духа, стоящего за человеком.

С XIX в. у Ницше – идея сверхчеловека.

Зарождение массовой культуры (бульварные романы, пресса, театр, кинотеатр). Позже происходит деление на элитарную и массовую культуру.

Вопрос

Искусство Нового времени. Классицизм

В литературе:

1. Четкая выдержанность форм.

2. учительская направленность литературы плюс вера человека, что он всесилен («Робинзон Крузо»).

В изобразительном искусстве: сюжеты берутся из античности или из прошлого.

в архитектуре: возрождение античных форм (портик).

в музыке: рождение глобальных форм (Бах, Бетховен).

романтизм (начало XIX в.)

Сюжеты черпаются в средневековье (герои – демоны, рыцари, благородные разбойники (отражается в музыке: Вагнер, Бетховен).

Укрепляется в элитарной культуре.

сентиментализм

Основывается на обычных человеческих чувствах. Укрепляется в массовой культуре.

Реализм (с середины XIX в.)

В живописи – бытовой жанр художников Северной Европы.

Сюрреализм (с начала XX в.)

Принцип цвета, а не формы.

Тема 14. Развитие русской культуры:

Древняя и средневековая Русь

План

1. Язычество в Древней Руси.

2. Русское христианство.

Вопрос

Славянское язычество - это чрезвычайно сложное явление, формировавшееся в течение значительного времени (не менее 3-х тысячелетий). По времени возникновения язычество древних славян можно разделить на 4 периода:

1. Вера в духов, характерная для далеких предков славян.

Выделялись несколько групп духов:

- духи-соседи - это духи природы (водяные, лешие, русалки (берегини), кикиморы и т.п.) и человеческих строений (домовые, банники, овинники, сенники и т.п.). Эти духи могли навредить человеку, если он вторгался на их территорию, не совершив предварительных обрядов (так, домового надо было кормить, баннику иногда топить баню и т.д.);

- духи предков - добрые духи, помогающие роду. Умерший человек становился таким духом, если был правильно похоронен;

- злые духи - духи неправильно рожденных (например от кровосмесительной связи) и неправильно похороненных людей - упыри, вурдалаки, навьи.

Вера в богов земли

- Великую Мать (позднее этот культ раскололся на почитание собственно земли («Мать сыра земля»), богинь любви и красоты - рожениц - Лады и ее дочери Лели, богини удачи и достатка Макоши (изображаемой с рогом изобилия) и богиню Смерти (позднее - просто Смерть, изображаемая как старуха с косой);

- Велес - бог-охранитель всех животных. С развитием хозяйства Велес (Волос) превратился в «скотьего бога», оберегающего стада, а затем и посевы. В конце концов Велес стал богом подземного мира, кроме того, его считали богом мудрости и поэзии;

- Ящер (коркодил) - чудовище - бог царства мертвых, его почитание было характерно для севера Восточной Европы;

- Кащей - мужской бог смерти.

Этим богам поклонялись жители Восточной Европы перед нашествием ариев.

Вера в небесных богов

- Перуна - бога грозы, покровителя воинов;

- Рода - небесного бога плодородия;

- Сварога - бога неба, отца огня;

- Стрибога - бога ветра;

- Даждьбога - олицетворенного бога солнца (аналог греческого Гелиоса);

- Хорса - бога солнечного диска;

- Ярила - бога весеннего, рождающего солнца;

- Святовита - бога священного света;

- Симаргла - крылатого пса, символа вооруженного добра, и т.д.

Этих богов принесли с собой предки индоевропейцев - арии, а часть их, возможно, заимствована славянами у скифов.

4. Боги земледельческой эпохи. (Праславяне и славяне)

В зависимости от профессии человек верил в различных богов.

Главным богом общинников-земледельцев был Велес, кроме того, они почитали богов неба и земли, отдавая предпочтение последним. При этом боги часто изменяли свои функции и имена. Так, Симаргл превратился в Переплута, охранителя посевов.

Для воинов главным богом был Перун. Кроме него, почитались Даждьбог, Стрибог, Макошь (как богиня воинской удачи), Ярило (выступавший как олицетворение ярости) и Симаргл, который становился помощником Перуна и доставлял павших героев в его дружину. Возможно, что воины верили в Траяна - олицетворение совершенной воинской выучки (выше, чем и Перуна) и царского достоинства.

Возможно, что существовал отдельный жреческий пантеон, во главе которого стоял Род, схожий с Богом-отцом христианской Троицы.

Вопрос

Русское христианство

Языческие традиции на Руси продолжали сохраняться вплоть до ХХ века, однако с X века, после принятия христианства, можно говорить не о язычестве, а о двоеверии на Руси. Так называлась религиозная система, в которой на первом месте стояло христианство, а язычество существовало в виде «суеверий».

В 988 году князь Владимир крестил Киев и Новгород по православному обряду. Это означало, что культурное развитие Руси осуществлялось под влиянием культуры Византии.

 

 

Православие Католицизм
Спор о «филиокве», или испускании святого духа
Святой дух испускает только Бог Отец. «Монархический» принцип в расположении лиц Святой троицы: почти равное положение Святого Духа и Сына Божьего. Для спасения души требуются совместные усилия Церкви и самого человека. Святой дух испускает не только Бог Отец, но и Сын. «Иерархический» принцип в расположении лиц Святой троицы: превилегированное положение Сына по сравнению с Духом. Для спасения души требуется прежде всего работа Церкви.
Разделение греховной сущности человека и исполнение функций священнослужителя (Один Бог без греха). Догмат о непогрешимости папы
Принцип «симфонии» в светской и духовной жизни, что в реальной жизни приводило к необходимости достижения единогласия Князя и Церкви. Разделение светской и духовной власти, стремление пап к светской власти
Приоритет Нового завета: принцип предельности как в ощущении времени, так и в морали. Приоритет Ветхого завета: принцип динамизма, выполнимые моральные нормы.

 

Следствием православной христианизации Руси и ее исторического пути стали такие особенности ее менталитета, как:

1. Общинность сознания в предельном варианте, воплощенном в принцип соборности - единства мира в вере (Хомяков).

2. Приоритет морали над правом. В связи с этим -

3. Идеал внутренней свободы (воли) при отсутствии внешней свободы, подчинение человека коллективу (государству). В случае низкого духовного уровня человека могло привести к полному отрицанию всей системы моральных и правовых ограничений.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.