Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ





ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

 

1. Культура Древней Греции, ее периодизация и основные черты.

2. Культура периода архаики.

3. Культура классического периода.

4. Культура эпохи эллинизма.

5. Основные черты и особенности культуры Древнего Рима.

6. Общая характеристика средневековой культуры, ее основные черты.

7. Рыцарская культура Средневековья.

8. Городская культура Средних веков.

9. Основные художественные стили Средневековья: романский, готический.

10. Романтизм в художественной культуре XIX века.

11. Реализм, его роль в культуре XIX века.

12. Поиски стиля в культуре конца XIX – начала XX века (импрессионизм, символизм, декаданс и др.).

13. Культура Древней и Средневековой Руси: ( основные факторы формирования русского самобытного типа и русской ментальности. Культурно-историческое развитие дохристианской Руси. Крещение Киевской Руси. Самобытность культуры Киевской Руси. Культура Московской Руси. Особенности новгородской и псковской культуры.)

14. Культура России Нового времени: ( Петровские реформы как опыт государственной секуляризации культуры. Реформы в области образования, развитие научного знания. Укрепление культурных связей с Западом. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени. Особенности русского Просвещения.)

15. Русская культура XIX – начала XX века: ( консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры. Достижения русской науки. «Серебряный век» русской культуры.)

16. Культура советского общества, современная социокультурная ситуация: ( приобщение широких народных масс к культуре и искусству. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Утверждение советского патриотизма и гражданственности в искусстве. Искусство «шестидесятников». Экономический и социально-духовный кризис в обществе. Рост аморализма, коммерциализация и вестернизация культуры, массовая культура. Проблемы и перспективы культурного развития России, её место в мировом сообществе.)

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Культурология как наука, ее место в системе гуманитарного знания.

2. Культура и общество.

3. Культура и личность.

4. Культура и духовная жизнь общества.

5. Культура и цивилизация.

6. «Веды»: картина жизни племен и сословного общества, основа индийской лирики, эпоса и драмы.

7. Буддизм.

8. Йога в системе индийской культуры.

9. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

10. Даосизм и конфуцианство: их влияние на развитие культуры.

11. Мифология и религия древних греков.

12. Гомер: «Илиада» и «Одиссея».

13. Древнегреческий театр.

14. Архитектура и скульптура Древней Греции.

15. Влияние древнегреческой культуры на мировую культуру.

16. Отличительные черты культуры Древнего Рима.

17. Поэзия Древнего Рима.

18. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

19. Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культур.

20. Влияние древнеримской культуры на мировую культуру.

21. Патристика и схоластика в средневековой философии.

22. Религия как доминирующий элемент культуры средневековья.

23. Зарождение городской культуры в Европе.

24. Средневековая литература.

25. Искусство средневековой Европы.

26. Основные черты культуры Возрождения.

27. Литература раннего итальянского Возрождения.

28. Живопись итальянского Возрождения.

29. Культура Северного Возрождения.

30. Реформация как переход от Возрождения к Новому времени.

31. Влияние буржуазных революций на развитие культуры Нового времени.

32. Философия Нового времени: проблемы государства и права.

33. Искусство Нового времени.

34. Барокко в архитектуре и живописи.

35. Искусство и эстетика классицизма.

36. Общие черты развития мировой культуры в XIX веке.

37. Романтизм и реализм в европейском искусстве.

38. Начало неклассической эпохи в истории искусства.

39. Идеи русской культуры в XIX веке.

40. Философско-политические учения XIX века.

41. Культура и глобальные проблемы современности.

42. Проблема свободы в культуре XX века.

43. Культура и контркультура.

44. Культура и проблема отчуждения.

45. Основные направления современных молодежных субкультур.

46. Особенности учений о культуре в эпоху Возрождения.

47. «Классическая модель» культуры Нового времени.

48. Концепция культуры в немецкой классической философии.

49. Марксистское понимание культуры.

50. Идеи «неклассического» понимания культуры.

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Культурология как наука (4 часа)

Возникновение культурологи как особой научной дисциплины в ХХ веке. Подходы к определению культурологии как науки, ее предмета. Базовый вопрос культурологии, что такое культура и каково ее место среди других феноменов общественной жизни.

Особенности изучения культуры. Место культуры в общественной системе. Социальные детерминанты культуры. Различные подходы к определению феномена культуры: культура как система ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в семье и обществе и воспроизводящих традиции отношения к природе; культура как «вторая природа», традиция противопоставления культуры и природы; культура как способ освоения человеком природы и окружающего мира, как способ реализации творческих сил человека. Цивилизационный подход к анализу культуры. Культура и цивилизация. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского («Россия и Европа»); понимание цивилизации в учении О.Шпенглера (по работе «Закат Европы»); цивилизационная концепция А.Тойнби (по работе «Постижение истории»).

Объективные функции культуры: формирование системы ориентиров, позволяющей человеку определить свое место в мире и идентифицировать себя с той или иной культурной общностью; трансляция социального опыта, традиция как способ сохранения культуры, проблема соотношения традиции и новации; культура как способ социализации личности.

Духовная культура как система. Субстанциональные и функциональные элементы культуры.

Преемственность как закономерность развития культур. Диалог культур.

Ориентированность культуры на развитие человека. Саморазвитие человека в качестве субъекта культурно-исторического процесса. Человек – творец культуры и ее адресат.

Типология культур. Традиционная для европейского самосознания парадигма Восток – Запад. Проблема периодизации культуры.

 

Тема 4. Культура Древнего Рима (2 часа)

 

Основные черты культуры Древнего Рима: связь с прошлыми культами, приоритет практического знания над понятийным, особая роль права в жизни общества, примат воинских добродетелей. Влияние этрусской, а затем эллинистической культуры на формирование древнеримской культуры. Римская мифология, ее отличие от греческой. Два периода в истории Древнего Рима – периода республики и период империи.

Зодчество как важнейший вид искусства. Строительство городов, форумов, цирков, акведуков, триумфальных арок. Форум Романум, Пантеон, Амфитеатр Флавиев. Появление скульптурного реалистического портрета.

Древнеримская литература. «Век Августа» - золотой век римской поэзии. Вергилий, Гораций, Овидий. Классическая проза и Цицерон.

Философия стоиков, выдвижение на первый план этических проблем. Наука и образование в Древнем Риме.

 

ГЛОССАРИЙ

Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским.

Авангардизм (фр. avant-garde – передовой отряд) – течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы.

Агиография – жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

Агон (греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.

Акведук (водопровод) – поднятый на высоких арках наподобие моста открытый или закрытый канал для снабжения водой городов, главным образом в Древнем Риме.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Акмеизм (греч. acme – высшая степень, вершина) – направление в русской поэзии 1910-х гг. (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.), провозгласило отход от символизма, внимание к материальному миру, точному значению слова.

Аксиология – (греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Альтернативные культуры – подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы.

Ампир (фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

Амфитеатр – зрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений.

Анимизм (лат. anima – душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.

Античность (лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха Древней Греции и Древнего Рима.

Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США. Ее родоначальником считается Ф. Боас.

Антропология социальная – исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в ХIХ-ХХ вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А. Радклиффа-Брауна, Б. Малиновского.

Антропоморфизм (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

Антропоцентризм (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апокалипсис (греч. apokalypsis – откровение) – одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем». Апокалипсис отражал бунтарские настроения населения восточных провинций, угнетенных Римским государством.

Аполлоновское и дионисийское начало – философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполлоновское символизировало собой светлое, рациональное начало, а дионисийское – темное, страстное, хаотическое. Идеал в искусстве Ф. Ницше видел в некоем равновесии аполлоновского и дионисийского начал в культуре.

Апсида – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ.

Ареопаг (букв. холм Ареса) – 1) в Древних Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии; 2) (перен.) собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов.

Артефакт (лат. artefactum – искусственно сделанный) – какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

Аскетизм (греч. askeо – упражняюсь) – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудрости.

Атлант – 1) в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии – борьбе титанов против олимпийцев (олимпийских богов); 2) мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика и т.д.

Аэды – в начальный период древнегреческой литературы (VIII–VII вв. до н.э.) певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.

Базилика (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.

Баптистерий – помещение для крещения. В западно-европейских странах часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом.

Барокко (ит. barocco – странный, причудливый) – основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI – сер. XVIII вв. Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.

Библия (от греч. biblia – книги) – собрание священных писаний иудаизма и христианства, создававшихся с ХIII в. до н.э. по II в. н.э. Состоит их двух частей – Ветхого завета, который почитается последователями иудаизма и христианства, и Нового завета, почитаемого только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». В Библии нашли отражение социальные условия древних людей, их культ, нормы нравственности, религиозно-философские и этические принципы, элементы художественного творчества.

Брахманизм – 2-я стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Религию отличают сложный ритуал, строгая обрядовая регламентированность жизни, аскетические подвиги и др.

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа, а личность (следовательно и душа) признается иллюзией.

Буффонада – шутовство, подчеркнутое внешне комическое преувеличение.

Ваганты (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие студенты, представители низшего духовенства, школяры. XII–XIII вв. – расцвет вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

Вакханалии – в Древнем Риме празднества в честь Диониса (Вакха), со II в. до н.э. приобретшие характер оргий. Перен. – дикий разгул, оргия.

Вандалы – группа германских племен. В 429–439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 г. государство вандалов завоевано Византией.

Варварство – в культурно-исторической периодизации, установившейся в науке XVIII – XIX вв., средняя из эпох истории человечества: дикость – варварство – цивилизация (схема обоснована Л. Морганом). Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.

Варвары (греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди.

Ведическая культура – индийская культура, основанная на древних священных текстах (ведах).

Веды (санскр. – ведение, знание) – четыре главные священные книги древних индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в течение XII – XVII вв. до н.э., представляют собой теологические трактаты и сведения по социально-экономической и культурной истории древней Индии.

Витраж – сделанная из кусочков цветного стекла (или другого прозрачного материала) декоративная плоскость, закрывающая окна, части дверей и т.п.; особенно часто использовался в романской и готической архитектуре.

Возрождение (Ренессанс) (фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.

Гедонизм (греч. hedone – наслаждение) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

Герменевтика (греч. hermeneuo – разъясняю) – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерение авторов) оснований.

Голгофа – холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.

Готика (итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль (между сер. XII и XV – XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами.

Граффити (ит. graffiti, букв. – нацарапанные) – древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты. Гуманизм в узком смысле – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения.

Даосизм – учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в VI – V вв. до н.э. Основоположником считается Лао-Цзы – древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.

Деизм (лат. dеus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Джихад – священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.

Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Диффузия культурная – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их культурном контакте.

Доминанта культурная (лат. dominans – господствующий) – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры. Например, доминанты римской культуры – гражданственность и государство, понимаемые как включенность в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным его членом, приверженность к интересам государства и готовность идти на жертвы ради него и т.п.

Дорический ордер – древнейший и самый строгий из древнегреческих архитектурных стилей, сложился у племени дорийцев около 600 г. до н.э. Колонна не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз.

Драма (греч. drama – действие) – род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир.

Дученто (ит. ducento, букв. – двести) – итальянское название XIII в. Период в истории итальянской культуры, положивший начало искусству Проторенессанса. Характеризуется ростом реалистических тенденций в рамках средневекового искусства.

Евангелия (букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические.

Европоцентризм – культурологическая концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т.д. происходит только в Европе. Иные культуры воспринимались либо как «недоразвитые», либо как «варварские».

Ереси (греч. hairesis – особое вероучение) – в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

Жанр (фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Западники – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний).

Игра – форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

Икона (греч. eikon – изображение, образ) – в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.

Иконография – в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом.

Импрессионизм (фр. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети ХIХ – нач. ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Индуизм – совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму.

Инквизиция (лат. inqusitio – розыск) – в католической церкви в ХIII – ХIХ вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно с применением пыток. В ХVI –ХVII вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

Инкультурация – процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Инновация культурная – впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Ионический ордер – древнегреческий архитектурный стиль, возникший в Ионии в Малой Азии ок. 600 г. до н.э. Имеет стройную колонну с базой, стволом, каннелюрами, капитель состоит из 2-х крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав – из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.д.

Искусство – один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Ислам, или мусульманство (ар. ислам – покорность) – одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии вVII в. Вероучение ислама изложенное в «священной» книге мусульман – Коране, сложилось из элементов первобытных религий, иудаизма, христианства и зороастризма. В его основе лежит вера а единого бога (Аллаха), творца небес и земли, по воле которого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Основателем вероучения считается пророк Мухаммед.

Иудаизм – религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения – Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

Кааба («куб») – мусульманская святыня, камень кубической формы, метеоритного происхождения, по преданию посланный Аллахом. Этим термином называют также мечеть в г. Мекке, куда мусульмане совершают свой ежегодный хадж (паломничество).

Калокагатия – термин, употреблявшийся в античной культуре как наименование некоторого рода гармонии внутреннего и внешнего, как синтез внутренней добродетели и внешней красоты.

Канцона (ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения.

Капелла (лат. capella) – 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.; 2) хор певчих, с XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Капитолий (Capitoleum) – один из 7 холмов, на которых возник Древний Рим. На холме находился Капитолийский храм, происходили заседания сената, народные собрания.

Кариатида – архитектурная опора в виде статуи женщины в длинном одеянии, употреблялась по большей части в античной архитектуре вместо колонны.

Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание.

Католицизм (греч. katholikos – вселенский) – направление в христианстве, возникшее в результате раскола христианской церкви в ХI в. на западное (католицизм) и восточное (православие). Догматические особенности католицизма: признание исхождения святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и др. Центр католицизма – Ватикан, откуда папа римский и римская курия осуществляют правление всеми католиками.

Кватроченто (итал. quattrocento, букв. – четыреста) – итальянское наименование ХV в.; эпоха расцвета культуры раннего Возрождения.

Кич – этимология этого слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона нач. ХХ в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

Классицизм (лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве ХVII – нач. ХIХ вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Клерикал – сторонник политического течения, добивающегося первенствующей роли церкви и духовенства.

Клир – в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Как социальное явление контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70-х гг. ХХ в. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. В 70-е годы XX в. движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

Коринфский ордер – относительно более новый и богатый древнегреческий архитектурный стиль, сложился ок. 400 г. до н.э., получил название от города Коринфа. Имеет высокую колонну с базой, стволом, каннелюрами и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.

Кризис культуры – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. Кризис культуры характерен для рубежа XX и XXI столетий. На судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культурных ценностей, творческий дух покидает культуру, не способную утолить духовный голод общества.

Сегодня нельзя не видеть в российском обществе явлений, отбрасывающих человека к опасной черте нравственной и духовной деградации. Растет пренебрежение и цинизм к простым этическим нормам культурного человека. Усилились озлобленность, недоброжелательность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и прогнозы. Распространилась эстетическая всеядность. Системный кризис с особой актуальностью поставил вопрос о значении роли культуры, духовности, норм нравственности и их безопасности. Безопасность культуры, в широком смысле, предполагает защиту граждан страны от насильственных духовно-нравственных потрясений, столкновений и разрушений. Проблематика культуры, науки, образования, воспитания, искусства, религии выходит на передний план социально-политических дискуссий. Связь между ними очень тесна и необходима.

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

Культурология (лат. cultura +греч. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

Культурная аккумуляция – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов.

Культурная картина мира – мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.

Культурная трансмиссия – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры.

Ку







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.