Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура — как ценность в Древней Руси





Культура Древней Руси. Культура русских княжеств, позже единого Русского государства с момента первого зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

 

 

Большое влияние на Древнерусскую культуру оказало Батыево нашествие (монгольский полководец). Это Самый первый древнерусский памятник, он был посвящен монгольскому нашествию называлось так, «Слово о гибели Земли Русской». Данный памятник полностью дошел до наших дней. Так же этому нашествию посвящено еще один памятник: «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Зодчество. До конца X века на Руси не было каменного зодчества, но были традиции деревянного строительства. Значительные навыки деревянного строительства дали колоссальное развитие каменной архитектуры. После того как Русь приняла христианство начало возведение каменных храмов, принципы строительства были взяты из Византии. Все ранние православные церкви были построены из дерева. Самые большие церкви на Руси, были построены после принятия христианства в 988 году, именно они считались первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях.

Самой первой каменной церковью на Руси считалась Десятинная церковь в городе Киеве в 989 году. Эта церковь строилась в качестве кафедрального собора. В XII века церковь перенесла ремонт.

Софийский собор в городе Киеве, был построен в XI веке, он являлся значительным архитектурным произведением того времени. Собор был построен константинопольскими строителями и в его строительстве, безусловно, участвовали и киевские мастера. В XVII-XVIII веке Собор был внешне перестроен в стиле украинского барокко (слияние барокко и ренессанса). В данный момент собор занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. [9]

Живопись. После крещения Руси из Византии пришли новые виды живописи это: фреска, мозаика и станковая живопись или же иконопись. Самые ранние произведения, которые сохранились до наших дней, были созданы в Киеве. Все картины пронизаны идеей величия, незыблемости православной церкви, торжества и земной власти. Уникальный памятник светской живописи Руси являются росписи на стенах двух башен Киевской Софии. На башнях изображены сцены церковных состязаний, княжеской охоты, скоморохи, музыканты, фантастические звери и птицы и акробаты, что намного отличает от обычных церковных росписей. Среди этих фресок изображены портреты семьи Ярослава Мудрого. Во владимиро-Суздальской области сохранились только лишь фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов, кроме фресок сохранились и некоторые иконы. К Владимиро-Суздальской школе относятся иконы XII-XIII веков. Самая ранняя икона «Боголюбская Богоматерь», середина XII века.

Фольклор. Различные письменные источники говорят о том, что был богат и разнообразен фольклор на Руси. Важное место в нем занимали обряды, заклинания, заговоры и песни, они являлись неотъемлемой частью аграрного культа. Фольклор включал в себя также похоронные плачи, предсвадебные песни, песни на тризнах и на пирах. Существовали такие формы фольклора, которые не были связаны с язычеством. К ним относились загадки, пословицы, сказки, поговорки, скороговорки и трудовые песни. В IX веке возник новый эпический жанр. Назывался он героический былинный эпос. В них рассказывалась о богатырях которые защищали Русь от иноземных врагов и от чудовищ. Эти былины делились на Новгородские и Киевские циклы. Героями этих былин были богатыри такие как: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Садко, Волх Всеславич и другие. Конец былины был таков: Слава Руси, похвала Богатырю, и безусловно Слава князю Владимиру. Летописец Нестор был, первым кто записывал былины.

Декоративно-прикладные ремесла. [10]Русь прославилась собственными мастерами в декоративно-прикладном искусстве, которые в совершенстве обладали всевозможными техниками: эмалью, сканью, чернью, зернью, чем свидетельствуют ювелирные изделия. Все чужеземцы были в восторге от того какие творческие люди живут на Руси. Все ювелирные изделия на Руси украшались перегородчатой эмалью. Мастера превосходно знали палитру цветов, поэтому они четко подбирали оттенки и использовали яркие и насыщенные цвета. В рисунках четко проявлялись различные мифологические и языческие образы и сюжеты. Эти же рисунки часто использовались и в прикладном искусстве. Их часто можно увидеть на резной деревянной мебели, расшитых золотом тканях, домашней утвари, и в резных костяных изделиях, хорошо известных в Западной Европе, они носили названия «резьба русов», «резьба тавров».

Вывод по второй главе: Культура Руси достигла очень больших высот. Это соединения двух начал славяно-языческого и византийского. Патриотичность, гуманность, строгость, сдержанность это черты русской культуры. Даже в те времена люди знали различные ремесла. Уже сказывали различные повести и былины. С монгольским нашествием Русь потеряла много различных памятников искусства но, тем не менее, осталось достаточное количество памятников, по которым можно сказать, что народ, который жил на Руси был творческим и образованным. Весь народ сберег свою культуру и пронес ее сквозь века, с любовью и заботой и с уважением, повторяя слова: «О светлая и украсно украшена земля Русская!».[11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с древних времен славянские народы искали путь к всеобщему объединению. В несколько раз их культурный уровень поднимался до создания одного государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города,ремесло активно развивалось,купцы с русским товаром ходили в соседские страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами которые находили на территории Руси,торговля шла в гору. Новый шаг в своём развитии Русь делает в конце X и в начале XI веков. Появляется общая религия, появляется письменность, выходят в свет первые школы, вводиться единое для всех право. Уже в то время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собо1й даже могущественную Византию, Русь становится одной из ведущих стан прошлого мира

На Руси были известны две азбуки, но использовалась только кириллицей, именно ей написаны все памятники древнерусского языка. Буквы кириллицы обозначали не только звуки, но и числа. И только при Петре I для того чтобы обозначить числа были введены арабские цифры.

Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падения процесс всей истории, события которой разворачивались не так, как на Западе.[12]

Историю образования на Руси принято, и это во многом правильно, отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления его сложились на Руси намного раньше, в предшествующие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепление городов, формирование первых начал государства, появление специальных военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным отношениям в семье. Все эти перемены привели к тому что усложнение процесса воспитания и появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной системы воспитания, значительно сократилась доля общественного воспитания. Главные воспитательные функции взяла на себя семья.[13]

Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их миссионерская деятельность, и деятельность их последователей способствовала широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры. Видимо еще до официального принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснив другие прочее алфавиты, в том числе и первоначальные славянские письмена. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще до принятия ею христианства.

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого, для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами,которые брали из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла — создателя первой славянской азбуки.[14]

Рассмотрев историю развития российского образования можно выделить следующие этапы. До христианства появление первых форм образования, с принятием христианства становление в определенный мере целостной системы древнерусского образования после монгольского нашествия. Если даже рассмотреть развитие образования с точки зрения типов школ то, очевидно, что ее история сформировалась 2-а типа школы это церковная и национальная.

Церковная школа и церковное образование как тип существовало в России до конца XVII века. Это была церковная школа, и по организации в XI- XII веке существовали еще и государственные школы, а церкви Древней Руси, их можно по праву определить как церковные школы.

 

Почти все прецеденты и действия нашей ситуации с открытием свежих источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического познания в настоящее время оцениваются по-другому. Это все свидетельства того, собственно ситуацию переписывают не совсем только из политической конъюнктуры, да и в ответ на расширение палитры наших познаний о прошлом.[15]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с

2. Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с

3. Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с

4. Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России: учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с

5. История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897. – 128 с

6. История России с древнейших времен. / под ред. А.Н.Сахарова, А.П. Новосельцева. – М.; 1994. – 1526 с

7. Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с

8. Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с

9. Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. - №9. – 1979.- 267 с

 

11. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб, 1848. 34 с

12. Полное собрание русских летописей. М.;1848.-334 с

13. Полонский В. Русский революционный плакат// М.; 1925. – 155 с

14. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с

15. Седова М.В. Восточные славяне в VI- XIII вв. М.; Просвещение. – 1982. - 58 с

16. Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с

17. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с

18. Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.; Логос, 2007. – 320 с

19. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972. - 362 с

20. Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с

21. Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с

22. Фридрих И. История письма, пер. с нем. И.М. Дьяконова. М.; Наука, 1979.-с. 169.

23. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972.-с.362


[1] Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с

[2] Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с

[3] Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с

[4] Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России: учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с

[5] История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897. – 128 с

[6] Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. М.; 1979. – 667 с

[7] Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с

[8] Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с

[9] Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с

[10] Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с

[11] Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с

[12] Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.; Логос, 2007. – 320 с

[13] Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972.-с.362

[14] Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с

[15] Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.