Способы постановки свистящих звуков.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы постановки свистящих звуков.





С – по слуховому подражанию. Звук С сравнивают со свистом ветра, звук З сравнивают со звоном комара. По подражанию с использованием тактильных ощущений: узкая холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки. От звука Ф: улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношения С; во время произношения Ф оттягивать нижнюю губу вниз. От И, Т – подуть на язык, чтобы ветерок погулял по с.я., а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха.

 

 

С’ – после автоматизации [С] в словах, когда приступаем к автоматизации в предложении можно приступать к [C’].

[С’] ставим по подражанию. Длительно произносим [C], можно опустить углы рта вниз и произносим с гласным [И] = си, се, ся, сё, сю и приступаем к автоматизации.

 

 

З – у одних детей раньше ставим З, а потом С’, у других наоборот. [З] ставится от [С] путём озвончения (тыльная сторона руки к ребёнку на шею, другой – логопеду). Ребёнок при [З] ощущает вибрацию и включает голос. При автоматизации [З] учитывать правила орфоэпии: [З] перед глухими согласными и на конце слова оглушается (арбус, скольско) = берутся в начале слова, в середине перед гласными, сонорами. В начале слова – озвончение (зделал).

 

 

З’ – после автоматизации [З] в словах ставим [З’] путём соединения с гласными: и, е, я, ё, ю, добиваясь [З’].

Ц – смычка Т, щель – С. Ставим путём подражания, слитно произнося [ТС]. Постепенно убыстряем темп и произносим коротко [ТС], пока не услышим [Ц], можно использовать тактильный контроль. Тыльной стороной руки ощущать толчок воздуха. Предлагается произносить звук Т с опущенным к.я., при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.



 

 

Шипящие

Ш Ж Щ Ч
согласный согласный согласный согласный
ротовой ротовой ротовой ротовой
щелевой щелевой щелевой смычно-щелевой
переднеязычный переднеязычный переднеязычный переднеязычный
твёрдый твёрдый мягкий мягкий

 

Базовым является звук Ш, опорными звуками будут:

Т – положение кончика и п.ч.с.я.там же, где при Ш у верхних альвеол.

С – направление воздушной струи.

 

 

Описание правильной артикуляции шипящих звуков.

Губы слегка выдвинуты вперёд и округляются так, что получается удлинённый резонатор с окраской на У, т.е. с более низким тоном.

Зубы – приоткрыты, верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка и п. ч. с. я. Подняты по направлению к альвеолам и боковым краям передней части прижимаются к альвеолам около внутренней поверхности зубов.

С. ч. с. я. опускается.

З. ч. с. я поднимается к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева.

Боковые края языка (всех его частей) прижимаются из нутрии к верхним коренным зубам. Язык принимает ложкообразную форму.

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость.

Голосовые связки раскрыты, голос не образуется.

Воздушная струя воздух проходит через две щели. Сначала через щель, образованную з. ч. с. я., а потом через щель, образуемую кончиком языка и = сложный шум, напоминающий шипение. Поэтому согласный Шназывается шипящим.

Звучание – сложный шипящий звук.

 

 

Нарушения группы шипящих называется так же, как в группе свистящих: пропуски и искажения – сигматизм группы шипяших, замены – парасигматизм группы шипящих.

Искажения Коррекция искажений
1. Межзубный сигматизм гр.шипящих К. я. и п. ч. вместо того, чтобы подниматься вверх к альвеолам, просовывается между зубами. Струя будет рассеиваться по языку и слышится шепелявый оттенок.   2. Боковой сигматизм гр.шипящих А) Один из боковых краёв (пер., ср., зад.) частью не прилегает к верхним коренным зубам, а опущен и пропускает воздушную струю в бок. Слышен хлюпающий звук. Б) Ср. ч. я. напряжена, выгнута по направлению к твёрдому нёбу, смыкается с ним передней или средней ч., воздушная струя обтекает язык – выходит с двух сторон. Слышен хлюпающий звук, как каша.   3. Призубной сигматизм гр.шипящих Кончик языка находится на уровне щели (не просовывается), воздушная струя растекается по всему языку и слышится тупой шум.   4. Губно-зубной сигматизм гр.шипящих К артикуляции звука Шдобавляется подъём нижней губы к верхним зубам. Слышится Ш с призвуком Ф.     5. Щёчный сигматизм Язык не принимает участие, лежит внизу. Воздушная струя растекается по языку и уходит в щёки (они даже иногда раздуваются).   6. Заднеязычный сигматизм гр.шипящих Кончик языка опущен и оттянут назад, передняя часть опущена. Задняя часть поднята вверх и образует щель с мягким нёбом – слышится фрикативный Г – украинское.   7. Носовой сигматизм гр.шипящих Кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть поднята и смыкается с мягким нёбом, которое опущено и открывает проход в носовую полость. Слышится носовое Х, носовое Н.     По подражанию   Путём остановки вибрации звука Р, произносится шёпотом.     От Т с придыханием (если Т хорошее), т.к. Т, Д, Н часто бывают или межзубное, или нижнее сначала надо отработать их.   Все остальные искажения учитываются, как и при свистящих. Самое трудное – боковое (иногда можно ставить Р, а потом от него Ш. Смотреть какие группы звуков нарушены у ребёнка.

 

Замены Исправления замен
1. Губно-зубной парасигматизм гр.шипящих Ш – Ф фапка, дуф; Ж – В ваба, лува; Щ – Ф’ фётка; Ч – Ф’ мяфь.   2. Призубной парасигматизм Ш – Т туба; Ж – Д даба; Щ – Т’ тятка; Ч – Т’ мят   3. Шипящий парасигматизм Ш – Ш’, Ж – Ж’, Щ – Ш’, Ч – Ш’смягчённое, искажённое.   4. Свистящий парасигматизм Ш – С, Ж – З, Щ – С’, Ч - С Сначала ставится и автоматизируется Ш, потом идёт полная дифференциация Ш и звука заменителя.   Полная дифференциация     На подготовительном этапе даём дифференциацию Ш – Ж. Иногда достаточно.     Полная дифференциация.

 

Способы постановки шипящих звуков.

Ш – а) От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на неё. При этом обращается внимание, чтобы б. к. языка упирался в коренные зубы, т.к. иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Во избежании этого рекомендуется прижимать щёки пальцами к челюстям .

б) От звука С. предлагается произнести С, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь.

в) От звука Т. В момент произнесения Т предлагается с силой выдохнуть воздух.

г) По подражанию: шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре.

д) Используются тактильные ощущения: ощущение тёплой широкой струи выдыхаемого воздуха.

 

 

Ж – когда поставлен Ш и автоматизирован в словах, приступаем к постановке Ж, путём озвончения (как З от С).

Можно аналогичным образом (как Ш) от звуков З, Д, Р.

 

 

Щ – а) от звука С’. Произносится С’, с помощью зонда кончик языка поднимаем вверх, к верхним альвеолам.

б) От звука Ш, используя взаимосвязь губ и языка. При произношении Ш губы растягиваются в улыбку, слышим Щ.

 

 

Ч – а) По подражанию, путём быстрого произнесения ТШ, постепенно убыстряя темп, до чистого Ч. Используем тактильный анализатор, чувствуя толчок воздуха.

б) От звука Т’. Просим произнести Т’ с приподнятым вверх кончиком языка.

в) При многократном произнесении АТ’, приподнимая к верху кончик языка, слегка нажимаем на щёки, чем отодвигаем кончик языка назад.

г) Быстрое, поочерёдное произнесение звуков Т’ и Щ. Автоматизацию начинаем в обратных слогах (ач).

 

 

Соноры

Л Л’
согласный согласный
ротовой ротовой
сонорный сонорный
смычно-проходной смычно-проходной
переднеязычный переднеязычный
твёрдый мягкий

 

Опорными звуками для Л будут:

Т –для подъёма кончика языка;

 

Ы –для подъёма корня языка.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.