Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Просветительское понимание культуры. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.





Просветительское понимание культуры: культура – мир разума

Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному; выделяется 2 аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей.

Аксиологический подход: культура – мир ценностей

Культура как совокупность лучших творений человеческого духа. Но! – в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

Антропологический подход: культура – мир человека

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).

Недостаток подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняет сущности

 

Информационно-семиотическая концепция культуры.

Культура как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности

2) мир смыслов

3) мир знаков

4) информационный процесс

1. Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мыли, способы действий).

Человеческая деятельность отличается от действий животных:

свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;

созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.

2. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления; нельзя понять предмет отдельно от культуры.

Виды смыслов:

· Знания – информация о свойствах объекта

· Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту

· Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь

3. Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки объединяются в знаковые системы (естественные, функциональные, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи).

Явления культуры – знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

4. Культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.

Культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

 

Функции культуры.

1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта

2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Культурная среда – «защитный слой» – зависит от природных условий. Но! – человек – раб цивилизации, чем меньше зависимость человека от природы, тем больше зависимость от культуры.

3. Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения.

4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

5. Социализации – культура обеспечивает процесс усвоения индивидом общественного опыта и определяет результат этого процесса

· что передавать?

· как передавать?

· с помощью чего? – институты социалиализации

 

 

Типология знаковых систем. Естественные и функциональные знаки. Конвенциональные знаки.

1. Естественные знаки – вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления – знак-признак).

2. Функциональные знаки. Предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

3. Конвенциональные знаки – для них знаковая функция является главной

· Сигналы – знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора)

· Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид (показания приборов, школьные оценки)

· Образы – знаки, имеющие сходство с тем, что они обозначают (таблички на вокзалах)

· Символы – знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом (гербы, ордена)

4. Вербальные знаковые системы – естественные языки

Преимущества языка перед др. знаковыми системами:

· экономичность и удобство

· надежность сохранения и передачи информации

· специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)

· способность естественных языков к неограниченному развитию

5. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

Возникновение письменности:

· предметное письмо

· пиктография

· иероглифическое письмо

· алфавитное письмо

Значение письменности:

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний

 

Вербальные знаковые системы. Язык как средство мышления. Язык как средство общения.

Вербальные знаковые системы – естественные языки

Преимущества языка перед др. знаковыми системами:

· экономичность и удобство

· надежность сохранения и передачи информации

· специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)

· способность естественных языков к неограниченному развитию

Функции языка: когнитивные – язык как средство мышления

коммуникативные – язык как средство общения

Язык как средство мышления.

Функции:

· номинативная – называние предмета мышления

· конструктивная – слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения

· аккумулятивная – результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке

Гипотеза Сепира – Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному? Но! – содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления; язык влияет на наше мышление и представления о мире.

Вербальный иллюзионизм – способность языка создавать иллюзии, влияющие на мышление и поведение людей (национальные стереотипы, идеологические штампы, рекламные слоганы и т.п.).

Язык как средство общения.

Функции:

· референтная – передача информации о предмете сообщения

· экспрессивная – средство самовыражения коммуникатора

· импрессивная – средство воздействия на адресата

· поэтическая (эстетическая) – эмоциональное воздействие ан адресата поэтического текста

Культура речи определяется:

· соответствием литературным нормам;

· индивидуальным стилем.

Отклонения:

· просторечие – неправильное построение слов и фраз

· жаргоны – особенности языка отдельных социальных групп

· диалекты, говоры и наречия – особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе

Социокультурная дифференциация языков:

· языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский)

· национальные языки

· племенные разговорные языки, не имеющие письменности

· «одноаульные» бесписьменные языки с узкой сферой обращения

 

Знаковые системы записи.

Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

Возникновение письменности:

· предметное письмо

· пиктография

· иероглифическое письмо

· алфавитное письмо

Значение письменности:

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.