Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общеметодические принципы использования физической культуры и их характеристика





Общеметодические принципы являются конкретным воплощением общих социальных принципов; они характерны в большей мере для видов (компонентов) физической культуры, отражают их специфические особенности, а также общие закономерности обучения, воспитания и развития личности, принятые в педагогике вообще, и регламентируют эти процессы в отношении обучения, воспитания и развития личности и формирования ее физической культуры; отражают правила построения процесса освоения физической культуры как педагогического.

Принцип сознательности; его реализация обеспечивает оптимизацию субъект–субъектных отношений; становление потребности в физическом самосовершенствовании; успешность освоения физической культуры.

Заметки на полях

В основе принципа сознательности лежат закономерности психического развития человека; психологическая категория «сознание», означающая отражение человеком действительности и нахождение своего представительства в ней и деятельности, а также совокупность чувственных и умственных образов, предшествующих деятельности.

 

Реализация принципа сознательности опирается на соблюдение следующих основных педагогических требований к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности:

1. Четкая и конкретная постановка цели и задач как отдельного занятия, так и целостного образовательного процесса. При этом важна постановка ближайших и перспективных целей, осуществляемая с учетом возрастно-половых особенностей занимающихся, уровня их психофизического развития и подготовленности, личностных потребностей. Раскрытие сущности основных результатов достижения этих целей в личностном и социальном аспектах позволит учащимся осознать конкретный смысл предлагаемых заданий; на этой основе можно ожидать их осознанное и активное участие в физкультурно-спортивной деятельности.

Важно при этом ставить задачи с учетом и в направлении реализации личностных мотивов (которые, впрочем, изначально следует изучить: как коллективную так и индивидуальную мотивацию).

2. Привлечение и стимулирование учащихся к самоанализу, самооценке и самоконтролю в ходе физкультурно-спортивной деятельности, что достигается использованием следующих методических приемов:

- внедрение элементов идеомоторной тренировки, позволяющей создать представление о сущности двигательных действий и движений и обеспечить на этой основе сознательный контроль и «участие» занимающегося в их качественном выполнении;

- использование различных тренажеров и тренажерных вспомогательных устройств и приспособлений, моделирующих изучаемые действия и облегчающих ученику их выполнение;

- привлечение учащихся (в форме словесного отчета) к самооценке своих действий, движений а также к взаимооценке двигательной деятельности других занимающихся (определение ошибок, путей их исправления и др.);

- внедрение элементов срочной информации (из группы методов зрительной наглядности), позволяющих учащемуся сразу же судить о качестве пространственно-временных характеристик движений и сознательно «включаться» в процесс самооценки и исправления ошибок;

- применение специальных упражнений, в процессе выполнения которых учащимся приходилось бы осознанно дифференцировать их пространственные, временные и динамические характеристики; на этой основе формируются способности управлять своими двигательными действиями и оценивать их выполнение (как правило, группа специально-подготовительных и подводящих упражнений, организованных с использованием методов двигательной наглядности).

3. Нацеленность образовательного процесса на стимулирование инициативы и творческой самостоятельности; реализуется при соблюдении следующих основных методических приемов:

- ознакомление с системой интегральных знаний о человеке и путях его совершенствования, позволяющих находить связи физической культуры с другими явлениями и ценностями общества; формировать творческое начало в использовании знаний смежных наук о человеке, социуме для физкультурного самосовершенствования;

- внедрение взаимопомощи и элементов взаимообучения учащихся, обеспечивающих становление самостоятельности в решении двигательных и иных (воспитательных, развивающих) задач, творческое преобразование имеющихся знаний и их распространение, более глубокий самоанализ;

- внедрение элементов ролевого участия в организацию физкультурно-спортивной деятельности (от роли капитана команды до выполнения учительских функций при организации группового способа физкультурно-спортивной деятельности).

Принцип активности тесно связан с принципом сознательности: через сознательность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов (сознательность без активности – созерцательство пустое; активность неосознанная – нецелесообразная деятельность).

Заметки на полях

Рассматриваемый принцип (активности) отражает психологические понятия «активность», «активность личности». В первом случае активность понимают как всеобщую характеристику живых существ, их движение как источник (способ) преобразования или поддержания ими жизненно важных связей со средой (200, с.14). Во втором – означает способность личности учащихся к социальному преобразованию на основе присвоения ценностей (материальных и духовных) культуры и ее специфической части – физической культуры; проявляется в творчестве, волевых актах и общении; может рассматриваться и как черта человека, и как характеристика его деятельности (95, с. 11).  

 

Эффективное формирование активности занимающихся обусловлено следующими педагогическими условиями:

1. Созданием оптимального положительного психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности за счет:

- поведения учителя и внешней обстановки места занятий (эстетика спортивного зала, формы, инвентаря и оборудования; этика поведения, проявление оптимизма, доброжелательности, эрудиции, радостного настроения и т.п.);

- использования игрового и соревновательного методов, вызывающих сильный психоэмоциональный «отклик» и включенность в физкультурно-спортивную деятельность;

- разнообразия средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, которые способствуют ликвидации монотонии и препятствуют снижению психической активности и психическому пресыщению (нарастанию психической раздражительности и отвращения к деятельности);

- музыкального оформления физкультурно-спортивной деятельности, используемого в качестве обучающего фактора (музритмика, художественная гимнастика) или фонового сопровождения.

2. Правильной постановкой задач физкультурно-спортивной деятельности, которая предусматривает:

- их конкретность и значимость в личностном отношении;

- привлекательность в двигательном и эмоциональном аспектах;

- оптимальную трудность и доступность для реализации в относительно короткий временный период.

3. Оптимальной содержательной загруженностью физкультурно-спортивной деятельности, обеспечиваемой следующими организационно-педагогическими приемами:

- устранением ненужных пауз и перерывов, обеспеченностью учебного процесса оборудованием и инвентарем и своевременностью его приготовления; внедрением дополнительных заданий;

- осуществлением постоянного контроля и наблюдения за ходом физкультурно-спортивной деятельности со стороны учителя;

- использованием двигательных заданий, реальных для всех занимающихся, что особенно эффективно в практике дифференцированного подхода к физическому образованию.

Заметки на полях

Главными результатами успешной реализации принципа активности в физкультурно-спортивной деятельности являются: -сформированность активной личности с характерным набором ее свойств и качеств: принципиальность, дисциплинированность, единство слова и дела, активная жизненная позиция, убежденность, выдержка, самостоятельность, инициатива и творчество; -проявление активности личности в различных социально и личностно значимых видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, физкультурной и т.д.).

Принцип наглядности предполагает создание у занимающихся наглядных представлений в виде психического образа изучаемого содержания (материала) с целью более эффективного формирования знаний, двигательных умений и навыков (по материалам: 195, Т.2, с.17; 133, с.89; 208, с.58; 167, с.204).

Заметки на полях

Этот принцип отражает одну из закономерностей освоения физической культуры (равно как и любого другого явления) – значимость, а в этой связи и необходимость комплексного воздействия на сложную психофизическую природу человека с целью формирования биосоциальных начал личности; сущностных компонентов ее физической культуры. В практике освоения физической культуры, физического образования это, в свою очередь, предопределит необходимость обеспечения взаимосвязи органов чувств, анализаторов с той двигательной задачей, которая должна быть решена. Эта взаимосвязь осуществляется через своеобразное «промежуточное звено» - наглядность. Таким образом, наглядность призвана обеспечить простоту, доступность и понятность для человека того образа действий и деятельности вообще, которые следует освоить.  

 

Основными педагогическими условиями реализации принципа наглядности являются (по материалам: 133, с.89-90; 208, с.58-60; 161, с.50-52; 217, с.85-86; 213, Т.1, с.55-56; 208, с. 296-299; 167, с.203-204; С.С. Коровин с соавт., 1999, с.12-13):

1. Создание возможно более точного зрительного и мысленного образа изучаемого материала, что достигается за счет:

- привлечения имеющегося у занимающихся двигательного и теоретического опыта;

- комплексным использованием средств зрительной наглядности (непосредственная демонстрация, кино, фото, предметы объективной реальности, макеты, диаграммы и т.п.);

- максимальной конкретизации наглядного материала (демонстрация именно того действия (движения), которое следует освоить);

- обеспечения сравнительного характера предлагаемой зрительной наглядности (лучшее и худшее исполнение упражнения);

Заметки на полях

Методический прием – совокупность способов реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации (213, с.112).

 

- обеспечение максимально правильной «двигательной наглядности»;

- привлечение занимающихся к словесному описанию техники упражнений с установлением факторов, влияющих их на качество;

2. Использование специальных воздействий на проприоцептивную (мышцы, связки, кости), вестибулярную (равновесие), слуховую и другие сенсорные системы в ходе использования метода «двигательной наглядности»; это предполагает реализацию следующих методических приемов:

- использование двигательного опыта занимающихся и в этой связи определение меры доступного в двигательной наглядности для каждого;

- соблюдение рациональной последовательности в изучении двигательных умений и навыков, знаний;

- привлечение занимающихся к «мысленному проговариванию» техники двигательных действий (идеомоторная тренировка);

- в процессе практического исполнения двигательных действий использовать ведущий для человека анализатор (зрительный, слуховой, двигательный);

- использование технических средств (чаще всего тренажеров);

- временное исключение из процесса освоения двигательных умений и навыков зрительного анализатора, что позволяет более эффективно формировать «мышечное чувство»; при повторных воздействиях с исключением (возможно) слухового анализатора возникает слаженная деятельность сенсорных систем, в итоге отражающая сформированность специфических чувств «воды», «снаряда», «покрытия» и т.д.

- учет возрастных психофизиологических особенностей занимающихся (способность к восприятию).

3. Реализация на всех этапах освоения содержания физической культуры «опосредованной» наглядности, дополняющей зрительную и «двигательную» и предполагающей использование методов словесного описания изучаемого (к примеру, техники двигательных умений и навыков). Реализация означенного условия возможна при следующих методических приемах:

- использование всевозможных красочных, убеждающих занимающихся примеров и фактов;

- понятности и доступности (прежде всего в возрастном и терминологическом отношении) излагаемого материала;

- демонстрации взаимосвязи всех явлений и процессов «внутри» изучаемого;

- образности проговариваемого и его взаимосвязи с предыдущем опытом (материалом).

Заметки на полях

Означенные педагогические условия и методические приемы реализации наглядности в известной мере отражают этапы становления опыта (знания, двигательные умения и навыки) в сфере физической культуры (от созерцания к мышлению и далее к практической деятельности) и в этой связи и этапы реализации принципа наглядности. Основной результат от реализации принципа наглядности заключается в сформированности основных опорных точек, т.е. тех сведений, которые требуют наибольшего внимания в изучаемом материале («что делать» и «как делать»).

 

Принцип доступности в реализации физического образования (и вообще в сфере физической культуры) отражает необходимость обеспечения оздоровительного эффекта от процесса освоения физической культуры; стимуляции физкультурно-спортивной деятельности при одновременном достижении развивающего в широком смысле слова эффекта.

Заметки на полях

В общепедагогическом смысле принцип доступности вытекает из требований образовательной практики и опыта: -учет закономерностей возрастного развития; -и на этой основе – организация и реализация сущностных дидактических процессов (173). При этом в основе принципа доступности лежит закон, что доступным для человека является все то, что соответствует его знаниям, умениям, способам мышления (173, с.307). Кроме того, принцип доступности по своей сути и основам реализации необходимо предполагает индивидуализацию процесса освоения физической культуры. Именно поэтому в литературе он обозначается как «принцип доступности и индивидуализации» и обозначает неотделимость и слитность «доступного для каждого».

Реализация этого принципа в ходе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается выполнением следующих педагогических условий и сопряженных с ними методических приемов (133, с.91-96; 208, с. 55-58; 161, с.52-53; 173, с. 307-310; 217, с.86-87; 213, т.1, с.56-57):

1. Определение оптимальной меры доступного (для каждого занимающегося, класса, группы и т.п.) для обеспечения соответствия между предлагаемыми трудностями в обучении, воспитании и развитии и возможностями учащихся в их преодолении. Это соответствие достигается следующими методическими приемами:

- изучение и учет состояния физического развития, физической, технической и теоретической готовности к освоению физической культуры;

- изучение и учет возрастных особенностей психического развития;

- изучение и использование предыдущего опыта (знания, умения и навыки) занимающихся.

2. Создание организационно-методической базы доступности за счет следующих методических приемов:

- подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности с учетом некоторого «опережения» подготовленности учащихся к его освоению (создание доступных трудностей);

- обеспечения преемственности в освоении содержания физической культуры («от освоенного к неосвоенному», «от известного к неизвестному»);

- определения и реализации оптимальной последовательности в обучении, воспитании и развитии двигательных и личностных способностей (каждое новое логично «вытекает» из предыдущего);

- определения и реализации оптимального темпа освоения содержания физической культуры при некотором его увеличении от реальных возможностей (создание некоторой «напряженности» физкультурно-спортивной деятельности);

- постепенности (нефорсированности) в усложнении заданий; оптимизации нагрузок и отдыха и общей динамики нагрузок (к примеру, в течение месяца);

- обеспечения ясности изложения материала и речи, четкости, однозначности, яркости примеров и фактов, их взаимосвязи с жизнью и личной практикой;

- использования современных и апробированных способов (методов) освоения материала, а также технологий, отражающих в известной мере алгоритм обучения.

3. Направленность процесса физического образования (процесса освоения физической культуры) на создание базы общей и специальной двигательной и личностной подготовленности, что предполагает:

- первостепенную общую двигательную (фонд жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков, основных двигательных качеств) и личностную (мотивация, воля, основы базовой культуры личности, специфические знания) подготовленность;

- целенаправленную техническую, физическую и теоретическую подготовку в соответствии с содержанием физкультурно-спортивной деятельности (программным материалом);

- установление, а следовательно, и доведение до сведения учащихся взаимосвязи общей теории физической культуры с практикой и методикой ее направленного использования в формировании личностно и социально значимых двигательных и личностных потребностей и способностей.

Принцип индивидуализации в сфере физической культуры (как уже отмечалось) тесно связан принципом доступности; тем не менее суть индивидуализации физического образования заключается в более глубокой (внутригрупповой, индивидуальной) дифференциации содержания физкультурно-спортивной деятельности и способов ее реализации в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Реализация принципа индивидуализации необходимо опирается на следующие методологические положения:

- видение перспектив становления личности (в том числе и физической культуры личности) на основе и с учетом имеющихся индивидуальных особенностей;

- опора на «сильные» аспекты подготовленности учащихся в ликвидации (коррекции) «слабых»;

- учет в индивидуализации физического образования (освоении физической культуры) общих (принятых в педагогике) и специфических (в сфере физической культуры) закономерностей формирования личности и ее физической культуры.

Заметки на полях

Говоря об индивидуализации процесса освоения физической культуры и в целях обеспечения его эффективности, следует кратко представить те индивидуальные различия среди занимающихся, которые важно и необходимо учитывать в процессе подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее значимыми являются различия: - в состоянии здоровья (дифференциация на медицинские группы); - в двигательной подготовленности; - в физическом развитии; возрасте (в рамках групп) и поле (в составе класса); - в теоретической готовности и психическом развитии; - в мотивации, потребностях, интересах.

 

Реализация принципа индивидуализации предполагает организацию процесса освоения физической культуры в двух основных направлениях:

- общеподготовительном;

- специализированном (133, с. 95).

Общеподготовительное направление призвано способствовать формированию у каждого занимающегося соответствующих знаний кондиционной двигательной подготовленности, т.е. соответствующей общепринятым половозрастным и программным требованиям (прежде всего в сформированности двигательных умений и навыков, физического развития и физической подготовленности). Таким образом, общеподготовительное направление выполняет более корригирующую функцию по отношению к ученикам с недостаточной двигательной подготовленностью.

Специализированное направление ориентировано на углубленное освоение знаний, совершенствование двигательных способностей, функций, свойств и качеств личности в зависимости от одаренности занимающихся (генетически обусловленной). Принципиальное сочетание и взаимосвязь этих двух направлений – важное условие всестороннего и в то же время индивидуального физкультурного совершенствования.

Успешная реализация принципа индивидуализации обусловлена внедрением в физкультурно-спортивную деятельность дифференцированного подхода, предполагающего в целом использование всей совокупности адаптированных средств и методов физической культуры в соответствии с личностными потребностями, состоянием личностных и двигательных способностей. Это предусматривает соблюдение следующих основных педагогических требований к содержанию дифференцированно организованной физкультурно-спортивной деятельности:

- учет основных показателей физического развития (рост, вес, обхват груди, ЖЕЛ) и состояния здоровья (наличие посттравматических последствий и хронических заболеваний в компенсаторной или субкомпенсаторной стадии);

- оценка состояния теоретической и двигательной подготовленности и, прежде всего, уровня знаний, сформированности двигательных умений и навыков (техническая подготовленность), а также состояния физических (психомоторных) качеств (физическая подготовленность);

- определение основных типологических особенностей занимающихся, лежащих в основе их генетической предрасположенности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности и достижениям в них;

- учет отношения и мотивации учащихся к усвоению ценностей физической культуры;

- активизация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся в направлении углубленного самосовершенствования (для сильных учеников) и достижения состояния должной кондиционной готовности (для «слабых») за счет домашних заданий, внеклассных форм организации физкультурно-спортивной деятельности (С.С. Коровин с соавт., 2002, с. 15-16; 76).

Здесь же следует отметить, что оба направления реализации принципа индивидуализации возможны в рамках типовой и персональной индивидуализации (208, с. 54).

Заметки на полях

Типовая индивидуализация связана с комплектованием медицинских групп, классов, групп внутри класса, в состав которых включаются занимающиеся со схожими психофизиологическими, личностными и другими характеристиками (как правило, типовая индивидуализация принята в практике физического образования, рекреационной и профессиональной физической культуры). При этом подбирается такое содержание физкультурно-спортивной деятельности, которое «устраивает» всех (в соответствии с мотивами) и реально может быть выполнено всеми (в соответствии с двигательными и личностными способностями). Персональная индивидуализация реализуется, как правило, внутри типовой и сопряжена с индивидуальным подбором содержания физкультурно-спортивной деятельности (средств, прежде всего), методов освоения содержания, нагрузок и продолжительности отдыха, состоянием психики и т.п. И если типовая индивидуализация предусматривает организацию и реализацию физического образования с учетом особенностей возможно большего количества занимающихся, то персональная – с учетом особенностей каждого.

Принцип систематичности (системности) (по материалам: 167, с.229-302; 57, С.39-40; 208, с. 67-69; 161, с.53-55; 247, с.52-64) отражает одну из закономерностей процесса освоения физической культуры – зависимость качества сформированности физической культуры личности от целостности процесса – «транслятора» - физического образования.

Это означает, что качество физического образования (а его цель – становление физической культуры личности) «задается» системой педагогических воздействий, направленных главным образом на следующее:

- становление системы взаимосвязанных понятий, явлений и процессов, отражающих сферу физической культуры (в целом) и иные отрасли наук о человеке;

- системную организацию процесса освоения физической культуры в ходе физического образования на основе взаимосвязи его компонентов (обучения, воспитания и развития);

- учет индивидуальных и групповых особенностей и состояний занимающихся (в социо-биопсихическом отношении);

- оптимальную повторность (упражнения) в реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности;

- непрерывность педагогического процесса становления физической культуры личности и компонентов базовой культуры личности;

- оптимальную последовательность в освоении содержания физической культуры.

Заметки на полях

Реализация означенных направлений принципа систематичности обеспечит комплексный и интегративный эффект педагогических воздействий. При этом полученный эффект (становление возможно более «полного» состояния физической культуры личности) в принципе не сводится к сумме эффектов, полученных от реализации каждого из направлений системных педагогических воздействий (собственно говоря, в этом и заключается суть системного подхода в организации и реализации процессов освоения физической культуры). Таким образом, реализация принципа систематичност обеспечивается реализацией системного подхода и его принципов к организации главным образом физического образования и иных процессов – форм (видов) физической культуры (реабилитационная физическая культура, рекреационная и т.д.).

 

Реализация означенного принципа эффективна при соблюдении следующих педагогических правил (педагогическое правило при этом – руководящее положение, которое раскрывает отдельные стороны того или иного принципа) (173, с. 287):

- обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности процессов обучения, воспитания и развития личности как компонентов системы физического образования, их целей и задач с содержанием учебного (осваиваемого) материала;

- реализация внутрипредметных связей (к примеру, в рамках разделов школьной программы по физической культуре) и межпредметных связей (к примеру, физики, биомеханики, биологии и т.п. с физической культурой);

- установление оптимальной меры повторности (как в контексте упражнения – метода, так и цикличности) осваиваемого материала (как в рамках одного занятия, так и в их серии);

- установление оптимальной вариативности используемых средств и методов реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности;

- определение оптимальной (прежде всего в половозрастном аспекте) дозы психофизической нагрузки, увеличивающейся, тем не менее, в системе занятий (серии);

- оптимизация соотношения дозы психофизических воздействий и интервалов отдыха (восстановления);

- установление оптимальной последовательности и преемственности в освоении физической культуры (содержания физкультурно-спортивной деятельности);

- разработка оптимальной системы задач и их взаимосвязей как отдельного урока, так и их серии; определение на этой основе содержания физкультурно-спортивной деятельности;

- реализация комплексного контроля (медико-биологического и педагогического) результативности как отдельного занятия, так и (что особенно важно) системы занятий (системы педагогических воздействий);

- обеспечение взаимосвязи содержания физкультурно-спортивной деятельности с личностными потребностями, мотивами, интересами и т.д.;

- установление взаимосвязи и обусловленности осваиваемых ценностей физической культуры с системой общесоциальных ценностей;

- реализация взаимосвязи субъектов процесса освоения физической культуры (учитель – ученик);

- использование эффекта положительного «переноса навыка» (С.Л. Рубинштейн) как в становлении двигательных способностей, так и личностных качеств.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.