Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения.





Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создава-ли все народы, входящие в великую державу. В худ-ном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. гос-ва влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характе-рно для цивилизованного об­щества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом кото-рых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпенди-кулярные улицы, на перекрестье которых возводили центр го­рода. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако остав-ленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

 

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 — конец 1 в. до н. э.)

К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельчес-кой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покорен-ных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного нера­венства, увеличению масштабов крупного земле­владения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противо­речий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политиче­ские права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание ра­бов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака—1 в. до н. э.) свидетельствовали о кризисе Рим. республики, оказав­шейся неспособной управлять обширной много­племенной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой форма-ции, но уже в условиях жестокой диктату­ры империи.

 

Архитектура. В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада в усло­виях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументаль­ных инженерных сооружений. Грандиозные соору­жения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах выло­женные из камня.

Рим. дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части стра­ны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4-3 вв. до н. э.). Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, акведук Марция), заняли видное место в ар­хитектуре города, в облике его живописных окрестностей. К древнейшим сводча­тым конструкциям относится сточный канал в Риме, сохранившийся до наших дней.

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утончен-ность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства.Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл

конструктивную роль, в Риме он исполь­зовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадле-жало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе на­грузку многоэтажных сооружения со сводчаты­ми и куполь-ными перекрытиями. В арка­дах сохранялась их конструктивная роль. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унасле-дованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр.

В эпоху республики, особенно в 5-2 вв. до н. э., храм - основной тип общественного зда­ния. Строились круг­лые и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колон-надой. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Окружен коринфскими колоннами. Парадный вход с расположен-ными перед ним ступеньками, дверью и окнами.

Прямоугольные римские храмы также отлитчались от греческих - храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н. э.). Храм типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осе­вой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуко­лоннами, сливающимися со стеной. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка.

Своеобразие рим. архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома бо­гатых землевладельцев, торговцев, ремесленни­ков. Римские особня­ки - это большей частью одноэтажные дома. Осевая композиция. Дом состоял из официальных парадных и хозяйст­венных помещений, окружающих атриум, и открытого перистильного двора, характер­ного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой.

 

Декоративные росписи. С перенесением ак­цента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе гре­ческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стен-ных росписей. Использовалась античная фреска. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов. По характеру помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно названные стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штука­турки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республикан-ской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. 1 в. до н. э. при­менялся второй, помпейский, стиль - архитек­турно-перспективный. Мастера превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. Между колонна­ми часто размещалась большая многофигурная компози-ция, - сюжеты на мифологические темы из произведе­ний знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи). Стены покры­вались изображениями улиц, площадей, домов, храмов, са­дов, сельских равнин и гор(«Дом Ливии» на Палатине). Создавалась воздуш­ная перспектива тем самым как бы расширялось внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентализирующий, характерен для эпохи империи (с конца 1 в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знамени-того древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелир-но выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты. Четвертый, декоратив­ный, стиль распространяется с сер. 1 в. н. э. Пышностью и декоративностью пространствен­но-архитектурного решения он продолжает тра­дицию второго стиля. Вместе с тем богатство ор­наментальных мотивов напоминает росписи тре­тьего стиля. Создается впечатление театральных декораций, воспроизво-дящих замысловатые фасады дворцов, сады, виднеющиеся через их окна, или картинные га­лереи — копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной манере.

 

Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

В республиканский период про­изведения круглой скульптуры еще часто ис­полнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой ми­фологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погре­бальных масках своих современников стреми­лись к максимальной конкретности в воспроиз­ведении индивидуальных черт лица. Бронзовая «Капитолий­ская волчица» - символ Рима (5 в. до н. э.), отличается той же ост ротой реализма, экспрессивностью и превосход­ной техникой литья.

Лучшим и художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он про­слеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме воз­никло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм.

Зарождение рим. портрета, как и у эт­русков, было связано с древ-ним заупокойным культом предков.Делали восковые маски, снятые с лиц умерших чле­нов рода, их выставляли на семейных торжест-вах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процес-сии. Рим­. мастера работали в местном камне, мра­море и бронзе.

Портретам республиканской эпохи, при доку­ментальной точности воспроизведения индиви­дуальных черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. К числу немногих памятником раннеримской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец 3- нач. 2 в. до н. э.).

Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуя «Оратор», воз­двигнутая в честь Авла Метелла (начало 1 в. до н. э), очевидно, изображает римского или эт­русского магистра в момент обращения с речью к согражданам. Рим. портрет - поражающий беспощадной правдиво­стью, интересом к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц.

Скульпторы эпохи республики создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные и в рост портреты род­ственников. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замк­нутость. Взгляд обычно остает­ся безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).В рим­ском скульптурном портрете 3-1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западно­европейского портретного искусства.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.