|
Глава I. Внутренний мир травмы в его дьявольской формеСтр 1 из 30Следующая ⇒ Юнг и диссоциация Клинический пример: человек с топором Интерпретация и теоретический комментарий Система самосохранения и аутоиммунная реакция психики Эволюционная теория происхождения Темной Самости Миссис Y и мужчина с ружьем Интерпретация и теоретический комментарий Мэри и демон обжорства Интерпретация и теоретический комментарий Глава 2. Другие клинические примеры функционирования системы самосохранения Маленькая девочка и ангел Линора и крестная-фея Интерпретация и теоретический комментарий Густав и его небесные родители Интерпретация и теоретический комментарий Терапия Густава: восстановление травматических воспоминаний Кэй и ее дельфины Интерпретация и теоретический комментарий Патриция и дитя-призрак: когда дух возвращается в тело Психосоматические расстройства и система самосохранения Разум Дух Психика Расщепление разума, тела и духа при травме Глава 3. Диалог между Фрейдом и Юнгом о внутреннем мире травмы Жане и демоны одержимости Травма и открытие Фрейдом психической реальности Теория соблазнения Теория комплексов Юнга и травма Леди, которая жила на Луне Травма и трансперсональный аспект в бессознательных фантазиях Юнг и Фрейд о демоническом сопротивлении психики исцелению Фрейд и демонические защиты бессознательного Фрейд и "демоническое" сопротивление Карающее суперэго Фрейда Глава 4. Вклад Юнга в теорию системы самосохранения Травма Юнга и Атмавикти Зрелые размышления Юнга о травме Роль аффекта в образовании комплекса Замечания Юнга по поводу одержимости комплексом Юнг и атакующий "разум" Травма и "смысл" в клиническом примере Юнга Двойственная Самость Юнга: свет и тьма Яхве и темная сторона Самости Глава 5. Вклад современных юнгианских аналитиков Эрих Нойманн и страдающее эго травмы Лондонская школа и архетипические защиты Леопольд Стайн Майкл Фордэм Другие представители Лондонской школы Американские юнгианцы Джеймс Хиллман и расщепление Senex - Puer Натан Шварц-Залант и садо-мазохистическая диада Шерри Салман и рогатый бог-хранитель Сандер, Биби и демонический Трикстер Джозеф Хендерсон и низшая/высшая Самость Вклад других американских авторов Популяризованные версии Мэрион Вудман и демонический любовник Линда Леонард и "Старый развратник" Кларисса Пинкола Эстэс и "прирожденный хищник" Джон Хаул и "яма с тиграми" под синтезом Самости Глава 6. Психоаналитическая концепция системы самосохранения Эдмунд Берглер и саморазрушающий "Демонион" Одиер и злобные/доброжелательные "великие существа" Шандор Ференци и трансперсональная мудрость заботящегося "я" Представители теории объектных отношений Мелани Кляйн и Вилфред Бион Д.В. Винникотт Корриган, Гордон и "мысленные объекты" Майкл Эйген Рональд Фэйберн Гарри Гантрип Джеймс Гротстейн Отто Кернберг и его коллеги Дэйвис, Фроули и детский сексуальный абьюз Джеймс Мастерсон Джеффри Сейнфилд Колин А. Росс Сьюзан Кавалер-Адлер и Демон-любовник Часть II Введение к части второй Волшебные сказки и двухступенчатое воплощение Самости Переходные процессы между человеческим и божественным Вопросы психологии развития Переходные процессы в сказках Две стадии исцеления расщепления в сказках Глава 7. Рапунцель и система самосохранения Пациенты типа Рапунцель Рапунцель: часть 1 Терапевтическое значение Рапунцель: часть 2 Рапунцель: часть 3 Терапевтическое значение Рапунцель: часть 4 Терапевтическое значение Глава 8. Психея и ее возлюбленный-демон Эрос и Психея: часть 1 Эрос как демон Демоническая защита versus лишение свободы Демон как тюремщик Демон-любовник и фантазия фантазия как защита от символического 280. Индивидуация и "притяжение" реальности Эрос и Психея: часть 2 Ярость и сопротивление воплощению 287. Добровольная жертва и воплощение Радость и отношения между человеческим и божественным Глава 9. Птица Фица и темная сторона Самости Птица Фица Птица Фица: часть 1 Любовь и агрессия в эволюции здорового эго: Винникотт Любовь Агрессия Любовь и агрессия вместе Клинический пример Двойственная природа жертвования в трансформации системы самосохранения Птица Фица: часть 2 Победа над волшебником при помощи символа Глава 10. Принц Линдворм и трансформация демонического через жертву и выбор Принц Линдворм: сюжет Тема ребенка и бесплодия Отказ от выбора Меланхоличный мир фантазии в системе самосохранения Юлия Кристева и "Черное Солнце" Отступление об использовании нуминозного в качестве защиты Принц Линдворм как близнец Принц-змей и диада король или королева/дитя Дочь пастуха и старуха как позитивная диада Самости Ярость и трансформация Принца Линдворма Момент сострадания Заключительные замечания Примечания Дональд Калшед Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа Предисловие Книга "Внутренний мир травмы", написанная известным американским психоаналитиком, преподавателем Института К.Г. Юнга в Нью-Йорке Дональдом Калшедом,— юнгианская в лучшем смысле этого слова. В полной мере отражая особенности подхода аналитической психологии, книга свободна от характерных для некоторых авторов крайностей — ухода в любование чарующим архетипичес-ким миром и акцентирования всего внимания на мифопоэ-тической природе бессознательного. По этому поводу Дональд Калшед активно, иногда даже с жесткой иронией, полемизирует со своими коллегами по цеху, показывая существенную опасность исказить реальность психического мира (в частности, увидеть только позитивную или только негативную сторону феномена травматической защиты). Предлагая к рассмотрению обширную литературу по теме психической травмы, автор показывает, что аналитики самых разных направлений — последователи К.Г. Юнга, приверженцы теории объектных отношений, лаканисты и др. в своих размышлениях и анализе клинического материала постоянно выходят на одни и те же феномены, в разных терминах говорят об одних и тех же понятиях. Дональд Калшед на протяжении всего своего исследования феномена системы самосохранения психики удерживает внимание читателя в поле двух фокусов: подхода аналитической психологии Юнга и его последователей и фрейдовского подхода, развитого многими школами психоанализа (наиболее близка взглядам автора теория объектных отношений),— подчеркивая, что время принципиальных расхождений различных школ психоанализа во многом осталось в прошлом и что есть веские основания для синтеза. Убедительное тому доказательство — книга, предлагаемая сейчас вниманию русского читателя. Сошлемся здесь на мнение одного из ведущих юнгианских аналитиков Марио Якоби, так высказавшегося о книге Дональда Калшеда: "Один из самых выдающихся вкладов в практику юнгианского анализа (как и в целом психоанализа) за последние годы". Нам представляется, что Дональд Калшед, вместе с наступающим новым веком уже столетней психоаналитической традиции, выходит на новый уровень и открывает новые перспективы для преодоления исторически сложившихся границ и барьеров внутри этой традиции. Нужно сказать еще об одной особенности "Внутреннего мира травмы", характерной для аналитической психологии. Эту особенность точно сформулировал Джон Фримен в предисловии к книге "Человек и его символы": ...[аргументы Юнга] (как и аргументы его коллег) раскручиваются спирально вокруг предмета подобно птице, облетающей дерево. Вначале у земли она видит лишь неразбериху ветвей и листьев. Постепенно, по мере того как она кружит все выше и выше, вновь открывающиеся части дерева предстают во все большей целостности и связи с окружающим. Некоторые читатели, возможно, вначале сочтут подобный "спиральный" метод доказательства неясным или даже запутывающим, но, полагаю, ненадолго. Это всего лишь характеристика юнговского метода, и очень скоро сам читатель почувствует себя вовлеченным в убедительное и глубоко захватывающее путешествие (Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996, с. 13). Книга Дональда Калшеда полностью соответствует приведенной характеристике с одним небольшим добавлением: читатель с самого первого "витка" (уже после прочтения Введения к книге) имеет четкую картину предмета, которая затем, по мере открытия новых ее граней, становится все более выпуклой и полной. Заканчивая читать очередную главу, думаешь, что уже получено полное представление о феномене травматической системы самосохранения и ее теоретическом объяснении, но открываешь следующую главу и понимаешь, что перед тобой снова не менее яркая и важная страница. Несколько слов о работе над русским переводом книги. Важным понятием для автора является "Daimon". Дональд Калшед придерживается транслитерации оригинального гре-ческого слова (современное английское написание — "demon" в книге не используется), напоминая англоязычному читателю об ином по отношению к христианской традиции понятии "демона" и "демонического", не несущем однозначной негативной оценки. По характеру контакта с сознанием человека древнегреческий "Daimon" проявляет себя точно так же, как описанный Юнгом "дух Меркурий >>, то вредящий и заманивающий в ловушки, то — при иных обстоятельствах — выступающий как проводник и надежный помощник. Сознание оценивает эту энергию бессознательного положительно или отрицательно в зависимости от меняющихся внутренних и внешних условий. Редакторы сочли возможным не вводить новый термин, как это было предложено переводчиками, и сохранить традиционное русское написание "демон", поскольку, по нашему мнению, оно соответствует широкому контексту этого понятия в русской культуре. Сошлемся только на два хрестоматийных примера — у Лермонтова и Врубеля. Таким образом, эти коннотации слова "демон" уже присутствуют в языке и имеют право на существование в научном контексте. Всеволод Калиненко Москва, 4 января 2001
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|