Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры. (Крито-микенский период)





 

 

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Др.Гр. являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (ос. Крит), материковой Греции (г.Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (г.Троя). Расцвет этой др.культуры приходится на 2 тыс.до н.э. Крит-микен. мир был на протяжении нескольких столетий образцом культуры. Там были созданы прекрасные памятники архитектуры, украшенные настен. живописью, рельефами, разбитыми в них великолеп. садами, изящн. вазы. Этот мир знал письменность: линейное письмо (ещё не расшифровано). Своеобразие К-М искусства в особом понимании жизни природы и места в ней человека. Огромное внимание уделял внутреннему миру человека.

Одним из древ. центров эгейской культуры была Троя, воспетая в эпосе Гомера. В 3-2 тыс. до н.э. значит. культ. центром стал о.Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в нач. 2 тыс. до н.э. на развалинах общинно-родового строя сложилось 1-ое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались города: Кносс, Фест и др. Могущественная держава (расцвет торговли и мореходства).

 

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. (отсюда и название). Своей величественной арх-рой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличит. чертой критской арх-ры явл. отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей.

Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского иск-ва характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей—хрупкие, с тонкой талией, муж. фигуры окрашен. коричневым, жен. - белым цвет. В росписях господствовали яркие, мажорные краски.

Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние.

 

Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким худ. вкусом отличаются керам. вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов. (чеканка на зол. кубках).

Выдающ. памятником эгейской кул-ры (период расцвета 17-14 вв. до н.э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе – древнейших крепостях Европы. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Самобытность ее культуры проявилась в монументальной архитектуре. Царские дворцы Тиринфа и Микен, поселения располагались на холмах (в последствии получили название «акрополь»). Все было подчинено обороне от врагов. Все подчинено порядку, отличалось симметричностью, залы и комнаты четко распланированы. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот («Львиные ворота» - символ могущества микенских царей). Сложенные из плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот – треугольная известняковая плита, украшенная единственным в Эгейском искусстве монументальном рельефе: 2 львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху.

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику. Батальные сцены, сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Торжество физической силы, но формы застывшие, орнамент сухой. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметричность и схематичность форм.

В период Троянской войны (нач. 13 в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественны)

 

Искусство высокой классики Греции и его главные достижения (5-4 вв. до н. э.)

 

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой куль­туры и всех видов искусства. Совершенное, ис­полненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства.

В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвер­галась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объеди-нившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Ре­шающие победы над персами - морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) - укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали даль­нейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало ут­верждению основных принципов гуманистиче­ского мировоззрения и культуры.

 

Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.)

Вторая половина 5 в. до н. э.— время рас­цвета всех видов искусства и наиболее гармо­ничного воплощения эстетических идеалов классики.

Ведущее место среди полисов Греции продол­жают занимать Афины, которые в период прав­ления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

 

Архитектура. При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена пер­сидского нашествия, Акрополь был отстроен за­ново: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон (строился позже).

Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровитель­ницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акро­поль, в двух их пристройках-крыльях находи­лись библиотека и картинная галерея (пина­котека). Склон Акрополя был использован для возве­дения театра Диониса. Греческие архитекторы умели прекрасно вы­бирать места для своих построек. Планировка и постройка Акрополя были вы­полнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.).

Акрополь воплощал представление о могуще­стве и величии Афинской державы. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно-тор­жественным величием, ясным чувством меры и гармонии. Смысл планировки можно понять лишь представив процессию: доро­га вела вверх, к торжественным воротам — Про­пилеям. Обращенную к городу мощную дориче­скую колоннаду Пропилеи обрамляют два нерав­ных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос. Этот небольшой по раз­мерам, гармоничный и ясный по форме храм с иониче­скими колоннами (черты изящества).

Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой выси­лась бронзовая статуя Афины Промахос («Вои­тельницы», ок. 9 м высотой), созданная Фиди­ем.

От Пропилеи главный храм Акрополя Парфе­нон виден с угла. Это дает возможность одновременно охватить взгядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону пло­щади изящным и сравнительно небольшим хра­мом Эрехтейоном (асиммет­ричное здание, по­священное Афине и Посейдону), оттенявшим свободной асим­метрией возвышенную строгость Парфенона.

Строителями Парфенона (447-438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру вы­полняли Фидий и его помощники. Парфенон - совершеннейшее создание греческой классиче­ской архитектуры и одно из высочайших дости­жений в истории зодчества вообще.

Тип греческого храма в сво­их основных формах — это дорический перип­тер с 8 колоннами на коротких и 17 на длинных сторонах. Но он органиче­ски включает и элементы ионического ордера.

Планировка Эрехтейона учитывает не­ровность почвы. Храм состоит из двух находя­щихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

 

Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12-метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини По­беды. Прекрасный облик богини покорял спо­койной уверенностью, строгой мудростью. Вели­чавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости.

На восточном фронтоне Парфенона размеща­лась композиция, посвя-щенная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афи­ны с Посейдоном за обладание аттической зем­лей. Фидий отказался от пост-рое­ния симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали ма­стера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мой­ры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы - совершеннейшие творения высокой классики.

Все 92 метопы храма были укра­шены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кен­тавров.

 

Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил осо­бенный интерес к изображению спокойно стоя­щего человека. Самая прославленная статуя Поликлета - «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеа­ла доблестного гражданина-воина.

Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изоб­ражение человека - пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7).

К концу 5 в. до н.э.в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: чер­ты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные релье­фы балюстрады храма Ники Аптерос на Акро­поле - рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).

 

Вазопись и живопись. В эпоху высокой клас­сики вазопись, как и ранее, развивалась в еди­ном направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше герои­ческих изображений на мифологические темы.

О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазопи­си, но и по литературным источникам, по опи­саниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались так­же клеевыми и восковыми (энкаустика) краска­ми. Имена выдающихся живописцев: Полигнот. По характеру ис­полнения живописные композиции были схожи с росписями на вазах. Худож­ник пользовался в основном 4 краска­ми: белой, желтой, красной и черной.

(дополнение в 11 вопросу)

 

Ранняя классика (500-490-е гг. до н. э.)

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусст­ва - ранняя классика, продолжавшийся пер­вую половину века. Искусство этого времени пронизано напряжен-ными поисками обобщен­ных типических образов, приемов прав-дивого изображения человека, и в первую очередь пе­редачи разно-образных движений. Оно обраща­ется к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций,

проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

 

Архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные чер­ты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм - храм Геры в Пестуме. Более праздничным, благодаря скульптурному убран­ству - храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. до н. э.).

 

Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на пло­щадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронто-не изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре - фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстра­стная, она как бы незримо присутствует среди сражающих-ся. В фигурах воинов нет архаиче­ской фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертывают­ся строго по плоскости фронтона. Каждая от­дельная фигура достаточно жизненна, но на ли­цах сражающихся и раненых воинов архаичес-кая улыбка - признак условности, несовме­стимый с изображением напряженности и дра­матизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла).

Новое понимание задач ис­кусства сказывалось и в новом понима-нии обра­за человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого пре­красного человека раскрывается в образе «Дель­фийского возничего». Эта одна из немногих дошед-ших до нас подлинных бронзовых древне­греческих статуй была частью мону-ментальной скульптурной группы, изображающей победите­ля на состязаниях и возницу, исполненного су­рового спокойствия. Героический идеал ранней клас­сики в его динамичес-ком варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посей­дон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вы­нимающем занозу», где ребенок изобра-жен в живом, естественном движении. Орнаментально трактован-ные волосы - пе­режиток архаики. Мифологическаякая тема продол-жает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример - рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской-так называемый «Трон Людовизи».

Образ гражданина - атлета и воина - стано­вится центральным в искусстве классики. Про­порции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека ос­вобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобра­зие человека, склад его характера не привлека­ли внимания мастеров ранней греческой клас­сики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

 

Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности.

Особенности искусства Мирона наглядно про­явились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был испол­нен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находяще­гося в стремительном движении. Несмотря на напря­жение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости.

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта грече­ского классического мировосприятия. Ут­верждение красоты разумной воли, сдерживаю­щей силу страсти, нашло выражение в скульп­турной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверж­дает идею превосходства разума, над стихийны­ми силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжет­ной композиции, показывающей взаимоотноше­ния характеров, связанных общим действием.

Вазопись и живопись. Широкое распростране­ние в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Мастера того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. В вазописи наблюдается стремление к пре­одолению плоскостности и условности. Черно-фигурную вазописи вытесняет краснофигурная. Черные линии рисунка на свет­лом фоне глины точно выявляли детали. Это да­вало возможность более правдиво и наглядно изображать строение человеческого тела, раз­личные движения, естественно и свободно моде­лировать объемы. Сюжеты: разнообразные сцены из мифологии или сюжеты из современной, повседнев­ной жизни.

 

Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400-323 гг. до н.э.)

Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуаль-ный, возвышенно-лирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.

 

Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады ). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях - фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, поч­ти отказавшись от излюбленного мастерами вы­сокой классики материала — бронзы.

В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая раз­личные состояния и чувства человека, его внут­ренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир » - он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская»- обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплоще­но преклонение перед совершенством красоты человека.

Ломка старого и зарождение нового в искус­стве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищуще­го новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеа­лизирующего направления был Леохар, при­дворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональ­ным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Лисипп. Крупнейшим скульптором реалисти­ческого направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Ре­шал задач индивидуализации образа челове­ка, раскрытия его переживаний; он вносил бо­лее ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», ко­торого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.

 

Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазопи-си изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаменталь-ность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись.

 

Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художествен­ные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр.

Искусство поздней греческой классики завер­шило большой плодотвор-ный путь развития древнегреческого искусства.

 

Архитектура. Развитие архитектуры протека­ло неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной дея­тельности (экономический и со­циальный кризис).

Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство теат­ров, которые обычно устраивались под открытым небом (театр в Эпидавре) с удивительной по совершенст­ву акустикой.

Появились сооружения, посвященные возве­личению отдельной личности или монарха-самодержца. Галикарнасский мав­золей — грандиозная монументальная усы­пальница правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.