Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Готический стиль в культуре европейского средневековья.





Общая характеристика Барокко.

Барокко - форма художественно-эстетического мышления, согласно которому сущность мира состоит в его антиномичности (противоречивости). Термин «барокко» переводится как «странный», «вычурный», «жемчужина неправильной формы». Расцвет барокко приходится на 17-18 века, термин введен в 19 в.. По мнению представителей данного направления, порядок, гармония, разум, бесспорно, существуют в мире, однако не являются его сущностными чертами. Мир бесконечен и непредсказуем, а человек по своей природе - противоречивое единство разума и чувств, логики и иррациональности, рассудочности и экзальтации, веры и своеволия. Барочная картина мира неустойчива, соткана из контрастов, насыщена метафорами. В основе барокко, с одной стороны, чувство безграничности мира (этому способствовали и географические открытия 16-17 вв.), а с другой, чувство трагической незащищенности человека. Барокко в еще большей мере, чем Ренессанс акцентирует идею фортуны - случай, хаос управляют миром. Поэтому поиск некоего «алгоритма красоты», по их мнению, занятие абсолютно бесперспективное. Классическая ясность форм, четкость, смысловая очевидность, торжество добродетели в искусстве отвергаются представителями барокко. Их мир - это мир, поражающий воображение сложностью и противоречивостью форм, вбирающий в себя фантастическое и гротескное, избыточное и великолепное, чудесное и экзальтированное. Поэтому задача искусства - ошеломлять воображение; художник - не воспитатель, он - устроитель зрелища, его цель - поразить, удивить, ошеломить. В барокко существенную роль играют понятия «фантазия», «остроумие», «личный вкус».

В основе барочного идеала красоты - героико-гедонистический идеал человека, высшая добродетель которого состоит в наслаждении жизнью и отсутствии страха перед смертью. Барокко, как никакое другое эстетическое направление, стремится передать радость, полноту, но, увы, и скоротечность жизни. Поэтому барокко - это, с одной стороны, искусство преувеличенной яркости, телесности жизни (барочный театр, живопись Рубенса), с другой, - мрака, боли, мистицизма. В противовес классицизму, теоретики барокко разработали теорию аффектаций и страстей применительно к искусству; систематически изучали средства художественно-эмоционального выражения, визуально-символические проблемы маски, художественные приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувства страха, возвышенного и т.д.

Изначально родиной барокко была Италия (творчество позднего Микеланджело, Франческо Барромини (1599-1667), Лоренцо Бернини (1598-1680), Бартоломео Растрелли (1700-1771)). Наиболее явно стиль итальянского барокко проявился в архитектуре.

Для архитектуры барокко характерно:

усиление черт зрелищности и изобразительности, в частности, в композиции фасадов. Фасад здания становится, своего рода, декорацией, изображением несуществующего, воображаемого здания (типичный прием - одновременное использование трех греческих ордеров, располагая их один над другим; во дворце Цуккары окна - это раскрытые пасти чудовищ);

стилизация одних архитектурных форм под другие (в церкви Сант-Иво (арх.Барромини) план здания напоминает форму пчелы);

архитектурные излишества (чрезмерная детализация, обилие украшений),

богатая внутренняя отделка (золото, полудрагоценные и драгоценные камни, пышная лепнина),

иллюзорные пространственные эффекты (колонны, изображенные на потолке, как продолжение стен).

Примеры архитектуры барокко: Зимний дворец в Петербурге, Вильнюсский университет, Кадриорг в Таллинне, Цвингер в Дрездене, Венский Бельведер.

Очень активно проявило себя барокко в скульптуре: Л.Бернини - «Давид», алтарная группа «Экстаз Св.Терезы», «Похищение Прозерпины Плутоном»; скульптурные фонтанные группы в Риме. Для Антонио Канова, первые работы которого были исполнены в стиле барокко, характерны сюжеты, связанные с библейской или мифологической тематикой героического или драматического плана. В более поздний период своего творчества Канова отходит от барокко и лучшие его работы выполнены в стиле классицизма. Интересна и необычна испанская барочная скульптура, преимущественно, деревянная, со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, зачастую одетая в настоящие одежды.

Барочная живопись представлена творчеством Джованни Батисто Тьеполо, Алессандро Маньяско (Италия); Антонио ван Дейка, Питера Пауля Рубенса (Фландрия); Эль Греко, Франческо Сурбарана, Диего Веласкеса, Мурильо (Испания).

Надо Рубенса видеть, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - бог.

Делакруа

Основные черты барочного идеала красоты:

• усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями,

• повышенная эмоциональность образа,

• яркая контрастность и эмоциональность,

• большое внимание к иррациональным эффектам,

• культ динамизма (в содержательном плане - изображение мировых катастроф, легендарных сражений, борьбы людей с дикими животными; в формальном плане - буйство красок, тяготение к линии S как наиболее динамичной линии, использование резких светотеневых контрастов, ассиметричная композиция),

• культ богатства и роскоши,

• сложность и избыточность форм

 

 

20. Идеал героического человека в культуре классицизма. Основные представители.

Нормативно-рационалистические традиции в культуре Нового времени. Идеал героического человека в культуре классицизма.

Готический стиль в культуре европейского средневековья.

Термин «готика» возник в Италии (приписывается Рафаэлю) и первоначально имел отрицательный смысл, т.к. готическое искусство рассматривалось как художественное наследие разрушителей Рима - варваров-готов. Вплоть до ХIХ в. готика была синонимом варварского искусства и считалась примитивной, даже уродливой. Стиль сформировался во Франции ХII в., затем перешел в Англию, в ХШ был принят в Германии, а затем распространился по всей Европе.

Социальной базой формирования готики было развития городской, в частности бюргерской культуры, а философско-мировоззренческой - схоластическая философия. Ранняя схоластика, в которой одной из основных проблем было разрешение конфликта разума и веры, зародилась в то же время и в той же среде, что и готика. Во всех областях жизни возрастает роль светского рационального начала. И готика, и схоластика провозглашают равновесие между Божественным и человеческим, объединяют религиозную абстрактную идею и реальную жизнь.

Готический стиль ознаменован целым рядом строительно-технических новаций. Главные из них - введение стрельчатой арки (влияние арабской архитектуры), системы контрфорсов и аркбутанов, перераспределяющих давление свода от стен на систему искусственно созданных подпорок. Тяжелый массив стены, типичный для романики, исчез, свод прорезала сеть нервюров, создав подобие кружева на потолке, пространство свода расчленилось окнами, наполнилось светом, а благодаря широко используемым витражам - радостным, расцвеченным цветом. Готический храм совсем не напоминает романскую крепость, отгороженную от мира непроходимой стеной. Готический храм наполнен жизнью и динамизмом, одухотворен, ярко и динамично выражает внутренний духовный мир человека (например, фигурные изображения на западном фасаде Шартрского собора или гротескная скульптура Вавельского собора).

Наиболее выдающиеся образцы готического искусства находятся в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене и Брюгге.

Философско-мировоззренческие основания культуры средневековья.

Переход от античности к средневековью представляет собой кардинальную смену мировоззренческих ориентиров. Если главная регулятивная идея античности была эстетико-космологическая (принцип мимесиса), то мировоззренческим основанием средневековья, безусловно, становится теоцентризм. Это приводит к радикальным мировоззренческим последствиям. Наиболее важное из них - переосмысление самого понятия «реальность». Если для античного грека «реальность» есть чувственно воспринимаемый Космос, существующим по законам эстетического совершенства, то для средневекового человека реальность лишается каких-либо признаков вещественности и осязаемости.

Античный грек мыслит Космос как шар, являющийся идеальным воплощением меры и гармонии (художественный аналог - скульптура). Человек средневековья представляет мир иерархично, воплощает его в символе креста, вертикальная перекладина которого символизирует пространство от небес до преисподней, а горизонтальная - время от Сотворения мира до Страшного Суда. Пересечение горизонтали и вертикали проходит через сердце каждого христианина и является символом искупляющей жертвы Христа (художественный аналог - икона).

Символизм средневекового мировосприятия универсален. Текст, произведение искусства, а зачастую и материальный предмет рассматриваются не только в своем концептуальном и материальном бытии, но и как носители принципиально иного духовно-сакрального смысла. Высшей формой проявления средневекового символизма является культ. Архитектонически-пространственный аспект культа воспроизводит, в первую очередь, само здание церкви, где все, - направление центральной оси храма, деление на нефы и пределы, фигурные изображения персонажей и событий церковной истории, - насыщено символикой.

Внецерковные пространства, - кладбища, часовни, придорожные кресты, - продолжают символизацию пространства, создавая, по сути дела, воочию наблюдаемую «страну» религиозной действительности внутри конкретного географического пространства.

Христианин жил в мире, гораздо более концептуально и духовно сложном, чем наш современник. Истинная реальность лишь иногда иносказательно «просвечивала» через свои символические воплощения. В этой связи проблема образа и его интерпретации становятся основной для всей христианской культуры.

Понятия «мыслить», «чувствовать» и «открывать тайные значения» являлись, по сути, синонимами: символичны церковные таинства, символичны числа (библейская нумерология), символичны цвета и камни (красный сардоникс - Христос, проливающий кровь, берилл - христианин, озаренный светом Христа), символичны слово и деяние, символичны иконопись и архитектура, символичен свет.

Свет является одним из основных символов эпохи, в средние века возникла особая метафизика, воплощенная в витраже, - метафизика света, который ассоциируется с зовом Божьим, с надеждой на спасение, с Раем.. Именно в образе света Бог являлся человеку, так он беседовал с Моисеем и пророками, сопровождал исход Израильского народа из Египта. В византийской эстетике свет понимался не только как видимый, материальный свет, но и как духовная энергия, Божественна сущность. Для средневековья также характерны ретроспективность и традиционализм, т.е. обращенность в прошлое, являются максимами средневекового сознания. Целью средневекового искусства (и культуры в целом) является расшифровка тайн Священного Писания (экзегетика). Творческий метод средневекового художника называется иконографическим. Его цель - передать современникам образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя и максимально исключая свою субъективность из творческого процесса. Это, во многом, определяет анонимность средневековой культуры и существование такого специфического явления, как широко распространенное псевдоавторство.

Таким образом, если античный канон был сугубо эстетическим, то средневековый канон в значительной степени носит символико-медидативный характер.

 

13. Антропоцентризм культуры Ренессанса. Портретная живопись Ренессанса.

Антропоцентризм культуры Ренессанса. Мировоззренческие основания жанра портрета и пейзажа.

Ренессанс отказывается от средневекового теоцентризма, помещая в центр нового,
создаваемого им миропорядка творческую индивидуальность. Тем самым закладывается основание
антропоцентризма и светской концепции достоинства человека. Философско-эстетические сочинения
данного периода содержат понятия, помогающие уяснить суть ренессансного антропоцентризма.
Это понятия «virtu» (доблесть) и «фортуна». Термин «virtu» акцентирует цельность человеческой
натуры, умение жить как в согласии с разумом, так и с многообразными страстями;
«virtu» - это личное мужество, талант, деятельная энергия, личная слава.
Данное понятие задает принципиально новую шкалу всей ренессансной культуры, акцентируя
внимание на практически-достижимом как основном в жизни человека.
Термин «фортуна» вводит в картину мира ренессансного универсума принцип нестабильности,
неопределенности, случайности; фортуна ответственная за неожиданные повороты и ситуации в жизни человека,
отвергая, тем самым, средневековые принципы фатализма и божественной предопределенности.
Непостоянство и изменчивость фортуны в ренессансных текстах часто символизируются через образы ветра,
постоянно изменяющего свое направление, колеса, готового в каждое мгновение повернуться;
в текстах Макиавелли «фортуна» ассоциируется с образом капризной женщины.
«Визитной карточкой» нового понимания сущности человека может служить
сочинение Джаноццо Манетти «Трактат о достоинстве и превосходстве человека» (1451-1452 гг.).
Сам выбор названия был не случаен, автор полемизирует с широко известным в то время
сочинением «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни» папы Иннокентия III.
Обосновывая тезис о достоинстве человека, Дж.Манетти, а также выдающиеся деятели
Флорентийской Академии Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино апеллируют к его творческой сущности.
Уникальность человека проявляется в том, что исключительно в нем происходит встреча двух
различных и даже противоположных начал бытия - духа и плоти, творца и творения.
Человек сильнее и могущественнее даже ангела, ибо ангел не имеет плоти.
Пико делла Мирандола утверждает, что вместе с человеком небесное сходит
на землю, а земное поднимется до небес.

Принципиальная двойственность мира и человека, их «разорванность» и одновременно
принадлежность к двум различным сферам бытия в аспекте теории художественного творчества
приводит к тому, что одной из основополагающих эстетических категорий становится категория
«разнообразие» (в отличие от каноничности античного и средневекового искусства).
Ренессансный художник наслаждается разнообразием мира, его богатством и изобилием.
Не случайно пейзаж как самостоятельный живописный жанр рождается именно в Ренессансе.
Только посредством живописи можно воспроизвести природное разнообразие.
Однако принцип разнообразия, лежащий в основе художественного мышления Ренессанса,
нельзя понимать лишь как простое воспроизводство, копирование реальности.
Искусство - не копирует, а улучшает мир! Посредством искусства художник выявляет
божественное начало мира, его творческую сущность. Таким образом, искусство есть поиск
божественного через эстетическое.
«Разнообразие» - не только качество природы, это качество и человека, форма его свободы.
В понимании этого и коренится основное различие между иконописным ликом и ренессансным портретом.
Портрет, в отличие от иконы, актуализирует не только всеобщее, типическое,
но и личностное, индивидуальное. Портрет - это Я.

Предвестниками Возрождения справедливо считают поэзию Данте и живопись Джотто Бондоне. Джотто в своей знаменитой росписи капеллы дель Арена а Падуе отказался от византийской иконографической традиции, господствующей в искусстве средневековой Италии, и передал библейскую историю совершенно по-новому. Используя сюжеты Священного писания, Джотто сумел передать в росписи не только свое отношение к миру и людям, но, главное, сумел вернуть к жизни искусство портрета. Библейские персонажи Джотто - пастухи, горожане - радуются, грустят, живой собственной жизнью в отличие от прекрасных, но безучастных образов византийской религиозной живописи. Порывая со средневековыми канонами, Джотто внес в религиозные сцены земное начало, изобразив евангельские сюжеты с поразительной жизненной убедительностью.

Последователи Джотто в качестве моделей для библейских персонажей стали использовать собственное изображение, изображения своих родных и знакомых. Таким образом, уже в эпоху раннего Возрождения портрет стал самостоятельным, официально признанным и почитаемым жанром искусства. Антропоцентризм Возрождения, его явный интерес к человеку сделал портрет демократичным - художники донесли до нас изображения не только знатных и именитых персон, но и простых граждан. Формат портрета был обусловлен форматом зеркала, типичным для того времени. Зеркала являлись в то время большой редкостью и стоили дорого, поэтому изготовлялись небольшими, в них отображались лишь голова и плечи. Такими же были и портреты раннего Ренессанса: их герои хотели видеть себя «как в зеркале». Поэтому перед художниками встала задача правдивого и детального изображения лица.

Однако задача художника - это не только конкретность в передаче индивидуальных черт, главенствующее значение уделяется передаче внутреннего, эмоционально-душевного состояния героя. Доменико Гирландайо в своем знаменитом портрете «Старик с внуком» изображает старое лицо деда, обезображенное наростами на носу, который с нежностью, добротой и умилением смотрит в юное и чистое лицо своего внука. Красота человеческого чувства, переданная во взгляде старого человека, оказывается гораздо важнее его внешнего уродства.

Искусству портрета, поиску индивидуального, характерного, неповторимого в облике человека посвящено творчество Леонардо до Винчи. Выражение внутреннего мира, психологии человека в его внешнем проявлении - жесте, позе, мимике - развилось у Леонардо в стройную теорию, основанную на обобщении результатов исследования различных аффектов. В записях живописца можно найти заметки о том, как следует изображать мужчин и женщин, детей и стариков, сопровождаемые тонкими психологическими замечаниями. «Тайную вечерю» можно рассматривать не только как великолепное живописное полотно, но и как тончайшее психологическое исследование человеческих характеров, проявившихся внешним образом в момент произнесения Христом знаменитых слов «Один из вас предаст меня».

Итальянские художники эпохи Высокого Возрождения размышляли уже не только о земном предназначении человека, но и о его мировом, вселенском предназначении, соизмеряя образ человека с образом Вселенной. На своей знаменитой фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил своих современников, в частности Леонардо да Винчи и Микеланджело, в образе древнегреческих философов Платона и Гераклита, а также оставил на картине и свой автопортрет, утвердив тем самым преемственность двух великих культур.

Становление пейзажной и портретной живописи привело к возникновению «картины» в собственном смысле этого слова (икона - не картина!). Установка на максимально точное воспроизведение Божественного первообраза, предполагающая точное следование канону, сменяется новой установкой на максимальную творческую индивидуальность Мастера. «Стиль», «творческая манера», «авторская самобытность» - понятия, нетипичные для средних веков, но обязательные для понимания искусства Возрождения. Это предполагает интерес к теории искусства: что такое художественная композиция и как ее построить, с помощью каких визуальных средств передать то или иное эмоциональное состояние. (До сих пор непревзойденной является особая техника передачи светотени - техника сфумато, открытая Леонардо да Винчи и состоящая в передаче едва уловимой дымки, окутывающей фигуру и вызывающей ощущение живой плоти). Ренессансные художники не только используют, но и теоретически анализируют понятия «гармония», «мера», «пропорция». («Десять книг о зодчестве» Леона Батиста Альберти (1404-1472), «Книга о живописи» Леонардо да Винчи (1452-1519) и др.). Особое внимание деятели Ренессанса уделяют изучению анатомии человеческого тела (знаменитые анатомические наброски Леонардо): если, устанавливая пропорции человеческого тела, античные мастера делили его на 6 или 7 частей, то Альберти делит тело уже на 600 частей, а Дюрер - на 1800!

 

17. Северное Возрождение: философско-теоретические основания, стилевые особенности, основные представители.

 

Под «северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии.

Специфика Северного Возрождения:

1. Формирование культуры не на возрождении античного культурного наследия, а на стремлении возродить демократическую религию ранних христиан с ее требованием социальной справедливости.

2. В отличие от итальянского Возрождения, имеющего своим идеалом всесторонне развитую, энциклопедически образованную и героическую личность, сев. Возрождение в качестве идеала рассматривает христианскую любовь к ближнему. (Истина важнее красоты).

3. Значительное влияние средневекового, особенно готического, мировоззрения.

4. Отсутствие идеализации, акцентирование правдивости искусства.

5. Возникновение бытового жанра и поэтизация повседневности в искусстве «малых голландцев».

Таким образом, в культуре Возрождения можно выделить две тенденции. Первая - это нормативно-рационалистическая тенденция, выраженная в стилевых поисках высокого Возрождения, позднее представленная культурами классицизма и реализма и опирающаяся на идеологию Просвещения, философский рационализм, материализм и позитивизм. Вторая - иррационально-символическая тенденция, представленная образами маньеризма, а впоследствии развитая культурой барокко, романтизма и символизма, ориентирующаяся в искусстве на творческую индивидуальность художника и поиск духовного Абсолюта и духовного начала мироздания.

(Философской основой северного Возрождения был пантеизм (учение, обожествляющее Вселенную, природу). Не отрицая прямо существования Бога, пантеизм растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира заключена частица Бога, они делали вывод, что каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления привели к появлению пейзажа как самостоятельно жанра художественной культуры).

Основные представители:

• Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения -- нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода -- творчество Босха и Брейгеля. В Германии -- Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. Во Франции -- Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.

• Питер Брейгель-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude; ок. 1525--1569) -- (фламандский) живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

 

16. Маньеризм как разложение гуманистических идеалов высокого Возрождения.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.