Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека,





Скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней.

Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен»

Схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.

Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность, именуемую личностью.

.

Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему

Содержанию. Однако не следует их отождествлять.

Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни.

Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура.

Поэтому, например, эмигрант, приехавший в чужую страну, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Отсюда можно заключить, что социализация, т. е. адаптация к социальному

порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация –

Приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Русские эмигранты первой волны во Франции до конца своих дней ощущали себя не французами, а русскими, несмотря на то, что многие из них стали благополучными бизнесменами,инженерами, учеными и т.д.

Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через

Прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в

Общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации –личность.

Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по

Разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами

Человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже –остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости.

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном

Направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться.

Когда оба процесса идут в одном направлении, т.е. совпадают, то мы можем

Увидеть, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Например, люди, воспитанные среди животных, вернувшись в человеческое общество, не способны адаптироваться в нем. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Дети, воспитанные в детских домах или люди, долгое время находившиеся в местах лишения свободы, оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. У них средние величины инкультурации и социализации. Считается, что наивысшим потенциалом обладает интеллигенция. Это – элитарная часть общества, т.е. люди, которыеявляются социально активными и культурно состоявшимися.

Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение

некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе:

Основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера.

Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

44. Антропологические модели и способы их презентации в современной культуре.

Индивидуализм собственника

Научная революция

Современное общество основано на концепции человека-атома (индивид - от лат. «неделимый», т.е. по-гречески «атом»). Каждый человек является неделимой частицей человечества, т.е. разрываются все человеческие связи, в которые раньше он был включен (Модель Ньютона).

Каждый свободный индивид имеет эту частную собственность – собственное тело, и в этом смысле все индивиды равны. Раньше его тело принадлежало частично семье, общине, народу. Теперь он может уступать его по контракту другому, как рабочую силу. Так возник миф, о человеке экономическом.

.

45.Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.