Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема занятия: звук у (первое занятие).





Цель занятия: четкое произношение звука у; сравнение звука у с гласными а, ы, и; выделение звука у из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой у.

Примерный ход занятия

Организационный момент.

Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.

II. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у и познакомитесь с буквой у».

III. Произнесение звука у.

1. Детям предлагается очень четко произносить звук у тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук у – гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.

2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у, т.е. ут, ум, ук; ту, му, ну и т.п.

IV. Выделение звука у на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).

1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).

2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

1. Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у.

логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 – 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова.

2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли, т.е. со звуком у в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук у, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова дуб, буквы, суп, сумка и т.п.).

VI. Знакомство с буквой у.

Детям раздают кассы, в которые вложена буква у. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква у большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.



Второе занятие на звук у.

Материал немного усложняется.

В начале занятия детей спрашивают о том, какой звук и какую букву они узнали накануне. Затем логопед предлагает детям садиться после того, как каждый из них четко повторит произнесенный логопедом слог. Примерные слоги: ту, ук, ум, му и с другими согласными.

В занятие могут быть включены примерно такие упражнения.

Повторение вслед за логопедом сочетаний из двух-трех слогов типа: му – ту; ут – ук и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука.

Повторяется произношение слов со звуком у.

Повторно проводится упражнение на выделение звука у из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву у.

Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у; если есть, то надо поднимать букву у. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (улица, утюг, утенок, уши и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук и, как наиболее отличный от звука у (ива, Иван, игры).

Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у.

Запись (повторно) буквы у.

Развитие внимания (проводится как игра).

Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».

Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.

На звук и букву а материал подбирается примерно так же, как на звук и букву у.

Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.

Опишем примерный ход занятия.

Тема занятия: звуки а и у.

Цель занятия: повторение звуков а и у; выделение звуков а и у из начала слова; анализ сочетаний типа ау.

Примерный ход занятия

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.) Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы а и у – гласные.

1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а и у, четко их артикулируя (один ребенок произносит а, следующий – у, затем опять а и т.д.).

2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание ау, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы: «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)

III. Выделение начального гласного из слова.

Логопед называет слова, начинающиеся на звук а или на звук у (аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е. а или у, и поднять соответствующую букву.

IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а и у.

На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.