Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как обозначить проблему? (К1)





Как обозначить проблему? (К1)

 

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

Самое сложное – комментарий (К2)

Комментарий к сформулированной проблеме – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Необходимо поразмышлять над проблемным вопросам, связанным с прочитанным текстом:

 

Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

 

С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

 

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

 

Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

 

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

 

Типы проблем Значимость проблемы

Категория

 


 

 


экономическая

 

социальная

 

общественно-политическая

 

философская

 

экологическая

 

нравственная

 

эстетическая

 

культурная

 

морально-этическая

 

психологическая

 

идеологическая

 

межнациональная

общественно значимая

 

злободневная, актуальная

 

животрепещущая, жизненная

 

острая, жгучая, спорная

 

важная, насущная

 

основная, главная,

 

сложная, глубокая

 

неразрешимая

 

первоочередная, неотложная

 

мучительная, наболевшая

 

серьёзная и т. д.

 

 


 

 

Авторская позиция (К3)

 

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

 

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

 

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.

 

Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком

 

Аргументация собственного мнения (К4)

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

 

(привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

 

или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

 

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

 

или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

 

 

Виды аргументов.

Аргументы

 

Рациональные(логические)

Иллюстративные

Ссылки на авторитет

 

Реальные факты

Конкретные примеры из жизни

Мнения выдающихся людей

 

Статистика

Примеры из художественных произведений

Цитаты из авторитетных источников

 

Законы природы

Предположительные примеры

Мнение очевидцев

 

Положения официальных документов

Общественное мнение

 

 

Оценивание аргумента.

 

 

Аргументы на 2 балла.

 

Примеры из художественной литературы

Примеры из публицистической литературы

Примеры из научной (научно-популярной) литературы

 

Аргументы на 1 балл

 

Примеры из жизни

Собственные наблюдения и выводы

Предположительные примеры

Ссылки на авторитет

Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения)

Примеры из кинофильмов

 

 

Структура К-4.

Тезис

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.

 

Логический переход

Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

 

Аргумент

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А.Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились троки из стихотворения С.А.Есенина:

 

Если крикнет рать святая:

 

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

 

Я скажу: «Не надо рая,

 

Дайте родину мою».

 

Микровывод

Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

 

Аргументы «за» должны быть

 

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

 

• доступными, простыми, понятными;

 

• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

 

Аргументы «против»

 

должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна. Это потребует

 

• определённого такта,

 

• подчёркнутой корректности.

 

Типичные ошибки К-4.

Отсутствие аргументов.

 

«Довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его.

 

Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста.

 

Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором.

 

Отклонение от тезиса.

 

Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом.

 

Этически некорректное изложение доводов.

 

Задания.

 

1. Подберите афоризмы к следующим проблемам.

 

2. Выберите аргумент (в готовом сочинении), не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.

 

3. Подберите аргументы из художественной литературы к эстетической проблеме восприятия искусства.

 

4. Подтвердите или опровергните следующие тезисы.

 

5. Проверьте правильность структуры аргумента.

 

6. Оцените аргументацию.

 

7. Из коллекции аргументов подобрать несколько к определённой проблеме.

 

8. Выделить в готовом аргументе структуру.

 

9. Подготовить тематический буклет.

 

10. Обоснуйте утверждение А.С.Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

 

11. Обоснуйте утверждение Ф.М.Достоевского: «Петербург – самый фантастический город, с самой фантастической историей из всех городов земного шара».

 

Прочитайте текст и выполните задания А28 -А30; В1 - В8; С1.

 

(1)Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. (2)Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена. (З)Сторожка была на другом берегу. (4)Я покричал Семену, чтобы он подал мне лодку, и, пока Семен отвязывал ее, гремел цепью и ходил за веслами, к берегу по­дошли трое мальчиков и сели у воды. (5)Я спросил, откуда они приехали, и выяснилось, что из Ласковского леса. (б)Мальчишки рассказали, что они из города, который находится недалеко, приехали в лес на работу и вот уже месяц пилят дрова, а на реку иногда приходят купаться.

 

(7)Оказывается, Семен частенько их перевозит на тот берег, на песок.

 

(8)- Он только ворчливый, - сказал один из ребят. - (9)Все ему мало, все мало. (Ю)Ничем ему не угодишь.

 

(11)Я хотел расспросить мальчиков, чего же Семену мало, но в это время он сам подъехал на лодке, вылез, протянул мне и мальчикам шершавую руку и сказал:

 

(12)- Хорошие ребята, а понимают мало, и даже можно сказать, ничего не понимают.

 

(13)- Вот видите, - снова сказал большеглазый паренёк, залезая в лодку. (14)- Я же вам говорил!

 

(15)Семен греб редко, не торопясь, как всегда гребут бакенщики и перевозчики на всех наших реках.

 

(16)Такая гребля не мешает говорить, и Семен, старик многоречивый, тотчас завел разговор.

 

(17)- Ничего вы не знаете. (18)Газетку вы мне намедни принесли, а что в ней написано, того вы толком определить и не можете.

 

(19)И глядя на луга, Семён продолжал:

 

(20)- А написано в ней про любовь к родной земле. (21)А что есть любовь к родине? (22)Вот ты их и спроси, мальчишек-то. (23)И видать, что они ничего не знают. (24)- Как не знаем! - обиделись мальчишки.

 

(25)- А раз знаете, так и растолкуйте мне, старому дураку. (26)Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь, что за родную землю. (27)Так вот ты и скажи: за что же ты идешь?

 

(28)- За наши города и сёла, - сказал веснушчатый мальчик.

 

(29)-Мало!

 

(30)- За свою школу и за наших людей, - сказал мальчик в кепке.

 

(31)-Мало!

 

(32)- И за свой народ, чтобы у него была счастливая жизнь, - сказал большеглазый мальчишка.

 

(33)- Все вы правильно говорите, - сказал Семен, - только мало мне этого.

 

(34)Мальчики переглянулись и насупились.

 

(35)- Вот я и вижу, что вы не все понимаете, - снова заговорил Семен. - (36)Не за одно это мы родную землю любим.

 

(37)- А за что же еще? - спросил веснушчатый мальчик.

 

(38)- Вот ты шел сюда из Ласковского леса по битой дороге на озеро Тихое, а оттуда лугами на Остров и сюда ко мне, к перевозу?

 

(39)-Шел.

 

(40)- А под ноги себе глядел? (41)-Глядел.

 

(42)- А видать-то ничего и не видал. (43)А надо бы поглядывать, да примечать, да останавливаться почаще.

 

(44)- Зачем?

 

(45)- А затем, что в каждой такой траве и в каждом таком цветке большая прелесть заключается. (46)Вот, к примеру, клевер (кашкой вы его называете): ты его нарви, понюхай - он пчелой пахнет. (47)От этого запаха злой человек и тот.... (48)Или, скажем, ромашка. (49)Ведь ее грех сапогом раздавить... (50)Вон облако стоит над рекой. (51)Тебе это невдомек, а я слышу: дождиком от него тянет. (52)Грибным дождем - спорым, не очень шумливым. (53)Такой дождь дороже золота: от него река теплеет, рыба играет, такой дождь все наше богатство растит. (54)Вот на это все поглядишь и подумаешь: жизни нам отведено мало, нам надо двести лет жить - и то не хватит. (55)Наша земля -прелесть какая! (56)Эту прелесть мы уберечь должны, защитить, не давать на осквернение... (57)Все шумите: «родина», «родина», а вот она, родина, за стогами!

 

(58)Мальчики, задумавшись, молчали. (59)Лодка ударилась носом в песчаный берег.

 

(60)- Так-то, ребята, - сказал Семен. (61)- Опять, наверное, будете на деда жаловаться: мол, все ему мало да мало. (62)Непонятный какой-то дед.

 

(63)- Нет, понятный, конечно, понятный, - сказал маленький мальчик. - (64)Спасибо, дедушка.

 

(65)Мальчики побежали к песчаной косе купаться. (66)Семен поглядел им вслед и вздохнул.

 

(67)-Учить их стараюсь, - сказал он. (68) – Уважению учить к родной земле. (69) Без этого человек - не человек, а труха!

 

Примерный вариант сочинения

 

Формирование любви к Родине

 

Родина! Это ощущение счастья и гордости от зрелища огромной нашей земли, её лесов, морских побережий…Это тихая красота средней полосы России, величественная – Дальнего Востока и Сибири, яркая – юга. Это бесконечные дороги, уводящие в сказочные уголки страны.

 

Поэтому воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, городу, к родному слову – задача самая важная.

 

Но как воспитать эту любовь? Автор текста... ставит перед читателем важную проблему формирования любви, уважения к Родине. Эта нравственная проблема касается каждого жителя нашей страны. Особенно сейчас, во время перемен, важно не растерять это священное чувство, а бережно формировать и передавать следующим поколениям.

 

Недаром в самые трудные времена призыв «За Родину» заставлял и слабых становиться героями.

 

Автор восхищается нашей родной землёй, необыкновенной красотой природы. Герой текста К.Паустовского перевозчик Семён призывает к охране, защите родной земли. Особенно заслуживает внимания тот факт, что старый бакенщик убедительно, эмоционально учит мальчиков, подрастающее поколение. В репликах Семёна ясно слышится голос автора об уважении к родной земле. «Без этого человек – не человек, а труха!»

 

Мне близка позиция автора.

 

Тезис. На мой взгляд, человек настолько нравственен, насколько в нем развито чувство любви к Родине. Человек без родных мест, что дерево без земли: засохнет, погибнет. Логический переход. И как трудно расставаться с близкими сердцу местами. По этому поводу вспоминается Дарья, героиня повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

 

Аргумент. Старой Дарье Пинигиной больно наблюдать уничтожение родной деревни. Дарья понимает, что люди теряют не просто дом, но большее, поэтому она так трогательно прощается с ним, собирая, как человека, в последний путь: белит печь, моет окна, …. Героиня осознает, что так теряют корни, себя, свою историю, а значит, и смысл жизни. Как же ей теперь передать будущему часть себя, своего понимания мира, если даже собственные сын и внук – Павел и Андрей - не поддерживают её и перебираются в город. Микровывод. Так, на мой взгляд, и появляется конфликт поколений.

 

Тезис. «Человек без Родины, что птица без гнезда», - гласит народная мудрость. Логический переход. Любовь к родному «гнезду», к родной природе воспитывается с детства. Аргумент. Так было в семье русского художника Василия Поленова. Уже первые зарисовки были сделаны им в шестнадцатилетнем возрасте, во время путешествия по древним русским городам, и (микровывод) теперь мы можем любоваться такими картинами, как «Московский дворик», «Заросший пруд», …

 

Формирование любви к родному краю связано и с изучением истории, литературы, повествующей о героических событиях. Ярким примером воспитания и проявления глубокого чувства любви к Родине мы видим в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Герой повести сам предан родному краю, вере христианской, товариществу и сыновей своих приучает ценить эти святые понятия.

 

Пусть имена таких литературных героев, как Тарас Бульба, Левша, Андрей Болконский всегда живут в наших сердцах и помогают любить, оберегать нашу великую Родину!!!

 

4. Строить работу необходимо в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

Комментарий.

Авторская позиция

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Вывод (заключение).

 

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

 

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

 

Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы

 

не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. Б. Паскаль

 

 

Как обозначить проблему? (К1)

 

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.