Экзистенциалистская концепция культуры.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экзистенциалистская концепция культуры.





Экзистенциалистская концепция культуры Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз соц и политич конфликтов XX. Поэтому его нередко наз '' философией кризиса''. В центре внимания оказ проблемы отчуждения чел в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центр место в Э. Заним понятие существования. Сущ-е - это духов мир чел, поток его переживаний, чувств, мыслей, переживание чел-ом своего бытия в мире. И среди этих переживаний, настроений у чел преоблад чувство тоски, одиночества, тревоги, разочарования, страха. Экзистенциалисты делают акцент негатив эмоц-психич состоянии чел. Они возник в трагических безысход ситуациях, кот экзистенц наз пограничными. Эти чувства выраж истинный смысл бытия, дейст полож чел в обществе. Мотив трагич существования в соврем мире – один из главных в Э. Экзис-ы счит, что не смотря на всю трагичность сущ-я чел в мире, он должен решать проблему выбора своего собст пути. Экзист-ы отстаивают положение об открытости чел, о том, что чел – это самоопределение, а не предопределение. Один из глав принципов экзистенциалистов – чел совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода чел – безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и чел не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске. Они счит, что свобода выбора возможна даже в самых трагич ситуациях. А. Каню показывает в своих работах, что чел всегда должен выбир способ поведения, жизненную позицию. Он может принять сущ-й порядок вещей и приспособиться к нему. Такую жизненную позицию он наз конформизмом и счит, что она ведёт к дух деградации личности. Но возможна и др жизнен позиция – это бунт, т. е. Добровольный и активный протест против пороков существующего мира.



Культура и цивилизация. Информационная и цивилизационная концепция истории.

В современном философском языке эти понятия одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального значения. Термин "культура" переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" - гражданский, государственный, появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Цивилизация - социокультурное образование. Здесь проходит разграничительная линия методологии формационного и цивилизационного подходов. Если первый ориентирует на анализ развития формаций как процесса естественноисторического, т.е. объективного и закономерного, то второй обязывает исследовать и специфику культуры данной цивилизации, т.е. ее субъективно-личностную сторону. Если системообразующим началом формации являются производственные отношения, то формирующим началом цивилизации выступает культура. Однако чтобы сыграть эту роль, она сама должна быть достаточно мощной.

Формационный подход к истории не совпадает с цивилизационным, хотя и пересекается с ним. Для первого развитие общества есть процесс естественноисторический, второй выражается в том, что он вводит в методологию анализа истории человеческое измерение, связанное в первую очередь с культурой и действием социальных механизмов, стягивающих общество в единое целое, обеспечивающих определенный способ существования человечества.

Понятие цивилизации в истории социальной философии рассматривалось на двух уровнях - глобальном и локальном. Концепции локальных культур или цивилизаций начали разрабатываться со второй половины XIX в. в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу к культуре.

Идея «прогресса» и ее значение для философии культуры и науки в культуре.

Культурное многообразие и проблема типологии культур.

Биосоциальная типология культуры (духовная, художественная и материальная)

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:

• прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.);

• «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.