Управление карьерой как функция управления персоналом.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление карьерой как функция управления персоналом.





 

1.Понятие карьеры работника. Карьерав широком смысле — последовательность развития человека в трудовой, творческой, семейной жизни. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

С точки зрения степени овладения человеком профессиональным опытом в конкретном виде деятельности можно выделить профессиональную и должностную карьеру.

Профессиональная карьерахарактеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека, качественное состояние его профессионального опыта. Профессиональная карьера должна служить основой для должностной карьеры. Должностная карьера— это перемещение работника, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Она есть не что иное, как форма реализации профессиональных возможностей человека. В связи с этим ниже рассмотрим кратко вопросы технологии управления именно профессиональной карьерой.

Управление профессиональной карьерой— целенаправленная деятельность кадровой службы по развитию профессиональных способностей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональное использование, как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.

Техника управления карьерой включает:

• изучение и выявление потребностей организации в персонале (кого, когда, сколько);

• оценку способностей и личностных качеств персонала;

• разработку вариантов планирования использования сотрудника;

• индивидуальную беседу с сотрудником, обсуждение предложенноговарианта его планового использования;

• разработку и утверждение плана карьеры и профессионального развития руководителем организации и их реализацию;



• контроль за ходом выполнения плана карьеры.

План карьерного роста— это документ, в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. Может включать и основные положения плана профессионального развития сотрудника. В плане карьеры указываются наименования должностей, на которые может быть назначен сотрудник, ориентировочные сроки, а также необходимые для этого мероприятия по его профессиональному развитию.

План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Для реализации плана карьерного роста молодому работнику рекомендуется самостоятельно разработать план самосовершенствования и достижения личных целей.

3. Особенности карьерного процесса в системе государственной и муниципальной службы.Специфика служебной карьеры госслужащего заключается в том, что продвижение осуществляется в условиях относительно жесткой регламентации статуса и законодательно установленного порядка прохождения службы.

ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определена система и структура государственной кадровой службы.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

• государственная гражданская служба;

• военная служба ;

P правоохранительная служба Замещение претендентами каждой из должностей этих групп обусловлено рядом требований, в числе которых:

- уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

- стаж и опыт работы по специальности;

- уровень знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

В этой связи карьерный процесс зависим от способности служащего стратегически ориентироваться на шкалу потребностей службы в иерархии должностных статусов и ролей, предвидеть возможную ее активность и сопротивление, соответственно совершенствовать свой служебно-ролевой потенциал и способы своевременного введения его в действие в сопряженном контексте миссии государственной службы и собственных жизненных стратегий.

В карьере служащего, в ее профессиональном обеспечении следует видеть ее последовательность (хотя и возможную прерывность, остановку и даже «откат» назад), смену нескольких этапов:

- подготовительный (от 18 до 22 лет);

- адаптационный (от 23 до 30 лет);

- стабилизационный (от 30 до 40 лет);

- этап консолидации карьеры (от 40 до 50 лет);

- этап зрелости (от 50 до 60 лет).

Необходимо отметить, что важное место в технологии карьеры занимает самомаркетинг. О возможности сменить место работы нужно задумываться на всех этапах карьеры.

67. Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели.

Процесс принятия решения:

1. Постановка проблемы и анализ ситуации

2. Сбор и анализ данных

3. Ситуационный и факторный анализ. Факторный анализ используется для оценки внешней и внутренней среды организации

4. Выдвижение альтернативных решений и их анализ. Анализ осуществляется с точки зрения реализуемости и эффективности.

5. Выбор альтернатив

6. Контроль за реализацией решения, оценка его эффективности.

Принятие управленческих решений как процесс, состоит из трех стадий:

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Методология – научные подходы:

- струткрно-функциональный

- системный

Методы:

- в зависимости от того, кто принимает: индивидуальные решения (авторитарный руководитель) и коллективные (метод «мозгового штурма», метод «большинства», экспертные методы, метод «Дельфи» и метод 635)

- в зависимости от того как принимаются: фактографические - опираются на факты (метод экстраполяции – продолжение в будущее среднесложившихся тенденции развития событий); эвристические – опираются на интуицию (метод мозгового штурма, построение сценарий)

Метод 635: Задается некая производственная ситуация. После ознакомления с ней обучающимся предлагается разбиться на группы по шесть человек («6») и за пять минут («5») разработать и записать по три («3») предложения по возможностям диверсификации описанного предприятия. Через пять минут по часовой стрелке происходит обмен предложениями. Каждый должен ознакомиться с чужими тремя вариантами и дополнить их (или аргументировать невозможность использования). Затем снова происходит обмен предложениями и т.д. В результате через 30 минут должны быть сформированы 18 детально проработанных варианта диверсификации. Дальнейшее обсуждение позволяет выявить наиболее перспективные направления развития.

Метод номинальной группы: группа которая участвует при этом методе, не есть сложившаяся группа. Это список людей в жизни не пересекающихся друг с другом. Каждый предлагает свой вариант ответа.

Метод Дельфи - Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод дельфи использует итерративные независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определять вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, связанных с обсуждаемой проблемой. После первого тура опросов участники экспертной панели получают все ответы, данные другими участниками, без указания авторов ответов. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции.

Модели:

1. сначала думаю

2. сначала делаю

3. сначала вижу

Общие черты трех моделей Минцберга:

1. Это модели формирования идеи решения.

2. Дескриптивный подход.

3. Признание трех параллельно существующих моделей формирования идеи решения.

 

68. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о внешних условиях, влияющих на эффективность решения. Под внешними условиями здесь понимаются любые факторы, на которые не может влиять лицо, принимающее решения: долговечность работы узлов и агрегатов, стоимость ремонта и т.д. Причиной неопределенности всегда является незнание некоторой информации.

Под риском понимается возможность каких-либо неблагоприятных последствий принятого решения: потери ресурсов, недополучения прибыли, возникновения дополнительных расходов, несвоевременного выполнения работ и т.д.

Классификация рисков по источникам их возникновения:

- хозяйственно-экономические

- политико-экономические

- риски партнерства

- производственно-технологические

- риски противодействия

- природно-климатические

Основные способы снижения риска следующие:

· диверсификация - выбор комбинации из нескольких решений. В этом случае можно рассчитывать, что если какое-либо из решений окажется неэффективным, то связанные с этим потери будут компенсированы за счет других решений.;

· получение дополнительной информации.;

· лимитирование - установление предельных величин расходов на реализацию рискованных решений;

· распределение риска между несколькими сторонами-участниками;

· страхование;

· самострахование - резервирование средств на компенсацию потерь в случае неудачной реализации принятых решений.

Принятие решений в условиях риска включает следующие основные этапы: 1) качественный анализ - определение источников риска и стадий реализации решений, на которых возможен риск; 2) количественный анализ - оценка степени риска и выбор решения.

Существует несколько классов методов принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация методов принятия решений в условиях риска и неопределенности:

Экспертные - решение принимается на основе экспертных оценок.

Игровые - решение применяется на основе методов теории игр.

Статистические - решение принимается на основе анализа результатов принятия аналогичных решений в прошлом.

Аналитические - решение принимается путем расчетов на основе каких-либо математических методов.

Методы на основе деревьев решений - решение принимается на основе анализа всех возможных результатов принимаемых решений, а также вероятностей этих результатов Методы на основе зон риска - решение принимается на основе выявления возможных диапазонов потерь и их вероятностей возможность указать диапазоны допустимого, нежелательного и недопустимого риска

Имитационные методы - решение принимается по результатам моделирования процессов реализации возможных решений и внешних условий.

 

69. Эффективность управленческих решений и контроль их реализации

Эффективность управленческих решений это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации.

Эффективность управленческих решений разделяется на сле­дующие виды:

1.Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за мень­шее время. Организационная эффективность и качество управлен­ческих решений неразрывно связаны и поэтому во многих публи­кациях эти параметры рассматриваются совместно.

2.Экономическая эффективность - это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации кон­кретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.

3.Социальная эффективность - это факт достижения соци­альных целей для большего количества человек и общества за бо­лее короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.

4.Технологическая эффективность - факт достижения определен­ных результатов, запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.

5.Психологическая эффективность - факт достижения пси­хологических целей для большего числа работников или населе­ния за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

6.Правовая эффективность - оценивается степенью достижения пра­вовых целей организации и персонала за более короткое время, мень­шим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

7.Экологическая, этическая, политическая эффективность - факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим чис­лом работников или с меньшими финансовыми затратами.

Факторы, влияющие на эффективность:

• компетентность и опыт работы ЛПР;

• степень информированности ЛПР;

• уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

• удельный вес контролируемых решений;

• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации;

• мотивация исполнителей;

Контроль— это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых УР и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.

Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.

Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:

1. Создание или пополнение базы данных.

2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.

3. Выявление инновационных технологий, прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность.

 

70. Этапы принятия управленческих решений: содержание и сущность.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.