Философско-нравственные проблемы
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философско-нравственные проблемы





Проблема Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).
Проблема поиска смысла жизни Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины. Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». — Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент». Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни является рассказ А. П. Чехова «Студент» Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.   Литературные аргументы: — Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым… — М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». — В. Быков. Повесть «Сотников».
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».   Литературные аргументы: — А. Твардовский. Поэма «По праву памяти». — Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок». — Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое». — И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне». — В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич). — И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».   — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов). — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев). — М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.) Литературные аргументы: 1) Проблема нравственной стойкости: — М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов). — А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая). — В. Быков. «Сотников». 2) Проблема нравственного падения: — А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия». — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды). — А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения). — А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Проблема милосердия, сострадания Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) — И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий». — Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида). — В. Тендряков. «Хлеб для собаки».
Проблема чести, благородства, справедливости   Сложность и противоречивость человеческих поступков: Отношения человека с другими людьми: Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв). — М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников). проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может при­вести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?); проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие челове­ка?). проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Воз­ можно ли продолжение дружбы после предательства? проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации; проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. Литературные аргументы: В. Распутин «Живи и помни». проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; проблема истинной дружбы; проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?); проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя. Л.Н.Толстой «Война и мир».  
Проблема судьбы Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин). — М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин). А. Грин « Зеленая лампа»
Проблема истинной дружбы Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября». — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).
Проблема воспитания Литературные аргументы: — В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой). — М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин). — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву). — Д. И. Фонвизин. «Недоросль». — Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова). — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).
Проблема внутренней свободы (несвободы) Литературные аргументы: — А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником). — А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
Проблема отцов и детей Литературные аргументы: — К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». — И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов). проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение разли­чий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколе­ний уважать взгляды друг друга?); проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; проблема предательства детьми своих родителей.  
Проблема равнодушия, душевной черствостиЧеловеческое благородство: Литературные аргументы: — А. Платонов. Рассказ «Юшка». — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч». — А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня». проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может при­вести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?); проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие челове­ка?). Честь и человеческое достоинство: проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценно­стей?); проблема защиты чести и собственного достоинства; проблема истинных и ложных жизненных ценностей.  
Проблема преданности, верности в любви Литературные аргументы: — А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера). — И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).
Проблема веры (безверия) Литературные аргументы: — М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).
Проблема счастья Литературные аргументы: — И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер». — А. П. Чехов. Рассказ «Студент».
Проблема совести Литературные аргументы: — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).
Проблема античеловечной сущности войны Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы». — М. Шолохов. Рассказ «Родинка». — Ю. Бондарев. Рассказ «Война». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

«Помни имя свое!» . Историческая память. Отношение к культурному наследию



1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель).

2 Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ).

3.Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был <В. Тальников, русский писатель).

4.Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю <Ф. Абрамов, русский писатель).

Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом».

Человек, который смотрит вдаль с горы, может видеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче.

Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они станут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.

Г. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты-это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает беспочвенность тех, кто оторвался от «почвы», традиций своего народа.

«Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что разрывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные силы, чувство единства с «богатырями» прошлого.

Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников.

Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди, заметил, как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! Ты мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».

Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфликту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однажды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку.

Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленинграда, в которой от голода и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о переводе своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге.

Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать. Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздражения, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках?

Недаром время называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию.

В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами, что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком.

Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой.

Старший сын царя Александра 2 был прикован к постели и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязательной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведенный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына.

В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на шалаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов! Разбившийся сосуд произнес:- Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься.

В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромные статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более двух тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

 

 

«Всегда оставайся человеком!»

Нравственные качества человека. Честь и достоинство как высшие ценности человека Конфликт человека и общества Человек и социальная среда.

Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, кому тогда было » лет, отказался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все необходимые сведения Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум – генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.

Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая 2 от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно !» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрии выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.

Комбат Сергей Солнечников во время учений ценой собственной жизни спас нескольких своих подчиненных. В одной из воинских частей Белогорска произошло чрезвычайное происшествие. Когда солдат во время учений сделал бросок, граната срикошетила от бруствера. Сергей сразу оценил, чем обернется взрыв. Он успел оттолкнуть срочника к группе солдат, которые ожидали своей очереди для метания гранат, и накрыл снаряд собой.

Во время покушения на царя Александра2 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр получил смертельное ранение.

 

Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, нарушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством.

Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывается, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой природе многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.

Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

Известного революционера Г. Котовского за разбои приговорили к смертной казни через повешение. Судьба этого незаурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.