|
Для специальности 050303.65 – Иностранный языкСтр 1 из 4Следующая ⇒ Для специальности 050303.65 – Иностранный язык Вы приступаете к изучению нового курса «Культурология», целью которого является формирование целостного представления о высших достижениях человечества в сфере мировой культуры и искусства на всем протяжении длительного пути его исторического развития, а также овладение навыками самостоятельного анализа и оценки явлений культурно-художественной жизни разных эпох и народов. В данной памятке содержится информация, которая Вам необходима для освоения раздела дисциплины, проверки качества знаний и получения конкретных результатов обучения (тематическое содержание, вопросы для семинарских и практических занятий, источники поиска информации, задания для самостоятельной работы, правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов, сроки сдачи отчетностей). Оценивание результатов обучения студентов осуществляется в соответствии с правилами рейтинговой системы (Приложение 1). По правилам рейтинговой системы по текущей работе в течение семестра Вы можете набрать максимально 100 баллов. Каждый вид учебной деятельности оценивается определенным количеством баллом. Например, за устный ответ на семинаре Вы можете получить 5 баллов, за правильно выполненное практическое задание Вы можете заработать до 5 баллов. (Критерии оценки отражены в приложении 2). Отдельно оценивается Ваша самостоятельная работа. За каждое выполненное задание для самостоятельной работы можно получить до 6 баллов. Кроме того, посещение всех практических занятий также принесет в общую копилку 8 баллов только в том случае, если Вы будете присутствовать на не менее 50% учебных занятий. Все виды работ сдаются и оцениваются в строго установленные сроки (Приложение 3). В течение семестра Вас ждут два текущих контроля. Текущий контроль 1 предполагает коллоквиум по основным понятиям и терминам. За это Вы можете получить максимум 10 баллов. Текущий контроль 2 осуществляется в виде компьютерного или письменного тестирования с использованием аттестационных педагогических измерительных материалов. За это Вы можете получить максимум 14 баллов. Вы можете заработать премиальные баллы за активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища), научную работу (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, публикация статей и т.д.), за выполнение практических заданий с использованием презентаций, фильмов, слайдов, наглядных пособий до 15 баллов. Вы можете быть «оштрафованы» в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения текущей работы по видам, за отказ отвечать на практических (семинарских, лабораторных) занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах баллов, начисляемых за соответствующий вид текущей работы (Приложение 1). Неявка на практические (семинарские, лабораторные) занятия и на текущий контроль (отказ от него) оценивается нулевым баллом. По данному разделу предусмотрен промежуточный контроль в форме зачёта. Зачёт проводится по билетам. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить на зачёте - 30 баллов. С Вашего согласия. Вам может быть выставлена отметка по результатам текущей работы и текущего контроля при условии выполнения всех обязательных видов учебной деятельности и накопления 51 балла и более. Отметка в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку проставляется преподавателем в день проведения зачета. Ваше присутствие при этом не является обязательным. Информация для самоконтроля: Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки
Тематический план дисциплины «Культурология» для специальности 050303.65 - Иностранный язык
Содержание занятий, дифференцированных по видам работы I. Проблемы теории культуры. Тема 1. Сущность и общие закономерности функционирования и развития культуры. Объект. Предмет, задачи и структура культурологи как науки. Место культурологи в системе гуманитарных наук. История становления понятия «культура». Многозначность понятия культура. Важнейшие подходы к определению и пониманию культуры. Сферы культуры. Культура и природа (натура). Культура и общество. Культура и человек. Культура и цивилизация. Наука и культура. Технологические основания культуры. Культура и религия. Культура как система смыслов и ценностей. Структурный анализ культуры. Функциональные элементы культуры. Типологизация культур. Проблема локальных культур. «Запад-Восток» в культуре Р. Киплинг, М. Ганди, Н. Рерих, В.Соловьёв, Л. Толстой и их концепции взаимоотношений Запада и Востока в культуре. Проблема направленности эволюции культуры. Основные термины и понятия: культура, культурология, мировая культура, национальная культура, материальная культура, духовная культура, цивилизация, технократия, технофобия, миф, идеалы, ценности, гуманизм, семиотика, соционормативность, аксиология, локальная культура. Тема 2. Основные культурологические концепции 18-19 вв. Первоначальные представления о культуре в древности и средние века. Накопление эмпирических знаний о культуре в эпоху Великих географических открытий 15-16 вв. Первые обобщения и возникновение культурологической науки. Монофакторные взгляды на культуру философов – просветители 18 века: теория «культурной деградации» Ж.-Ж. Руссо. Возникновение первых культурологических школ в 19 веке: эволюционистской (Г. Клемм, Ю. Липперг, Э. Тайлор), диффузионистской (Ф. Ратцель), антропологической (А. Бастиан, Т. Вайтц), культурно-исторической (Ф. Боас), иррационалистической (концепция природной антикультурности Ф. Ницше), идеалистической концепция типологии культуры (Г.В. Гегеля), позитивистской (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Марксистские теории культуры. Основные термины и понятия: сравнительно-исторический метод, «дикость», «варварство», «цивилизация», культурокритицизм. Деградация, культурный диффузионизм, культурный пережиток, культурный ряд, культурное явление, аморальность, «воля и власть», «дионисийское» и «аполлонистичекое» начала в культуре, «мировой разум», антропологизм, культурный релятивизм, культурный позитивизм.
II. Проблемы развития мировой культуры. Семинар № 2: Первобытная культура и её особенности. Вопросы для обсуждения 1. Материальные основания первобытной культуры, от палеолита к неолиту. 2. Формы социализации в первобытной культуре: первобытная община и семейно-брачные отношения периода каменного века, их формы и эволюция. 3. Мировоззрение древнего человека: донаучные представления первобытного человека о мире, роль мифа в первобытной культуре. 4. Первичные формы религиозности и религия в первобытной культуре: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Задание для самостоятельной работы (КСР 1): - каково значение знаний о первобытной культуре сегодня; - значение реконструкции первобытной культуры и её временные параметры. Теория «двух скачков»; - предметное и духовное освоение мира. Синкретизм; - ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм; - что такое архетип, приведите примеры. Литература: 1. Большая советская энциклопедия. 2. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 37-44, 48-52, 54-56, 61-64, 71-74, 78-78, 95-99, 139-143, 168-181. 3. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1950 г. 4. Першиц А.И. и др. История перваобытного общества. М., 1982 г. 5. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2. 6. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41.
Вопросы для обсуждения (УО 2) 1. Проблема происхождения древних цивилизаций Востока: изменения в общественной жизни земледельческих племён; сельская община, возникновение рабства и государства. 2. Феномен деспотии Древнего Египта и Месопотамии. Сакральный характер научных представлений. Особенности «религиозного реализма» Древнего Египта и Месопотамии. 3. Культура Китая. Конфуцианство и даосизм. Этика и ритуал в традиционном Китае. 4. Культура Индии. Буддизм и индуизм. Индийский эпос и его значение для мировой культуры. 5. Традиции и новации в культуре Японии. Синтоизм и его значение для духовной жизни японской нации. Практическое задание (ПЗ 1): - в каких сакральных текстах нашли отражение история и мифология Шумера, приведите примеры; - как вы понимаете выражение вавилонян, дошедшие до наших дней: «Сильный человек живёт своими руками, а слабый – ценой своих детей», и почему иногда это высказывание применяют относительно современной российской культуры; - Индийская культура – одна из самых уникальных культур мировой цивилизации. Что, на ваш взгляд, этому способствовало; - что собой представляет даосизм, назовите главные принципы даосизма; - назовите основные достижения древнего Китая. Литература: 1. Большая советская энциклопедия. 2. Советская историческая энциклопедия. 3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 229-241, 317-329. Т.2. С. 26-31, 61-67, 207-210, 227-228. Т.3. С. 294-297, 312-321. Т. 5. С. 79, 139-141, 264-265, 366-371, 501-505. 4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2. 5. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41. 6. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996 г. С. 151-172.
Вопросы для обсуждения (УО 3)
Практическое задание (ПЗ 2): - объясните словосочетание из мифологии Древней Греции. Вошедшие в наш обиход, и их современный контекст: «троянский конь», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «авгиевы конюшни»; - есть мнение, что греческий полис благодаря своим небольшим масштабам интенсифицировал развитие античной культуры. Подтвердите или опровергните это мнение. - период расцвета древнегреческой культуры называют «греческим чудом». Существуют ли какие-нибудь объяснения этого феномена; - охарактеризуйте понятия «полис», «миф», «логос»; - перечислите основные философские системы античности, приведите примеры; - что было главным фактором культурного развития Древней Греции. Литература:
Вопросы для обсуждения (УО 4)
Задание для самостоятельной работы (КСР 2): - раскройте культурологический смысл понятий «Возрождение», «гуманизм», «секуляризация»; - в чём состоят особенности распространения гуманистической культуры в Италии и других европейских странах; - охарактеризуйте основные научные открытия этого периода; - каковы коренные отличия в культурных парадигмах Средневековья и Возрождения и чем были вызваны естественнонаучные открытия Галилея и Джордано Бруно, натурфилософские изыскания Н. Кузанского. Литература:
Вопросы для обсуждения (УО 5) 1. Западноевропейский абсолютизм как культурный фактор. 2. Социально-экономические основания развития культуры Европы эпохи Просвещения. 3. Религиозное сознание эпохи абсолютизма: пуританизм, янсенизм. Проблемы образования и системы воспитания в культуре эпохи Просвещения. 4. Абсолютизация роли науки в 17 веке: смена философских догматов; разработка эмпирических оснований науки (появление химии, открытия в области математики, физики, анатомии, физиологии). 5. Философские и эстетические концепции Просвещения: учения Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, Г. Лейбница. Д. Юма, энциклопедистов. Литература: 1. Большая советская энциклопедия. 2. Советская историческая энциклопедия. 3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.12. С. 582-587. Т. 13. С. 26-34, 182-189, 252-263. Т.15. С. 140-141, 307-316. 4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. М., 1988 г. 5. Учебник по культурологи соответствующего раздела.
Вопросы для обсуждения (УО 6) 1. Социокультурные доминанты промышленной революции 19 века. 2. Естественнонаучный и гуманитарный комплексы знания в культуре 19 века. 3. Наука и техника в системе культуры 20 века. Создание новой картины мира. 4. Человек в культуре 20 века. Культура и коммуникации. Культура и массовая культура. Практическое задание (ПЗ 3): - каковы социокультурные условия развития и какую трансформацию претерпевают основные нововременные мировоззренческие установки в 19 веке; - охарактеризуйте индустриальную цивилизацию; - на каких духовных посылках западноевропейской культуры основывался научный и технический прогресс 19 в; - охарактеризуйте место философии в культуре Европы 19 века; - определяющим типом художественной культуры 19 века становится асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений. Чем вы это объясните; Литература:
Вопросы для обсуждения (УО 7)
Задание для самостоятельной работ (КСР 3): - каковы социокультурные особенности и основные культурные доминанты восточной и западной культур; - назовите и охарактеризуйте традиционные общества. В чём особенности стиля мышления представителей восточных и западных культур; - существует ли культурное влияние на Русь Орды; - в чём состоят достижения и проблемы в области советской культуры. Литература:
Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания кафедры Культурологии и литературы № от 2011г. Зав. кафедрой Океанский В.П.
Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов Естественно-географического факультета Приложение 2 Критерии оценивания устного ответа, выполнения практического задания и задания для самостоятельной работы
Лист ознакомления
для специальности 050303.65 – Иностранный язык Вы приступаете к изучению нового курса «Культурология», целью которого является формирование целостного представления о высших достижениях человечества в сфере мировой культуры и искусства на всем протяжении длительного пути его исторического развития, а также овладение навыками самостоятельного анализа и оценки явлений культурно-художественной жизни разных эпох и народов. В данной памятке содержится информация, которая Вам необходима для освоения раздела дисциплины, проверки качества знаний и получения конкретных результатов обучения (тематическое содержание, вопросы для семинарских и практических занятий, источники поиска информации, задания для самостоятельной работы, правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов, сроки сдачи отчетностей). Оценивание результатов обучения студентов осуществляется в соответствии с правилами рейтинговой системы (Приложение 1). По правилам рейтинговой системы по текущей работе в течение семестра Вы можете набрать максимально 100 баллов. Каждый вид учебной деятельности оценивается определенным количеством баллом. Например, за устный ответ на семинаре Вы можете получить 5 баллов, за правильно выполненное практическое задание Вы можете заработать до 5 баллов. (Критерии оценки отражены в приложении 2). Отдельно оценивается Ваша самостоятельная работа. За каждое выполненное задание для самостоятельной работы можно получить до 6 баллов. Кроме того, посещение всех практических занятий также принесет в общую копилку 8 баллов только в том случае, если Вы будете присутствовать на не менее 50% учебных занятий. Все виды работ сдаются и оцениваются в строго установленные сроки (Приложение 3). В течение семестра Вас ждут два текущих контроля. Текущий контроль 1 предполагает коллоквиум по основным понятиям и терминам. За это Вы можете получить максимум 10 баллов. Текущий контроль 2 осуществляется в виде компьютерного или письменного тестирования с использованием аттестационных педагогических измерительных материалов. За это Вы можете получить максимум 14 баллов. Вы можете заработать премиальные баллы за активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища), научную работу (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, публикация статей и т.д.), за выполнение практических заданий с использованием презентаций, фильмов, слайдов, наглядных пособий до 15 баллов. Вы можете быть «оштрафованы» в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения текущей работы по видам, за отказ отвечать на практических (семинарских, лабораторных) занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах баллов, начисляемых за соответствующий вид текущей работы (Приложение 1). Неявка на практические (семинарские, лабораторные) занятия и на текущий контроль (отказ от него) оценивается нулевым баллом. По данному разделу предусмотрен промежуточный контроль в форме зачёта. Зачёт проводится по билетам. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить на зачёте - 30 баллов. С Вашего согласия. Вам может быть выставлена отметка по результатам текущей работы и текущего контроля при условии выполнения всех обязательных видов учебной деятельности и накопления 51 балла и более. Отметка в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку проставляется преподавателем в день проведения зачета. Ваше присутствие при этом не является обязательным. Информация для самоконтроля: Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|