Урок физической культуры – основная форма освоения ценностей физической культуры
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок физической культуры – основная форма освоения ценностей физической культуры





 

В системе регламентированной (упорядоченной) физкультурно-спортивной деятельности по овладению ценностями физической культуры классно-урочная форма является основной и представлена, прежде всего, уроками физической культуры и занятиями типа урочных, обеспечивающими целостность образовательного процесса и регламентирующими образовательную практику в сфере физической культуры на освоение ее ценностей (по материалам: 220, с. 134-136; 138, с. 116; 218, с. 152-153; 133, с. 323; 211, т. 2, с. 279; 247, с. 144; 161, с. 119; 213, т.1, с. 327-328; 217, с. 201-206).

Таким образом, урок физической культуры — форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит коллективной физкультурно-спортивной деятельностью учащихся с учетом их потребностей и способностей, использует оптимальные средства и методы физической культуры, создающие благоприятные условия для овладения ее ценностями, а также направленного обучения, воспитания и развития двигательных и личностных потребностей и способностей (166, с.420; 167, с. 300-301; 173, с. 374; 215, с. 166; 133, с. 327; 164, с. 281-282).

В этой связи преимуществами и отличительными признаками (особенностями) урока физической культуры от иных форм организации процесса физической культуры являются:

- относительное постоянство состава учащихся, что позволяет оптимизировать соотношение способов организации и точнее дифференцировать процесс физического образования;

- руководящая роль педагога (учителя) в процессе освоения ценностей физической культуры;

- возможность непосредственно на уроке комплексно и системно (на основе подбора дидактического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности) осуществлять обучение, воспитание и развитие личности, формирование ее физической культуры в соответствии с нормативными документами;



- строгая регламентация и возможность эффективного управления деятельностью и психофизическими нагрузками;

- стимуляция иных видов образовательной деятельности учащихся (освоение иных образовательных дисциплин) на основе их сочетания с двигательной активностью;

- стабильное расписание занятий (обеспечивает системность) (215, с. 167; 213, т.1, с. 328; 173, с. 373; 11, с. 134; 217, с. 201; 327-329).

Заметки на полях

Кроме того, под уроком следует понимать (в узком смысле слова) любое двигательное (интеллектуальное) задание учителя тренера, которое строго регламентировано и должно быть исполнено в установленный срок (220, с. 135).

 

Многообразие ценностей физической культуры и необходимость их полноценной трансляции в личность обуславливает использование в практике различных конкретно-направленных уроков.

Возникает потребность рассмотрения классификации уроков физической культуры, в основе которой — сущность явлений и процессов, отражающих дидактические цели и задачи, а также учебный материал и его основное содержание.

В настоящее время классификацию уроков физической культуры можно представить следующим образом (рис. 16).

 

Рис. 16. Классификация уроков физической культуры

 

Так, в частности, следует различать уроки типовой и видовой направленности. И если вид урока определяется по преимущественному виду физкультурно-спортивной деятельности, составляющему основное его содержание (например, урок гимнастики, спортивных игр, плавания и т.п.), то типовая принадлежность урока обусловлена его целями и дидактическими задачами (например, урок освоения нового материала, урок закрепления и совершенствования и т.п.) (166, с.422; 161, с. 122-123; 167, с. 308-315; 138, с. 136-137; 247, с. 145-146; 173, с. 379; 213, т.1, с. 329; 244 и др.).

Нуждаются в дефиниции уроки «смешанные», «комбинированные» и «комплексные». Урок следует считать комбинированным, если он содержит два и более вида физкультурно-спортивной деятельности, направленных на решение одной дидактической задачи. Урок называется смешанным (учебно-тренировочным), если его основное содержание обеспечивает решение двух и более дидактических задач (возможно, при использовании одного вида физкультурно-спортивной деятельности). Комплексный урок предполагает решение двух и более дидактических задач при использовании двух и более видов физкультурно-спортивной деятельности (244).

При этом характерные особенности урочной формы занятий могут быть представлены в виде опорной схемы (Рис. 17; 249, с. 93).

 

Урочная форма занятий

 

Части урока
Подготовительная Основная Заключительная
Начальная организация занимающихся, психическая и функциональная подготовка организма (врабатывание) к предстоящей основной работе

 

Задачи частей урока  
  Решение задач обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования физической культуры личности  
Постепенное снижение нагрузки на организм, организованное окончание занятий
       

 

Содержание урока
Состав включаемых в урок физических упражнений
Содержание деятельности занимающихся (слушание, наблюдение, выполнение упражнений, контроль и оценка собственной деятельности, регулирование эмоционального состояния и т.п.)

Содержание деятельности педагога (постановка и разъяснение задач, определение заданий, организация выполнения заданий, наблюдение за занимающимися, анализ действий занимающихся, оценка качества выполнения движений, регулирование нагрузки, воспитательных воздействий).
Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся (внутренняя, скрытая стороны содержания урока, в них раскрывается целесообразность и эффективность деятельности педагога и воспитуемого).

 

Структура урока
Структура урока – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий
Первый уровень структурной упорядоченности: обязательная последовательность частей урока (подготовительная или вводная, основная, заключительная)
Второй уровень структурной упорядоченности: взаимосвязь расположенных в определенной последовательности физических упражнений, т.е. структурная упорядоченность его предметного содержания
Третий уровень структурной упорядоченности: взаимосвязь последовательности намечаемых действий педагога и занимающихся, вспомогательные действия по организации работы подгрупп, подготовке оборудования и т.п.

 

Рис. 17. Характеристика урочной формы занятий

Тем не менее признано — эффективность целостного образовательного процесса обусловлена качеством реализации комплекса дидактических задач обучения, воспитания и развития, что предопределяет приоритет типовой классификации уроков; последнее обстоятельство требует краткой характеристики уроков различного типа (здесь и далее по материалам: 138, с. 136-137; 247, с. 218-219; 218, с. 159-164; 161, с. 122-123; 208, с. 192-195 и др.).

Реализация задач физического образования в классно-урочной форме предусматривает использование теоретических уроков и семинарских занятий, в процессе которых осуществляется формирование системы знаний о физической культуре и контроль за освоенностью ее духовных ценностей.

Вводные уроки предваряют, как правило, систематические занятия в начале года, а также начало освоения основного содержания каждого из разделов программы. Основное их назначение состоит в том, чтобы ознакомиться с новым составом (возможно, обновленным) учащихся, сообщить основы перспективного и этапного планирования (прежде всего календарь внутришкольных и межшкольных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий) и порядок освоения школьной программы физической культуры, предъявить основные требования к процессу физического образования в связи с болезнью, к спортивной форме, пропускам уроков, ознакомить с контрольными нормативами и т.п.; сообщить основные теоретические сведения о том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности (основы истории, современное состояние, требования к двигательной и личностной подготовленности и т.п.). Наилучший эффект от вводных уроков достигается оптимальным соотношением в них теоретической подготовки и двигательной деятельности.

Уроки изучения имеют основной целевой направленностью освоение нового материала, т.е. новых двигательных умений и навыков и сопряженных овладением ими теоретических сведений.

К числу наиболее важных дидактических задач таких уроков относятся: усвоение новых теоретических понятий в сфере физической культуры, формирование новых двигательных умений, воздействие на систему ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), активизация познавательной деятельности учащихся. Характерными чертами уроков этого типа являются: личностная и социальная актуализация осваиваемого материала, тщательный подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности (теоретические факты и сведения, физические упражнения и т.п.), выбор оптимальных методов процесса овладения содержанием урока и комплексный характер их использования, достаточно жесткая дифференциация физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с потребностями и способностями учащихся, оптимальная дозировка психофизических нагрузок, опора на ранее приобретенный двигательный опыт. Уроки этого типа отличаются достаточно низкой моторной плотностью и в целом низкой психофизической нагрузкой, необходимостью сочетания теоретической и двигательной подготовки.

Уроки совершенствования обеспечивают упрочение ранее усвоенных знаний, умений и навыков на основе их вторичной осознанности (осмысленности). Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к систематизации и обобщению новых знаний, их повторению и закреплению, формированию двигательных навыков, направленному воспитанию физических и личностных качеств, связанных с оптимальной техникой. Организация учебной физкультурно-спортивной деятельности на таких уроках предусматривает: конкретизацию задач с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники, направленное воспитание физических качеств, теоретических знаний; высокую моторную плотность и внедрение индивидуальных форм организации; введение дополнительных заданий; сокращение (по времени) подготовительной и более продолжительную заключительную часть урока; избирательность в использовании средств физической культуры (упражнений) и их дозировке.

Уроки контроля предназначены для выявления этапных показателей двигательной и теоретической подготовленности (этапный и текущий контроль). Урок целесообразно проводить в форме соревнований, где создаются соответствующий эмоциональный фон и материально-технические условия для демонстрации каждым учащимся личностных достижений. Программа тестовых испытаний должна быть известна ученикам и реализована ими после соответствующей разминки и опробования. Выставленная оценка подлежит аргументации и учету (журнал). Результаты контрольного урока являются основой для четвертной оценки (оценки за раздел программы) и коррекции целостного образовательного процесса в сфере физической культуры.

Уроки смешанного типа имеют тренировочную направленность и отличаются от вышеозначенных разнообразием решаемых дидактических задач. В них должны оптимально сочетаться изучение нового материала, совершенствование ранее изученного и оперативный контроль. Так, в частности, в процессе изучения нового материала можно сразу же организовать его закрепление и контроль за усвоением, к примеру знаний по технике изучаемого. Такие уроки организуются на основе, как правило, одного вида физкультурно-спортивной деятельности и требуют соблюдения рациональной последовательности в овладении его содержанием.

Заметки на полях

Например, после подготовительной части урока следует специальная разминка, обеспечивающая подготовленность к изучению нового; контролю должно предшествовать опробование ранее изученного материала; воспитание физических качеств подчинено определенной логике: сначала воздействие на становление ловкости, быстроты и гибкости и позднее — силы и выносливости. В смешанных уроках важно соблюдать основные положения дифференцированного подхода, что позволит эффективнее решать всю совокупность дидактических задач.

Комплексные уроки наиболее распространены в практике физического образования; их основная отличительная особенность заключается в возможности реализации разнохарактерной деятельности в отношении формирования компонентов физической культуры личности. Такие уроки обеспечивают оптимальное соотношение между максимальным удовлетворением потребностей занимающихся (чаще групповых) в физкультурно-спортивной деятельности и комплексным решением дидактических задач. Таким образом достигается повышение активности занимающихся и их психофизическая «загруженность», сознательное участие в процессе физического совершенствования, более ощутимые сдвиги в двигательной подготовленности. Как правило, уроки комплексного типа организуются в групповой форме на основе тех видов спорта, содержание которых наиболее приемлемо для решения определенных задач каждого урока (например, направленное воспитание ловкости потребует использования упражнений из гимнастики и спортивных игр; в то же время контроль за состоянием быстроты затруднен без использования легкоатлетических упражнений и т.п.).

Представленность классно-урочной формы организации процесса освоения физической культуры и занятиями урочного типа определяется, главным образом, тем, в каких образовательных учреждениях и занятиях с каким контингентом они используются.

Таким образом, «классический» урок применяется практически во всех образовательных учреждениях, где его проведение регламентировано финансированием, программой, составом занимающихся и т.п. (как правило, в рамках формально заданного процесса физического образования), тогда как всевозможные занятия урочного типа менее регламентированы (по вышеозначенным характеристикам), используются в процессе освоения иных видов физической культуры и, в свою очередь, могут классифицированы по направленности (213, т.1, с. 328-329; 161, с. 121-122; 215, с. 173-175).

Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфический характер с преобладанием упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Тренировочные занятия используются в работе с занимающимися избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.

Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки.

Уроки с лечебной целью проводятся для здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реабилитационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по специально разработанным методикам.

Методические уроки имеют место в системе подготовки и переподготовки физкультурных кадров. Они поводятся для обучения методике, разработки и проведения уроков физического воспитания, формирования методических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специалистов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обучаемых, а на их профессиональное образование (рис. 18).

 

Занятия урочного типа

                   
         


Общей физической подготовки
Учебно-тренировочные (тренировочные)
Профилирование (ППФП, военной направленности и т.п.)
Лечебные
Методические

       
   


Рекреацион-ные
Реабилитацион-ные
ЛФК
Оздорови- тельные

Рис. 18. Классификация занятий урочного типа

Заметки на полях

В практике физического образования возможно организовать и реализовать уроки следующих типов (как правило смешанного): уроки – соревнования (см. «соревновательный метод»); уроки взаимообучения (ролевое участие занимающихся в физкультурно-спортивной деятельности); уроки–конкурсы (организование по типу «кто лучше», «кто точнее», «кто техничнее» и т.д.); интегральные уроки (комплексное воздействие на двигательные и личностные способности); уроки «круговой тренировки» (см. методы освоения физической культуры) и др.

 

Эффективность физического образования, его результативность в значительной мере определяются качеством структурного построения урока. В настоящее время под структурой урока понимается количество его структурных единиц, их соотношение и взаимосвязь, назначение и содержание, последовательность и оптимальная продолжительность каждой из них (166, с. 423; 249, с. 93; 173, с. 379; 164, с. 282; 220, с. 137; 218, с. 153; 217, с. 206 и др.).

Наиболее масштабными структурными единицами урока являются части: подготовительная, основная и заключительная (здесь и далее разработано и систематизировано по материалам: 211, Т.1, с. 279-286; 209, Т.1, с. 275-279; 218, с. 153-159; 247, с. 215-217; 11, с. 140-148; 133, с. 330-343; 213, т.1, с. 329-333; 217, с. 206-210; 166, с. 322-329; 167, с. 304-308; 244).

Заметки на полях

Трехчастая структура построения занятий физическими упражнениями, освоения физической культуры (в рамках урока) обусловлена четырех фазным характером реагирования человека на физическую нагрузку (а именно она, как правило, основа урока, занятия): первая фаза – предрабочие сдвиги, свидетельствующие об общей мобилизации сил (преднамеренная готовность к выполнению работы в психоэмоциональном и поведенческом отношении); вторая фаза – врабатываемость, отражающая становление слаженности в деятельности систем и функций; ритма работы, действий и движений; третья фаза – устойчивое состояние (оптимальное и четко согласованное взаимодействие двигательной и вегетативной функций); четвертая фаза – снижение работоспособности (снижение количественно-качественных показателей работоспособности на основе рассогласования в деятельности всех систем (вегетативной, двигательной, психоэмоциональной и т.д.) (209, Т.1, с. 268-271; 213, Т.1, с. 325-326; Н.В. Зимкин, 1975, с. 353-363; 220, с. 138) (табл. 1).

 

Таблица 1.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.