Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция представлений о культуре. Научное понятие культуры.





В Др. Греции понятие культура ассоциировалось с образованностью, многосторонним развитием человека, подготовленностью гражданина к различным формам общественной жизни. В латинских источниках впервые слово культура встречается в трактате о земледелии Марка Катона Старшего (рим. Мыслитель III-II вв. до н.э.) – обработка земли, уход за полем и душевное отношение к земле. Катон дает следующий совет для обработки поля: нужно не лениться и обойти поле несколько раз, чем чаще его осматривать, тем больше будет нравится. Если не будет нравится, не будет культуры.

В Др. Риме культура – возделывание, выращивание растений и животных, предание земле гармоничных очертаний. Постепенно термин входит в общественную сферу.

Марк Цицерон видит синонимом культуры гуманность. Эти идеи он обосновывает в Тускуланских рукописях (Культура – это возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения). Цицерон – автор понятия culture anima (культура души). Культура есть философия, как считал Цицерон. Культурный римлянин – это человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.

Широкое распространение понятия культуры связано с почитание Бога Христа. Именно через культ человек получает возможность раскрывать себя в любви к Богу. Культура вырастает из культа. Культура – явление человеческой раздвоенности, борьба духа и плоти, средство духовного освобождения.

Эпоха Возрождения возвращает интерес земного. Идеал культуры – творчество, создание творческих ценностей. В центре внимания – человек-творец. Возвращается Римская идея гуманности.

Ренессанс выдвигает идею гуманного человека варвару. Традиционное университетское образование строится на гуманитарных науках (поэтика, риторика, философия).

Новое время (XVII-н.XX вв.(1914)) – актуальны разные концепции культуры. Культура – качество ума, преодоление ложных авторитетов и поступков, освобождение разума от влияния страстей; система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создание условий для совместной деятельности людей; совокупность человеческих умений, созданная человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности.

Немецкий политический мыслитель С. Пуфендорф рассматривал культуру – улучшение природы, которое приводит к улучшению жизни. Культура – это то, что отличает человека цивилизованного от дикаря; это не только процесс улучшения, а и его результаты, которые определяют уровень благоустроенности и развития.

Для немецкого классического философа Канта культура – способность человека подняться над своим чувственным существованием.

Гегель: культура – преображение мирового духовного начала.

Идеал образованного человека ½ XIX века опирается на определение немецкого просветителя Гердера, который видел цель человеческой жизни – воспитание гуманности. Он сравнил культуры Европы с культурой аборигенов. Он высоко оценивал роль языка в развитии культуры, в понятие культуры включал науку, искусство, ремесло, семейные отношения, государство, религию.



Для немецкого мыслителя Гумбальда культура – одновременно результат и процесс производства, объективная совокупность человеческих явлений.

ХХ век наследует из Просвещения культ человеческого разума, стремление увидеть в нем сущность культуры. Но ПМВ.

Для Фрейда культура – сублимация липида (выход из влечения) первичного биологического существа, которое требует репрессии.

Немецкий философ Фридрих Нидше писал о соотношении культуры и жизни. Жизнь – неуправляемый процесс, хаотичный. Культура – форма выражения жизненных сил человека.

Корни любой культуры в Античности, которые характеризуются двумя началами: Аполлоническое (гармония) и Дионисийское (Страсть, праздничность, стихийность).

В 1871 году антрополог Эдуард Вернет Тайлор даёт первое научное определение слову “культура”. По его мнению – это комплекс, который включает в себя – знания, веру, искусство, мораль, обычаи и др. Способности и привычки, приобретённые человеком, как членом общества.

Функции культуры.

1) Регулятивная (нормативная – система норм, требований к поведению людей, рассматривают все сферы жизни человека, межличностных, межгрупповых, межнациональных отношений. Осуществляется с помощию норм морали, традиций и обычаев, норм права).

2) Познавательная (гносеологическая – наиболее полно эта функция проявляется в науке).

3) Коммуникативная (разные средства: вербальные и электронные).

4) Адаптивная (приспособления к окружающей среде – необходимый механизм выживания. Живые организмы выживают с помощью эволюции, естественного отбора, наследственности. Человек создает технологии, а не приспосабливается к изменениям. Существуют специфические (использование огня, запасы пищи) и неспецифические (мировоззрение) средства защиты от внешнего мира.

5) Ценностная (аксиологическая – ценности группы связаны с качествами человека).

6) Знаковая (присвоение имен).

7) Интегративная (объединение людей, государств на основе общих ценностей, традиций).

8) Информационная (накопление информации о прошлом, и каждое поколение не начинает жизнь с нуля).

9) Социализации (процесс усвоения человеческих норм, знаний, ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправных членов общества).

Культура и цивилизация.

Цивилизация более раннее понятие. Развивается понятие в эпоху Просвещения.

Мирабо (1756). Цивилизация – это смягчение нравов, учтивость, вежливость, знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и для того, чтоб эти правила играли роль законов общежития. Цивилизация дает формы добродетели.

Энциклопедисты (философы): цивилизация ассоциируется с прогрессом, с развитием общества на основе разума и справедливости. В XVII веке цивилизованным считается тот, кто владеет хорошими манерами.

По выражению Гольбаха цивилизованное общество достигается многими усилиями человеческого ума и многократного общественного опыта.

Александр Гумбольд не разводит понятия культура и цивилизация. Он показал, как развивается прогресс от человеческой цивилизации со смягченными нравами к художнику и ученому. Нравы некоторых дикарей заслуживают внимания, но они лишены цивилизации.

Тайлор считал, что цивилизация = культуре.

Понятие Цивилизации употребляется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытности. Цивилизация – продвинутое состояние интеллектуального процесса в человеческом обществе, проявляется в процессе искусства, науки. Признаки цивилизации – письменность, возникновение государственных и социальных институтов.

Ранние цивилизации образуются в долинах рек. Л. Мечников причина зарождения цивилизации – реки, определяют климат, почву.

Дикость Варварство Цивилизация.

(по Моргану, Энгельсу).

Сущность цивилизации более благополучно, долговременно. Нецивилизованные народы могут быть насильственно уничтожены при столкновении цивилизации. Морган: цивилизация – результат естественного первобытного общества. В основе лежат следующие факторы: изобретения и открытия, развитие идей управления, эволюция семьи и брака, изменение форм собственности.

Френанд Бродель: Культура – цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимизма, не обеспечивает своего роста.

Альфред Вебер: противопоставление культуры и цивилизации. Всю историю разделили на 3 процесса:

1) Формирование социальных структур

2) Цивилизационный (развитие техники и естествознания, ведущие к унификации цивилизации).

3) Культурный (Творчество, религия, искусство, философия).

Все процессы взаимосвязаны, но протекаю по-разному.

Вебер считал, что цивилизация отрицает влияние на культуру. Культура – оригинальное духовное явление, цивилизация – анонимна, безлична. С помощью разума она увеличивает овладение природой. Цивилизация – наука и техника, а культура – воплощение и осуществление человеческого духа.

Остен Шпенглер выразил идею, что цивилизация – это смерть культуры.

С наступлением цивилизации интересы людей переключается на ценности комфорта, удобства, благоустроенности, пользы, развиваются тонкие нити связи человека с культурой. Человек уже не ощущает богатой палитры искусства.

Николай Александрович Бердяев: культура –религиозна, а цивилизация – безрелигиозна. Значит цивилизация – смерть духа культуры. Культура происходит от культа, связана с культом предков и не возможна без священного предания.

Цивилизация – это воля к мировому могуществу, устройству поверхности Земли. Культура национальна, цивилизация – интернациональна. Культура духовна, цивилизация имеет машинную основу.

На фоне технических преобразований погибает образ человека. Культура устремлена в будущее, высоко ценит настоящее и преклоняется перед прошлым; следовательно, она вечна. Цивилизация растворяется в современности, у нее нет предков, она стремится в будущее.

Х. Ортего-и-Гассет (испанский культуролог 2/2 ХХ века) отвергает идеи Шпенгера, и в своей книге «Восстание масс» рассматривает приемственность в развитии культуры и цивилизации. Кризис начала ХХ века не означал завершение европейской культурной традиции, но говорил о необходимости ее обновления и возрождения.

Рубеж XX-XXI вв. – техногенный мир. Технологии развиваются очень быстро, поэтому современный мир глобализируется (становится унифицированным, т.к. цивилизации одинаковы). В данных условиях особо ценима культурная оригинальность, уникальность, стремление к возвышенному идеалу. Общим для современных концепции является недостаток абсолютизации экономического начала, технологичного фактора, культура здесь выпадает.

Ростоу: несколько стадий развития цивилизации:

1) Традиционное общество

2) Переходное общество

3) Стадия сдвига

4) Постиндустриальное общество.

Культура и природа.

Временные рамки Отношение к природе
Первобытность Греки – полное согласие с природой, гармония. Природа рассматривается как прообраз человеческой жизни. Слитность человека и природы.
Античность Воспевание природы. Природа – великий, необъектный и безграничный Космос. Нерасчлененность человека и природы. Греки не мыслили своей жизни без природы, задумались над исключительным методом и предназначением их в природе. *Платон, Цицерон. Благодаря человеку природа не дичает и не утрачивает своего благотворного влияния на культуру. Идея антропоморфизма – одухотворение природы и наделение ее человеческими качествами.
Средневековье Единение человека и природы. Главенствующая роль – обожествление природы. Природа – воплощение божественной мудрости. Философ Фома Аквинский: Бог – первопричина и первоисточник всего существующего в мире, выделял 4 уровня бытийственности: 1) Низший, вкл. Неорганическую природу 2) Растения 3)Животные 4) Дух или ум, разумная душа, т.е. человек Франциск Ассизский: против идеи господство человека над природой как в Библии. Равенство всех тварей перед Богом.
Возрождение Богом объявлялась сама природа, а человеку отводилась роль венца ее творения. Человек чтил природу, берег и восхищался ее красотой. Многими художниками Возрождения природа рассматривалась лишь как фон для прекрасного человека.
Просвещение Стремление проникнуть в тайны, познать законы, с тем, чтобы соотнести законы человеческой жизни. Человек овладевал новыми знаниями, умениями, навыками, расширял сферы своего влияния на природу. Ж.Ж. Руссо: культура и цивилизация угрожает естественности мира. Природа – мастерская, разрушение природных ланшафтов, уничтожал флору и фауну.
Новое время А. Швейцер: защита природы. Считали, что необходимо взаимодействие природы и человека. Природа и культура находятся в состоянии агонии, катастрофы. В.С. Соловьев: отчуждение человека от природы, считал, что отношение человека к природе должно строится на нравственной основе, на восприятии мира как органичного и разумного целого. Сохранение и приумножение природных богатств при непременном учете эстетических св-в среды.
Современность Природа вступает как «полезная вещь», поставляет ресурсы, а человек ее потребляет. Природа – поставщик, человек – заказчик.

Прогноз Швейцера неутешителен: и природа, и культура находятся в состоянии агонии, катастрофа неизбежна. Однако он не терял надежды в животворные силы человеческой духовности. Необходимо сбалансированное развитие общества и его взаимодействие с природой и культурой.

Если воля к жизни у человека начинает думать о себе самом и о мире – в этом положении человек оказывается в состоянии испытать жизнь мира и посвятить свою волю к жизни «служению бесконечной воле к жизни». Человек, являющийся духовным стержнем всего мирового культурного и цивилизационного процесса, должен осознать необходимость преодоления сложившегося экологического кризиса путем естественного объединения государства в едином мировом сообществе.

Патриотизм – это любовь к родине, готовность защитить родину, готовность соблюдать нравственные ценности, сохранение культурных богатств.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА:

1) защита исторических памятников

2) каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать. Новые здания не должны заслонять собой исторические памятники. Невозможна также никакая стилизация. Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

3) Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа – вот чем необходимо обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел.

4) Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

5) Бытовые навыки народа.

6) Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

7) Закон апопсии (закон обозрения).

Главный закон русского градостроительства – гармония природы и культуры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.