Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 15. Культура России Нового времени





 

План

1. Петровские реформы и их влияние на культуру.

2. Культура XVIII в.

3. Культура XIX в.

4. Серебряный век русской культуры.

Вопрос

Культура Нового времени начинается с петровских преобразований.

Положительные стороны:

- Развитие науки и технологических знаний;

- Формирование системы светского образования.

Отрицательные стороны:

- Культурные преобразования Петра I – это борьба с традициями русского общества. После Петра наблюдается прерывность в развитии страны;

- Раскол между прозападнообразованным сословием (сначала – дворянством, затем – интеллигенцией) и восточной культурой основной массы народа.

Вопрос

В XVII веке все искусство России подражало стилям западной Европы (расцвет Барокко и классицизма при Екатерине II).

Литература выходит на первый план, становясь основным «вместилищем» идеологии.

Классицизм в литературе:

1. Жесткие формы творчества. В стихосложении – господство возвышенной поэзии (Ломоносов, Державин).

2. Высмеивание пороков на индивидуальном уровне, т.е. критика не поднимается выше уровня отдельного человека, почти нет социальных обобщений (Фонвизин, Крылов).

В живописи, скульптуре – искусство для высшей знати (парадный портрет, крепостные театры).

Вопрос

С начала XIX в. начинается резкий перелом в культуре. Во всех направлениях искусства появляется русская классика.

Литература – явление Пушкина. По мнению Н. Бердяева, это единственный поэт России, творивший от избытка чувств, остальные хотели переделать мир. Тенденция к формированию «учительской литературы» видна при сравнении образов типичных героев («Герой нашего времени») у писателей начала XIX века:

- у Грибоедова – Чацкий (положительный герой, живущий в среде отрицательных персонажей);

- у Пушкина – Онегин (еще положительный герой, но уже «лишний человек»);

- у Лермонтова – Печорин (был хороший человек в отрицательном окружении, хорошие качества не востребованы, следовательно, они отмирают);

- Гоголь – видит Россию как «страну рожь и харь» (положительные герои – только в прошлом (Тарас Бульба). Традиционное советское литературоведение считает Гоголя первым реалистом, но более точно определение Бердяева, видевшего в Гоголе «мрачного романтика». Гоголь стал родоначальником критического реализма в литературе (учительская литература не описывает жизнь, а учит как надо жить);

Толстой и Достоевский – высшее воплощение этого направления.

- Толстой – эпические образы, критикующие действительность, но дающие реальных людей, чётко даётся логика событий, обыкновенная картина жизни, где человек может быть счастлив;

- Достоевский – христианин, консерватор по политическим взглядам. В то же время в его творчестве показан тот «надрыв» на уровне сумасшествия, в котором живет русское общество, особенно столичное;

- Некрасов – поэт-гражданин, творчество которого было целиком направлено против существующего строя. Это не лучшим образом отразилось на художественном уровне его произведений.

В музыке:

1. Глинка – оригинальная русская классика.

2. «Могучая кучка» - тенденции патриотизма (возвращение к традициям русского народа – Римский-Корсаков; реализм музыки – Мусоргский).

3. Романтизм Чайковского – пик русской музыки.

В живописи:

Перерождение классицизма: от парадных портретов в направлении сентиментализма и романтизма (Брюсов – романтические произведения на историческую тему). От пасторали (идеализированного изображения деревенской жизни) - к бытовому стилю (Федоров «Завтрак аристократа»), а через него – к критическому реализму в живописи.

Передвижники – отражают отрицательные стороны жизни. Своеобразная «учительская живопись». Поскольку нельзя творить без стремления к прекрасному, оно ищется не в обществе, а в природе – расцветает пейзажная живопись.

Вопрос

ХХ век. в культуре – модернизм.

В литературе – символизм, движение «Мир искусства» Дягилева. Он продолжал идею учительства; но до этого искусство учило как жить, то теперь перешло к воспитанию эстетического вкуса.

Сначала символисты были едины в создании новых форм творчества. Затем отделились футуристы, абсолютизировавшие символизм изобразительных форм (Хлебников). Новым направлением символизма стал «акмеизм» («акме» - высшее качество чего-либо). Акмеисты (Гумилёв, Ахматова) воспевали человеческие чувства, старались наиболее полно отразить сущность человека в искусстве.

В живописи – продолжение традиций передвижников; в то же время появляются новые направления, близкие к европейскому импрессионизму (Петров-Водкин). Международную известность получил русский авангард, в котором своё предельное воплощение получили идеи формы («Черный квадрат» Малевича), линии («Красный квадрат» Кандинского), цвета.

Искусство линий появляется также в прикладном искусстве и архитектуре.

Тема 16. Феномены культуры ХХ век

План

1. Проблема техногенности культуры.

2. Интернационализация культуры.

3. Духовный кризис и пути выхода из него.

4. Судьба России в развивающемся мире.

Вопрос

Характеристика культуры периода машинной цивилизации.

Возникновение массовой культуры – характерна для любой страны, достигшей индустриального уровня. Главная опасность массовой культуры заключается в том, что она не требует сознательных усилий для восприятия. Человек, разучившись думать, деградирует.

Вопрос

Следствием развития индустриальной цивилизации является унификация материальной культуры. Как следствие – постепенное стирание национально-культурных границ. Это чревато утратой национальной основы культуры и невозвратными потерями многих своеобразных культур, являющихся достоянием мировой культуры. Против этих процессов направлена специальная программа ЮНЕСКО.

Унификация культуры вызывает противостояние, обострение национального самосознания, что приводит к усилению фашистских идеологий.

3 вопрос

Излишнее увлечение наукой, развитие атеистической философии привели западный мир к духовному кризису. Его проявление – утрата смысла жизни.

Разрешение этой проблемы:

а) Возрождение религии.

- В России – возрождение язычества (экстрасенсы, вера в домовых, магию).

- Большое влияние различного рода сект.

Западные секты:

- баптисты. Опасность для России представляет активное внедрение западных ценностей, которое несет с собой распространение этой религии;

- тоталитарные секты («Свидетели Иеговы»). Гораздо более опасны, так как полностью изменяют сознание своих прихожан, что ведёт к расколу общества.

Восточные секты (кришнаиты, Аум сенрикё).

Развитие этого направления связано с поисками экзотики. Нередко тоже могут быть тоталитарными.

Секты смешанного типа (Международная церковь объединения (Мун)).

Развитие традиционных церквей.

б) Образование различных общественных объединений культурного, духовного и «игрового» характера.

в) Поиски «метарелигии», способной объединить мировые религии.

Вопрос

Современное состояние культуры России можно охарактеризовать как период глубокого культурного кризиса. Этот кризис выражается в росте преступности, отсутствии высоких идеалов даже среди молодежи. рост безразличия и, как следствие этого, - рост числа самоубийств, потеря интереса к жизни.

К симптомам кризиса можно отнести и значительный рост пьянства среди всех слоев населения России. В области искусства этот кризис проявился в подавляющем влиянии низкопробной американской видеопродукции, основанной на культе насилия и порнографии. В области науки и образования - кризисные явления связаны с падением их авторитета и роли в обществе, что проявилось, в частности, в резком падении финансирования этих областей.

Причины этого кризиса уходят как в экономические реалии сегодняшнего дня, так и имеют собственно культурные основания.

События последних лет привели к тому, что вера, на которой основывалось существование общества, была сначала подточена проблемами и неурядицами «реального социализма», а затем и полностью уничтожена периодом перестройки и постперестройки.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.