Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории





ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории как базовой учебной дисциплины в высших учебных заведениях имеет большое значение для профес­сионального становления будущих специалистов. Многие пробле­мы, которыми им предстоит заниматься, могут быть решены толь­ко на основе принципа историзма и социального подхода, позво­ляющего выявить и понять тенденции общественного развития. Курс истории является базовым для студентов первого года обуче­ния.

Программа курса основана на изложении истории России в тесной связи с историей мировой цивилизации - на это ориенти­руют преподавателей вузов Государственные требования (феде­ральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В со­держании курса раскрываются качественные изменения в эконо­мическом, политическом, социальном, культурном развитии Рос­сии с древнейших времен до наших дней.

 

Цель курса: опираясь на преемственные связи с историче­ским образованием средней школы, через раскрытие основных тенденций и закономерностей истории развития человечества дать студентам необходимый минимум знаний по истории России в контексте мировой истории. Задачи курса:

• Изучение истории как науки о развитии человеческого общества во всем его многообразии.

• Формирование представлений о путях развития России в контек­сте мировой истории.

• Раскрытие экономических, политических, социальных и куль­турных особенностей исторического развития России.

• Формирование гражданской позиции студентов на основе прин­ципа гуманизма.

 

Студент должен:

• понимать и уметь объяснять сложные и противоречивые собы­тия мировой и отечественной истории; иметь научное пред­ставление о хронологии истории человечества;

• уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;

• уметь анализировать особенности проявления главных факто­ров всемирного исторического процесса в истории России;

• видеть те факторы, которые определяли развитие России, осо­бенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, на­циональную политику государства и др.;

• знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому про­шлому.

Курс основан на хронологическо-проблемном методе, пре­дусматривающем изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам.

Мы надеемся помочь студентам уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических, политических и социальных проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к зачету и экза­мену по истории.

Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы рас­ширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в буду­щей профессиональной деятельности.

Лекция № 1

Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории

 

Цель лекции:опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

 

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

 

Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной исто-


 

рии», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде все­го в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

 

Литература

1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. посо­бие. - М., 2001.

2. Гергиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006.

3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. - М., 1998.

4. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -

Брянск, 1999.


Лекция № 2

Возникновение и развитие древнерусского государства (IX - середина XI вв.)

 

Цель лекции:сформировать знания у студентов о законо­мерностях и особенностях развития европейского Средневековья и Древней Руси, о предпосылках создания государственности на Ру­си и сущности основных этапов развития Древнерусского государ­ства.

 

План лекции

1. Предпосылки образования государственности восточных сла­вян.

2. Социально-экономическая структура Руси.

3. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика рус­ских князей.

4. Культура Руси Х-ХШ вв.

 

Культура Руси Х-ХШ вв.

Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в ми­ровую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведе­ния литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

В период становления и укрепления Древнерусского госу­дарства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал па­харь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сель­ских ополчений.

В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славян­ском языках. На Русь были перенесены система знаков препина­ния, и умение делать материал для письма из кожи животных, со­ставлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллю­страциями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в.

О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна не только для верхов общества, но и для простых гра­ждан, показателем которой являются берестяные грамоты Х1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые за­писки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представ­ление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знани­ях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византий­ской культурой в Киеве и других городах началась работа по пере­воду и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литера­турой на старославянском, греческом, еврейском, латинском язы­ках.

В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столи­це и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названи­ем «Повесть временных лет», литературную обработку историче­ское самосознание ее составителя.

Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объедине­нию и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

Другое выдающееся произведение древнерусской литера­туры представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обще­стве и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников.

В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсут­ствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Под­тверждением сказанного может служить отрывок из послания Фе­дора Печерского князю Изяславу в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужаяаще то буде жидовин, или сарацин, или болга­рин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «По­учение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святосла­вичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения про­никнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать млад­шим. Страстная политическая направленность сочинений Моно­маха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы.

В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др.

В Х1 в. высокого искусства достигла церковная пропо­ведь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Ру­си, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвято­славовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры яв­ляются памятники архитектуры Х1-ХШ вв., которые сохрани­лись в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Рус­ские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, во­шедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых сле­дует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), цер­ковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

Живопись на Руси существовала издавна. Под византий­ским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниа­тюра.

Прикладное искусство Древней Руси достигло высочай­шего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Осо­бенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляю­щая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» прово­лок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные брасле­ты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Ев­ропе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите причины образования государства на Руси

2. Что являлось экономической основой Древней Руси?

3. Дайте характеристику основным видам землевладения

4. Как можно охарактеризовать политический строй Древнерус­ского государства?

5. Перечислите основные категории населения Руси

6. Определите основные направления внешней политики

7. Какое значение для Руси имело принятие христианства?

8. Какие иноземные силы представляли опасность. В чем вырази­лась эта опасность?

9. Какова роль Древнерусского государства в формировании поли­тической карты Европы?

 

Литература

1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.

2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и поли­тиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.

3. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.

4. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Элек­тронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

5. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре­стоматия по истории России. - М., 1999.

7.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.

План лекции

1. Предпосылки раздробленности русских земель.

2. Русские земли и княжества.

3. Борьба за независимость.

4. Начало объединения русских земель.

 

Русские земли и княжества

Несмотря на то, что власть киевских князей в середине Х 11 в. имела реальное значение лишь в пределах самого Киевского княжества, борьба за обладание Киевом продолжалась до наступ­ления татаро-монголов. Киевское княжество располагало самыми плодородными землями, крупными вотчинными хозяйствами. Внешняя политика княжества шла в двух направлениях - в борьбе с половцами и осложнении отношений с сильным Владимиро-Суздальским княжеством.

В условиях борьбы за киевский престол местное боярство стремилось к прекращению усобиц и политической стабильности в своем княжестве. Княжеские усобицы разоряли города и села, на­селение бралось в плен. Все происходящее предопределило на­чавшийся в начале ХШ в. постепенный упадок Киевской земли, исход ее населения в северные и северо-западные регионы страны. Но Киев сохранил славу «матери городов русских», религиозным центром Руси.

Уже во второй половине Х 11 в. выделяются сильнейшие княжества, правители которых становятся в своих землях «вели­кими», обладая правами суверенных государей. В конце Х 11- начале ХШ вв. на Руси определились три основных политических центра: для Северо-Восточной и Западной Руси - Владимиро-Суздальское княжество, для Южной и Юго-Западной Руси - Га-лицко-Волынское княжество, для Северо-Западной Руси - Новго­родское княжество.

Владимиро-Суздальская Русь занимала большую терри­торию междуречья Оки и Волги, прикрытую лесами от половецких набегов. Сюда перемещалось население из южных пограничных со степью княжеств. На плодородных Землях развивалось земледе­лие, через княжество проходили речные пути, и владимиро-суздальские князья держали в своих руках торговлю с Новгородом и Востоком. В княжестве было много городов, таких, как Суздаль, Ростов, Ярославль. В 1108 году Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир - будущую столицу всей Северо­восточной Руси. Первый правитель княжества Юрий Долгорукий (с его именем связано первое упоминание о Москве) проводил ак­тивную внешнюю политику: подчинил Рязань и Муром, организо­вал походы на Новгород, был занят борьбой за Киев, который за­хватил его сын Андрей Боголюбский. Главной целью

А. Боголюбского было укрепление своего княжества в общерус­ской политике, он пытался установить во Владимире митрополию, подчиняющуюся не Киеву, а непосредственно Константинополю. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества был достигнут при сыне Юрия Долгорукого - Всеволоде, который вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, полностью подчинил своему влиянию Рязанское княжество, воевал с Волжской Булга-рией.

Княжеские усобицы привели Владимитро-Суздальское княжество к окончательному падению. В его бывших границах образовалось ряд удельных княжеств, среди них к началу ХГ^ в. выделяются Тверское, Московское и Рязанское, к которым в сере­дине века присоединяется Нижегородское княжество. Все они вступают между собой в борьбу за лидерство, называя себя «ве­ликими», но по своему политическому весу выделятся Тверское и Московское княжества. Борьба между Москвой и Тверью занимает важнейшее место в политической истории Руси ХГ^ века.

Как самостоятельные силы, Тверь и Москва впервые вы­ступают во второй половине ХШ в. Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского, когда его брат, Ярослав, твер­ской князь, получил от татар ярлык на Владимирское великое княжение (1263 г.). В последние десятилетия ХШ в. Тверь высту­пает в роли организатора борьбы против Литвы и татар. Экономи­ческому подъему и политическому возвышению обоих княжеств способствовал рост населения за счет притока на эти земли кре­стьян и ремесленников из других княжеств.

Галицко-Волынская земля простиралась от Карпатских гор и Днестровско-Дунайского Причерноморья до земель литов­ского племени ятвагов и Полоцкой земли. Здесь развивалось зем­леделие, скотоводство, различные промыслы, ремесленное произ­водство, способствовавшее росту городов, которых было значи­тельно больше, чем в других русских землях - это Владимир-Волынский, Перемышль, Галич, Холм и др. В ХШ в. княжеские усобицы привели к раздроблению Галицко-Волынского княжества на ряд небольших уделов. В борьбе против княжеской власти объ­единились все группировки Галицкого боярства и вступили в сго­вор с венгерскими, польскими и половецкими войсками. В 1245 г. Князь Даниил Романович разбил объединенные силы, в том числе, алицких бояр и Черниговского княжества, и восстановил единство всего княжества.

Новгородская земля занимала весь север Руси - от При­балтики до Уральских гор, к новгородским землям примыкали ог­ромные владения Великого Новгорода, населенные подвластными неславянскими народами. Новгород - это «западные ворота» Ру­си, подлинными хозяевами которого были бояре, а не купцы. Им противостояло подавляющее большинство населения как сельско­го (смерды, холопы), так и городского (ремесленники, мелкие тор­говцы). После восстания 1136 г., закончившегося изгнанием Все­волода, городом стала управлять выборная администрация: посад­ник, тысяцкий, старосты пяти частей Новгорода, даже архиепи­скоп был выборным и обладал также светской властью - ведал городской казной, дипломатическими делами, был верховным судьей. После 1136 г. к власти в Новгороде пришла городская ари­стократия - крупное боярство, богатое купечество, архиепископ.

Новгород ранее соперничал с Киевом. В центре его распо­лагался торг, где проходило - сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы: выбира­лись городские власти, обсуждались кандидатуры князей, опреде­лялась военная политика города, с общего согласия устанавлива­лись налоги и др.

Экономическое лицо Новгорода определяли три обстоя­тельства:

а) огромное значение торговли, в том числе и внешней, что
объяснялось нахождением города на великом водном пути «из ва-
ряг в греки», открывая его с севера;

б) большой удельный вес ремесла, т. к. Новгород был круп-
нейшим ремесленным центром Древней Руси;

в) наличие обширных земель-колоний, являвшихся источ-
ником огромных ценностей таких, как пушнина, серебро, воск и
другие продукты промыслового хозяйства.

Со временем Новгород в хозяйственных связях сближался с южно-балтийским миром, скандинавскими и немецкими земля­ми. Наиболее прочные связи он сохранял со своими соседями -Полоцким, Смоленским, Ростово-Суздальским княжествами.

Новгородской земле принадлежала важная роль в обороне северо-западных границ Руси. Как и Киев в первые столетия рус­ской истории выступал организатором борьбы с кочевниками, так и Новгород в течение многих лет был центром борьбы с немцами, шведами и литовцами, наступавшими на Русь с запада.

С середины ХП в. до середины ХУ в. новгородцы 26 раз воевали со шведами, 11 раз - с Ливонским орденом, 14 раз - с Литвой, 5 раз - с Норвегией. Главную тяжесть борьбы с кресто­носной агрессией вынесли на себе народные массы Новгородской земли.

 

Борьба за независимость

В первой трети ХШ в. наиболее сильные государства-княжества (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское), их политические лидеры проявили стремление к политическому объ­единению земель Руси, к централизации, но этому помешала страшная угроза с востока.

Тринадцатое столетие вошло в историю Руси, как время борьбы за независимость. С востока наступали татаро-монгольские завоеватели, с северо-запада - рыцари-крестоносцы, с запада - литовцы. Героическое сопротивление внешним врагам позволило Руси сохранить условия для самостоятельного разви­тия.

Монгольская империя образовалась в начале ХШ в. Она объединила многочисленные воинственные племена кочевников степей Центральной Азии и прилегавших районов Сибири. В пер­вое десятилетие века татаро-монголы завоевали земли бурят, яку­тов и других народов Южной Сибири, киргизов и уйгуров. В 1215 г. ими был взят Пекин, и войска Чингисхана двинулись на Сред­нюю Азию, которая была опустошена. Над народами Восточной Европы нависла опасность.

В 1223 году состоялось общее выступление русских князей и половцев против татаро-монголов. В этом сражении проявился сепаратизм русских князей, итогом которого стали поражение объединенных сил и победа иноземцев. К 40-м годам на землях Руси устанавливается татаро-монгольское иго, и создается госу­дарство захватчиков под названием Золотая Орда.

Татаро-монгольское завоевание русских земель имело тя­желые последствия для нашего государства, т.к.:

- происходили массовые убийства местного населения, многие ремесленники уводились в плен;

- истощалась экономика, свертывались товарно-денежные отношения (вывозилось в большом количестве серебро), «именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе», как справедливо заметил русский писатель А. И. Герцен;

- пострадали города, их развитие было законсервировано;

- ордынские ханы создали целую систему ограбления за­воеванной страны через сбор регулярной дани («ордынский вы­ход»);

- усилился феодальный гнет, т.к. народ попал под двойную зависимость - своих и иноземных угнетателей;

- тяжелы были и политические последствия - политика ор­дынцев сводилась к разжиганию феодальных усобиц, чтобы не дать княжествам объединиться;

- ухудшилось и международное положение страны, были разорваны древние торговые и культурные связи с соседними странами - Русь была отрезана от Черного моря, под власть Литвы попали западнорусские земли (Смоленск, Полоцк), позднее Рус­скому государству пришлось вести длительную борьбу за их воз­вращение;

- огромный урон понесла русская культура.

Борьба против татаро-монгольских завоеваний носила ос­вободительный характер. Народные массы Руси всячески сопро­тивлялись политике ордынцев. Подавить борьбу народа каратель­ными средствами не всегда удавалось, и захватчики шли на неко­торые уступки. Так, до конца ХШ в. дань собирали баскаки, при­езжавшие на Русь в сопровождении вооруженной охраны. Теперь же баскаки были отозваны из городов, и сбор дани передавался русским князьям, что лишило Золотую Орду возможности вмеши­ваться в политическую жизнь русских земель. Эти уступки имели большое значение для создания более благоприятных условий в борьбе за государственное единение. Следует обратить внимание на тот факт, что татары, будучи язычниками и проявляя веротер­пимость, освобождали русское духовенство от дани, но в то же время стремились привлечь его на свою сторону.

В период татарского нашествия над Русью возникла страшная опасность с Запада, со стороны немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов, стремивших­ся завоевать Прибалтику и прилегающие к ней районы. Наиболь­шая опасность угрожала Полоцкому княжеству, Новгороду и Пскову.

В районе Прибалтики были созданы два рыцарских ордена - Меченосцев (или Ливонский) и Тевтонский. К концу 20-х гг. ХШ в. немецкие рыцари сломили сопротивление раздробленных пле­мен Прибалтики и усилил их «стремление на Восток». Татарское нашествие на русские земли создало благоприятную обстановку для реализации захватнических планов немцев и шведов.

Наступление с запада начали шведы. Летом 1240 г. швед­ские суда под командованием герцога Бергера вошли в Неву с це­лью завоевания Новгорода и его земли. Новгородский князь Алек­сандр Ярославич с небольшой дружиной и примкнувшими к нему новгородцами направился к месту высадки шведов. Короткий бой завершился почти полным уничтожением шведского войска. Этой победой новгородский князь заслужил себе имя Александра Нев­ского и укрепил свой авторитет. Невская победа надолго остано­вила шведскую агрессию на Восток и сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.

Летом 1240 г. немецкие рыцари-меченосцы вторглись в Псковскую землю, овладели Изборском и захватили Псков, создав тем самым угрозу Новгороду. Организатором и руководителем борьбы против немецкого нашествия стал все тот же Александр Невский. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, в результате которого немецкие рыцари были разгромлены. Меченосцы запросили мира на условиях полного отказа от захваченных ими ранее русских земель.

В 1252-1253 гг. Александр Невский стал великим князем владимирским, который в отношениях с ордынскими ханами стремился исходить из реального соотношения сил Руси и Орды в тот период. Основной задачей князь Александр считал борьбу против агрессии крестоносцев. Несмотря на тяжесть ордынского ига, Русь сохранила свою государственность, свой язык и культу­ру. Агрессия крестоносцев угрожала как государственному, так и национальному существованию русского народа.

Освободительная борьба затруднялась усилением децен­трализации и ослаблением великокняжеской власти, которая вре­менно усилилась при Александре Невском. После его смерти ти­тул великого князя стал объектом борьбы между удельными князьям.

Литература

1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.

2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и поли­тиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.

3. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.

4. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории.- М.,

1996.

5. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Элек­тронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

6. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

7.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре­стоматия по истории России. - М., 1999.

8.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.


 

Лекция № 4

Образование единого многонационального российского госу­дарства (ХУ - первая треть XVI вв.)

 

Цель лекции:сформировать знания студентов о особенно­стях формирования Российского централизованного государства; эволюции государственного аппарата в ХУ - первая треть XVI вв.; отличиях российского самодержавия от западноевропейского аб­солютизма; целях, содержании и результатах социально-экономических преобразований в данный период.

 

План лекции

1. Основные этапы объединительного процесса.

2. Политический строй Российского государства.

3. Социально- экономическое развитие

4. Русская культура Х1У-ХУ вв.

 

1. Основные этапы объединительного процесса Борьба с внешней опасностью. В конце ХУ - начале ХУ1 вв. международное положение Руси усложнилось в связи с усиле­нием опасности со стороны Золотой Орды и азиатских завоевате­лей, а также давлением на русские земли Великого княжества Ли­товского.

1395 г. властитель Средней Азии Тимур (Тамерлан) раз­громил ордынского хана Тахтомыша и направился к границам Руси. Однако вторжение не состоялось из-за начавшейся войны Тимура с Персией. Новый хан Едигей, которому удалось временно объединить Золотую Орду в начале ХУ века, совершил поход на Русь, но взять Москву ему не удалось.

К этому времени обострились отношения между Москвой и Литвой, что было связано с захватом литовцами ранее Смолен­ска (1395 г.) и разорением Рязанского княжества. Великий князь литовский Витовт планировал поход на Русь, чтобы отвоевать Новгород и Псков. Но общая для Москвы и Литвы угроза со сто­роны Едигея привела к заключению союза между ними в первом десятилетии ХУ в.

Феодальная война Руси. Дмитрий Донской оставил ду­ховную грамоту, в которой сформулировал принцип наследствен­ных (вотчинных) прав московских князей на территорию всего

Владимирского великого княжения. Тем самым. Он не допускал возможности перехода этого княжения к какой-либо другой кня­жеской линии и игнорировал былое право татарских ханов распо­ряжаться ярлыком на великокняжеский престол.

При Василии I (1389-1422 гг.), сыне Дмитрия Донского, важнейшими вопросами внутренней политики Москвы оставались отношения с местными великокняжескими центрами. Москва при­соединила Нижегородское княжество, земли в бассейне реки Вы­чегды, населенные народом коми, среди которых миссионерскую деятельность проводил пермский епископ Стефан. В то же время усиливаются тенденции тверского князя к независимости от Мо­сквы, к чему стремится и рязанский князь.

Княжение Василия II(1425-1462 гг.) было связано с нача­лом политического кризиса, переросшего в феодальную войну, в которой он стал олицетворением объединительных устремлений русских людей, а его удельные оппоненты - символом децентра­лизации.

Феодальная война закончилась поражением коалиции удельных князей и усилением великокняжеской власти. Ликвида­ция уделов и превращение земель Московского княжества в еди­ную территорию, находящуюся под властью великого князя, соз­дало предпосылки для завершения процесса собирания русских земель. Постепенно будет осуществлена ликвидация сохранивших пока свою самостоятельность великих княжеств Тверского и Ря­занского, а также Новгорода и Пскова и включения их в состав Московского великого княжества. Этот завершающий этап в про­цессе создания Русского государства произойдет в княжение Ива­на III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1532 гг.)

Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Исключительное значение в образовании русского на­ционального государства принадлежит Ивану III. Иван III был крупнейшим государственным деятелем своего времени, челове­ком больших политических замыслов и решительных действий. Он продолжил политику своих предшественников - московских великих князей и вместе с тем был глубоко своеобразен в своих действиях. Он был последовательным «собирателем» русской зем­ли, какими были его предки, именно он вывел Русское государство на европейский простор, вступив в дипломатические отношения с Венецией, Молдавией, Данией, Турцией, Персией, Грузией, Хоро­саном. Иван III действовал самыми разнообразными методами: угрозой или хитростью, силой или уступчивостью, заключал сою­зы и сталкивал противников, всегда поступая с полной уверенно­стью, почти всегда с успехом.

За время своего княжения он в три с половиной раза рас­ширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь, подчинил Псков и Рязанское княжество, рас­ширил свои владения на северо-восток, заняв область Перми Ве­ликой. Войска Ивана 111, перейдя Урал, появились в области Юг-ры, прошли вниз по Иртышу и достигли Оби. Выступая против Литвы, он присоединил весь бассейн верхней Оки, все течение Десны, часть нижнего течения Сожа и верхнего Днепра. Действуя в союзе с Данией, он начал войну за Балтийское побережье против Ливонского ордена. После знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без сражения, благодаря дальновидности и упорству своей политики, Иван 111 «перестоял» хана Ахмата, прекратил выплату дани татарам, порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды.

Иван IIIбыл не только полководцем и военным организа­тором, но и выдающимся государственным деятелем. Он создал единообразную систему управления; издал Судебник; создал рус­скую дипломатию; придал европейский столичный облик архитек­туре Москвы. По словам К.Маркса, «В начале своего царствования Иван IIIвсе еще был татарским данником: его власть все еще ос­паривалась удельными князьями; Новгород... господствовал на севере России, Польско-Литовское государство стремилось к за­воеванию Московии, наконец, ливонские рыцари еще не сложили оружия. К концу царствования мы видим Ивана IIIсидящим на вполне независимом троне об руку с племянницей последнего ви­зантийского императора; мы видим Казань у его ног; мы видим, как остатки Золотой Орды толпятся у его двора; Новгород и дру­гие республики покорны; Литва уменьшилась в своих пределах, и ее король является послушным орудием в руках Ивана; ливонские рыцари разбиты. Изумленная Европа, в начале царствования Ива­на IIIедва ли подозревавшая о существовании Московии, затисну­той между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным по­явлением огромной империи на ее границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».

Завершение объединения русских земель было главной задачей московской политики. Решающим этапом явилось присое­динение Новгорода в результате его полной капитуляции (1477 г.) и Тверского княжества (1485 г.). Судьбу Новгорода и Твери разде­лили и другие княжества. Только Псков и Рязанское княжество считались самостоятельными в составе великого княжения, но и они уже давно испытывали давление «московского государя».

Объединение русских земель под властью Москвы создало условия для окончательного освобождения от ордынского ига. К концу правления Василия IIзависимость Руси от Золотой Орды была номинальной. Это было связано,







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.